Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Роман БАЛАЯН: «Необходимы собственные авторитеты, вызывающие доверие»

Размышления о жизни и кино в преддверии 77-летия
13 апреля, 2018 - 10:44
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Фильмы Романа Балаяна, показанные недавно, один за другим, в течение нескольких месяцев, неизменно собирали полный зал в Мастер-классе. Они так искренно, без пафоса говорят о жизни, судьбе, потерях и приобретениях, любви и предательстве, умении выжить и достоинстве жить, что временное расстояния от их первого появления, до сегодняшнего дня, — нет. И сам мэтр, по-прежнему, статен, обаятелен, интересно общается, метко шутит. Вот только, к сожалению (и не только по— моему), не снимает кино.

Попытаемся узнать, почему?..

ПЕРЕСМАТРИВАЯ КИНО

— Роман Гургенович, недавно в Мастер-классе прошла ретроспектива ваших фильмов. Была свидетелем, как зрители новых поколений  ее воспринимали. Знаю, вы не пересматриваете свое кино, но меня интересует впечатление от общения с новым зрителем?

— Честно говоря, у меня вызвало удивление, что кому-то это кажется интересным. Сам я в кино не хожу и удивляюсь тем, кто смотрит. Приятно, конечно, когда интересуются тем, что ты делал. Но, если бы там были критики, осадили бы слегка  «восторженный поток». Более поздние  картины: «Две луны, три солнца», «Ночь  светла», «Райские птицы» —  считаю, это уже была просто работа. По теме я в них более, чем уверен, а вот в художественном, кинематографическом понятии менее... Увы, но я честен перед собой.

— Изменились реалии, в которых мы существуем, хотя люди, в сущности своей, не меняются. Но —  «Полеты...», «Храни меня, мой талисман», «Филер», — воспринимаются новым зрителем, как абсолютно сегодняшнее кино?

— Раньше науку и культуру давила цензура — и это унижало. Сегодня унижает невнимание ко всем вообще или скажем, к 85 процентам нашего населения. Ведь в  тех упомянутых   моих картинах речь шла о судьбе интеллигенции. Она же и сегодня  сидит в зале.  Не говорю, что время вернулось, оно, видимо, продолжается. С той разницей, что тогда унижена была на эти 95 процентов  научная и творческая интеллигенция, а сейчас — все. Будем считать, что  наконец-то интеллигенция вместе с народом, а не сбоку... (Смеется.) Только жалко, что произошло это из-за бедности...

В ПРЕДДВЕРИИ «ЗОЛОТОЇ ДЗИҐИ». БЕЗ ПРОГНОЗОВ

— Кроме вашего дня рождения, мы общаемся накануне  вручения во второй раз «украинского Оскара» — премии «Золота Дзиґа», как вы, как академик нашего кино, оцениваете украинский кинопроцесс?

— Всегда говорил, что  меня мало интересуют единичные удачи, они всегда возможны. Наиболее важно, чтобы развивалось кинопроизводство, кинопромышленность. Говорил и давно:  если в год снимается 20 фильмов и 2 из них — приличные, это очень даже  хороший показатель.  Я сегодня человек отстраненный от  процесса, но знаю, конечно, что наконец-то есть немалое количество снимаемых фильмов.   И безусловно, две три картины найдутся...

— Питчинги временно приостановлены, это на пользу или во вред нашему кино?

— Сейчас ведь два потока денег на кино — в Агентство и в  Минкульт. Государство выделило  500 миллионов на Агентство по кинематографии и такую же сумму Минкульту, с оговоркой — на патриотические темы. Честно говоря, эта оговорка мне напомнила почему-то  российского министра культуры Мединского, который все время грешит этим определением при обсуждении денег на кино, да и при обсуждении фильмов и спектаклей. Надеюсь, что нашего Евгения Нищука, которому я симпатизирую,  обойдут эти определения в искусстве, даваемые сверху.

— Насколько новая структура Фонда культуры, который возглавила Марина Порошенко, будет действенна?

— Как правило, берется чужая калька, проверенная, четко работающая, но мне не нравится, что все время нужно или не нужно —  ее якобы приспособляют к реалиям Украины. В этом я усматриваю некое притворство. Любой четко работающий закон «оттуда», если он приемлем для страны, если он может действительно улучшить состояние страны и народа, можно принять. Конечно же, зная и думая о наших реалиях. Но иногда вот эта  «приспособляемость» волей неволей в пользу кого-то,   говорят в народе. Не в теме, не знаю... А  Фонд культуры, безусловно,  нужен, как нам в кино  нужен был давно и «ЕВРИМАЖ», в который мы, кстати, до сих пор не вступили. На все, братцы есть деньги , на это пока нет— ха ха ха!...  А «Евримаж» между прочим — это отсутствие препон по части копродукции, и, что крайне важно, европейского проката.

Я вот часто говорю, что мне все равно, кто Президент. Это должность представительская, политическая. Меня интересуют, насколько незаангажированы и профессиональны те в его команде, кто занимается и дает рекомендации по разным отраслям: производство, финансы, культура, наука и т.д. Верим ли мы  вкусу, знаниям  и неангажированности  этих советников...

ПРОСТО ХОРОШЕЕ КИНО, ИЛИ КИНО С ЭПИТЕТОМ

— Мы говорили выше, что часть денег на кино, которая пойдет через Минкульт — на кино «патриотического характера». А что это такое — патриотическое кино?

— Ну, это, якобы, пропаганда всего украинского. В данном случае, наверное, речь идет о войне и противостоянии России. А я считаю, что в это время нужно снимать фильмы о любви, о сострадании, об униженных и оскорбленных... которых сейчас, ох, как много... Для тех, кто воюет, как по мне, это очень даже близко — они бы почувствовали, что это — и  про них, страдающих и готовых на жертвы ради страны, ради людей, ради близких и любимых.

— Почему, когда государство дает достаточно большие деньги на кино, Роман Балаян не снимает?

— Честно говоря, на прошлом пиччинге я представил свой проект с продюсером Еленой Фетисовой. Но дней за десять до финального питчинга, попросил Елену не обижаться и снять проект, хотя положительная судьба его была уже решена.  Это было мое решение, неважно,  почему это я сделал... Теперь  готов представить другой проект, но конкурс, говорят,  отложен до сентября. Даже если утвердят, финансирование пойдет в19-м, 20-м годах. Долго это... Честно говоря, все свои фильмы, более  или менее приличные я снял давно, мы о них  говорили выше. В  отличие от многих, которые любят все  свои фильмы, я люблю, точнее, признаю некоторые из них.  Я трезво оцениваю текущий момент и чувствую, что скорее, нахожусь  в замечательном возрасте  наставника и советника. С удовольствием включаюсь в чужие сценарии и фильмы советами. Сам себе удивляюсь — если б  в свои так включался!.. При этом, не стараюсь переделать авторское решение «под себя», тщательно оберегаю его стиль. Если бы вовремя, на уровне сценария, или просмотра рабочего материала прислушивались бы к моим советам, многие фильмы можно было бы сделать лучше.  Тут я хвастун, но, как ни странно, в этом своём,  приятном мне,   заблуждении нахожусь и по сей день.  Впервые хвастаюсь, но заметьте, в отличии от других,  не своими фильмами...

ВЕКТОР НАСТРОЕНИЙ

— Общее ощущение, независимо от социальной ступени, на которой находится индивидуум, всех накрыло общее ощущение безысходности. С вашей точки зрения, просвет, выход какой-то есть?

— Главная беда сегодняшнего дня — абсолютная неуверенность в завтрашнем дне.  Если проходит какая-то реформа, человек должен понимать, что будет через время. Например, когда   сыну будет 18, внуку 10, их ждет, в связи с этим, такое-то такое то  будущее. Наконец-то   с украинским языком определились: учи и учись, чему хочешь, но учти, что в институтах преподавание будет только  на государственном.  Отлично, понятно, как действовать, ради будущего. И изучение  языка мотивировано. К сожалению, отсутствует обаяние у  тех, кто делает реформы. Что немаловажно. Должна быть стать, харизма, голос, искренность — это вызывает доверие. И еще — бытовая культура. Она для нас — непаханое поле.

— Есть ли рецепт, как сделать так, чтобы то, о чем говорим со страниц книг, с экрана, со сцены, — было интересно всем? Это возможно?

— Ну, я же не Мессия, почем мне знать!...  В коммерческом или,  как я называю, смотрибельном кино,  должно быть внимание к ожиданиям зрителей, к их радостям  и печалям.

ПОДЕЛИТЬСЯ ЛЮБОВЬЮ

— Предположим, завтра Роман Балаян запускается с новой картиной, и говорит об униженных и оскорбленных?

— Да. Ты знаешь, мне  так много было отпущено в детстве любви в том маленьком селе, где я рос. Был первым сиротой, отец погиб в 1942-м, и вся деревня стремилась восполнить в те военные времена мой дефицит любви. Обнимали, ласкали,  плакали на плече сироты, каждый,  встречая меня,  старался  покормить, говорить добрые слова.  Считаю своим долгом — отдать, поделиться этим, вернуть подаренную мне в детстве всеобщую любовь, Звучит пафосно, но это так...

— А есть уверенность, что  зритель, будет это смотреть?

— Не знаю. Наверное, зависит от того, каким языком говорить (имею в виду художественные особенности). С удивлением открыл для себя, что студентам кинофакультета Тарковский, например, скучен... Зрителя отучили думать, чувствовать. Усваивается и проходит насквозь, не оставляя следа, лишь зрелищная жвачка. Конечно же, прошу меня понять правильно, я говорю не обо всех...

— Почему это произошло?

— Есть иностранные кумиры и авторитеты и не родились пока  собственные, на кого им хотелось бы равняться. На эстраде например, в моем понимании  уже есть — это замечательный певец и музыкант Слава Вакарчук.

— То есть, кино с большого экрана уходит в «телемыло», будущее предопределено?

— Ну, почему же? Прогнозы — дело  неблагодарное. Театр ведь живет. И уже не одну тысячу лет. Он меняется, конечно, но у драматургии есть четко устоявшиеся законы. А кино —  молодое, — каких-то 100 лет. И сценарий, его основа, дело пока зыбкое. Пикассо говорил когда-то — «искусство — это ложь, помогающая нам  понять жизнь». Кино, думаю, продолжает искать свои векторы.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ