Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Роман ВИКТЮК: Я богат душой

29 декабря, 2010 - 19:51
«ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ РОМАНУ ВИКТЮКУ» / ФОТО ИЗ АРХИВА «ДНЯ»

Года два назад в разговоре о Виктюке, который привез в Киев очередной свой спектакль, один мой коллега вынес страшный для художника приговор: «По-моему, Роман Григорьевич уже устал от жизни и театра, кажется, ему уже все надоело». Я вспомнил об этой фразе, придя к знаменитому режиссеру за интервью — ничто не выдавало в нем усталости, творческая энергия бурлила в его сердце, как и десять, двадцать лет назад... Хотелось бы, чтобы наша беседа с Романом Григорьевичем стала для читателя ответом на вопрос: откуда же он черпает силы и вдохновение, чтобы так напряженно жить и работать более полувека?

«НЫНЕШНИЙ ПЛЕБС БОГАТ ДЕНЕЖНО, НО БЕДЕН ДУХОВНО»

— Роман Григорьевич, давайте для начала проясним фундаментальные вопросы. Например, чем же на самом деле театр является для вас — храмом, творческой лабораторией или бизнесом?

— Театр должен быть храмом. Но цивилизация сделала так, что массовая публика (чтобы не говорить «народ») требует развлечений, хочет слушать примитивные ритмы бубна, а не высокую классику. Билеты теперь стали дорогими ввиду появления плебса нового сорта. Этот плебс богат денежно, но беден духовно. Он может себе позволить после сытного, богатого ужина прийти в театр на полтора-два часа — больше они не выдерживают — и стимулировать пищеварение концертом или развлекательным зрелищем. Серьезные, философские проблемы их не интересуют. Поэтому сейчас в искусстве ситуация трагическая, оно полностью зависит от потребностей плебса.

— Чувствуете себя порабощенным этим плебсом?

— К счастью, мы можем себе позволить играть только для тех, кому это нужно. Эта привилегия дается не так легко. Ведь есть и другая часть публики, которую я называю «эмоциональным меньшинством». Эти люди — а среди них 70% молодежи — в течение года собирают деньги, чтобы прийти раз в год на спектакль.

— Приступая к постановке, вы четко знаете, на какую категорию зрителя рассчитан будущий спектакль?

— А как же, иначе и быть не может. Я считаю, что нынешнее время требует, чтобы в спектакле было несколько содержательных пластов. Одна часть публики следит только за сюжетом, другая — за формой, за эстетикой. Должно быть несколько «этажей»: сугубо сюжетный, этический, эстетический. Должна быть блестящая, словно дорогая конфета, форма, под этой блестящей бумажкой — вкусные «карамель», «шоколад» и тому подобное. А уже внутри этой привлекательной конфеты — «яд», который нам нужен. Известно, что ядом при точном дозировании можно лечить много разных болезней. Имеющие деньги и приходящие в театр для развлечения обращают внимание на поверхность этой «конфеты», ради нее и приходят на спектакль. Они держат в руках эту золотую бумажку, которая шуршит, напоминает им доллары, и радуются. А тем временем, как это бывает в телевидении благодаря знаменитому двадцать пятому кадру, который вводит в подсознание ту или иную информацию, мы даем зрителю то содержание, ради которого и создавали эту «конфету». В конце спектакля у зрителя должен быть эмоциональный стресс. А уже потом, через какое-то время, он начнет раскручивать ту мысль, которая глубоко засела в голове. Когда это происходит, публика долго не отпускает актеров, не понимая, что она аплодирует себе — тем внутренним изменениям, которые в ней происходят.

«ДЕНЬГИ СЫПАЛИСЬ КАК МАННА НЕБЕСНАЯ»

— Когда пришла перестройка, вам предлагали возглавить какой-то из московских театров, но вы отказались. Что вас не устраивало?

— Там меня поработили бы. А так я — «кошка, которая гуляет сама по себе». Я отказался от всех предложений, и мне позволили создать свой частный театр с определенными государственными вливаниями. Я совмещал две системы, мне позволили этот эксперимент. У нас дотация только на помещение. Остальное зарабатываем сами и тратим эти деньги на будущие постановки, на рекламу, на гонорары. У актеров зарплата, плюс получают за каждый спектакль. Например, Алиса Фрейндлих, когда играет у нас, получает сумму, которую у себя в театре в Петербурге может получить, наверное, за полгода работы. Конечно, не у всех такая большая сумма — только у звезд.

— Есть ли какие-то другие источники прибыли?

— Зачем нам это нужно? У нас на год все расписано. После этих гастролей едем на полтора месяца в Америку, где заработаем деньги на новый спектакль и сразу сможем его выпустить. А потом новые поездки.

— Сейчас вы, конечно, не бедствуете, как во времена молодости...

— Прекрасно помню ту пору. У меня не было прописки в Москве, и пока меня не поселили в общежитии Театра «Моссовета», я был совершенно бесправным человеком. Это при том, что я уже ставил во МХАТе, благодаря чему мог выжить, получая огромные по тем временам гонорары. В ресторане ВТО на 50 — 60 копеек можно было съесть «первое». На «второе» денег уже не хватало.

— Интересно, на что вы потратили свой первый мхатовский гонорар?

— Разменял по три — пять рублей (это было так много!), приехал с этими деньгами во Львов, собрал всех своих и начал из портфельчика выбрасывать эти бумажки вверх. Я их бросал, бросал, будто на мою родню сыпется манна небесная. Сестры пытались сосчитать, сколько же здесь денег, а мама, даже не глядя, какие это купюры, сказала: «Девочки, он украл!». А когда я уже первый раз ставил в Америке, и гонорар был несравненно больше, тогда уже я семь или восемь здоровенных чемоданов привез домой.

— Правда ли, что в вашей нынешней квартире когда-то жил сын Сталина?

— Я никогда не надеялся, что получу бывшую квартиру сына Сталина. До этого была комната в трехкомнатной коммуналке. Михаил Ульянов ходил к Лужкову со списком претендентов на жилье, и Лужков ему с порога, даже не слушая фамилий, ответил, что в этом доме генералов и маршалов режиссерам квартиру получить нельзя. А Ульянов говорит: «Ну хотя бы дайте назвать фамилию того, за кого мы просим!» И Лужков согласился: «Ему — можно». После чего сразу все, в том числе и Хазанов, и Шифрин, стали меня убеждать, что квартиру нужно немедленно приватизировать. Я знаком с Чубайсом, поэтому спросил его, нужно ли это делать. Он говорит — очень нужно. Я оформил приватизацию и потерял эти бумаги. Но это уже другая история. Поэтому теперь живу по соседству с такими людьми, которых просто боюсь. Вокруг дома какие-то шлагбаумы, камеры, охрана, дорогие машины... Мне до сих пор кажется, что все это неправда и все это закончится.

— Вы там себя чувствуете бедным родственником... Не считаете себя богатым человеком?

— Я богат душой. У меня есть те книги, которые я всегда хотел иметь. А еще важнее для меня были компакт-диски, чтобы, когда приснится какая-то мелодия, я мог соскочить с кровати и на высококачественной аппаратуре ее послушать. Сейчас у меня отдельная комната полностью отведена под музыку. Журналисты, которых я пустил в эту комнату (в другие комнаты их теперь не пускаю — после того, как они расписали, что у меня дорогой антиквариат, картины, мебель, что мне должны завидовать богачи), были поражены количеством пластинок и качеством аппаратуры. Вот это и есть мое самое главное богатство. Со всего мира я привожу музыку, я заказываю в самых известных студиях все новое, что только появляется.

— Кроме музыки и книг, вы еще коллекционируете пиджаки. Одеваетесь haute couture?

— А как же! Во-первых, я был знаком с Версаче. Мы даже договаривались, что он будет делать костюмы к «Саломее». Я для лос-анджелесской газеты даже написал статью о нем, в которой провел параллели между ним, Жаном Жене, Оскаром Уайльдом. Ему статья ужасно понравилась, и он передал мне в подарок вот этот перстень с Горгоной. А одеваюсь я в Италии. Когда ставлю в Риме или Неаполе, прихожу на все главные показы. И когда меня приглашают на оптовые склады, то я там могу выбрать то, что мне нравится. Где-то полгода назад в Париже я встречался с гениальным Иджи Ямамотой, который сейчас — главный кутюрье мира, был у него на показе, и, разумеется, у меня есть одежда от него.

«ВО МНЕ С ЮНОСТИ ВИДЕЛИ БАНДЕРОВЦА»

— Говорят, что вы одеваете не только себя, но и своих актеров. На ваш взгляд, человек должен жертвовать на нужды других?

— По этому случаю расскажу интересную историю. В киевском Доме актера мне вручали какую-то украинскую театральную премию. Все получали конверты и сразу их прятали. Вызвали меня, тоже вручили конверт. Я даже не посмотрел, сколько там, подошел к микрофону и сказал: «Эти деньги я отдаю в фонд ветеранов сцены». Вернулся к актеру, который сидел в президиуме, и передал этот конверт. Думал, мои коллеги хоть по несколько гривен тоже пожертвуют в этот фонд, но только услышал в спину: «У богатых свои причуды». В перерыве подходит ко мне актер, которому я передал конверт, и говорит: «Спасибо, камеры сняли, какой вы замечательный человек, я вас поцеловал, поблагодарил — но деньги возьмите обратно». И возвращает мне мой конверт. Я спрашиваю, зачем вы отдаете? А он говорит: все так делают, показывают свою щедрость на людях, а потом забирают «пожертвование» в свой карман. Когда же я отказался забрать деньги, он не мог поверить, объяснял мне, что там большая сумма. Когда же понял, что я ее все-таки им оставлю, был очень поражен. Единственное, что его тревожило, — чтобы директор фонда не забрал деньги. Поэтому Ада Роговцева потом должна была контролировать, куда они идут...

— Роман Григорьевич, вы уже не раз рассказывали про свои вещие сны. Правильно ли я понимаю, что и творческие идеи, и вдохновение, и понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо, вы черпаете из некоего Высшего Источника.

— Только духовно неразвитый человек не может не понимать, что все к нам идет сверху, из Космоса. В пространстве, или эфире, есть некие энергетические щели, через которые транслируется и знание. И понимание, и вдохновение. Но чтобы улавливать эти высшие вибрации, нужно уметь настроить свои «антенны». Физики любят говорить о большом взрыве. Я же для себя определяю этот процесс Творения, как некий, случившийся в доли секунды энергетический прорыв, который направил Высшую Волю на творчество всей планете. Это то, о чем в Библии сказано: «Сначала было Слово. И это слово было Бог». Это Слово задает тон всей музыке, всему духу, оно пробуждает волю к возвышенному. К сожалению, эта энергетическая волна сегодня нами ощущается все слабее и слабее. На мой взгляд, есть единственное место на земле, где ее еще можно ощутить — это театр!

— Вам грех жаловаться на отсутствие внимания и любви публики. Но тщетно ожидать, чтобы все нас любили. Какие случаи неприятия, нелюбви вам запомнились больше всего?

— Возможно, это воспоминание далекого детства, или, пожалуй, юности. Я, как ты знаешь, родился и вырос во Львове, городе, который является перекрестком многих культур. И аура Львова наполнена энергией тех великих людей, которые в нем жили и творили. И вот мне как победителю многих школьных олимпиад дали путевку в пионерский лагерь, который находился под Киевом. Он был расположен где-то в районе городка Буча. Меня теперь много раз туда звали, но я боюсь в этот городок ехать. Для меня это был бы возврат в болевую энергетическую точку, где я сумел перебороть отношение к детям из Западной Украины как к врагам народа. Я это пережил на собственном опыте: дети из Восточной Украины, даже не зная меня, относились ко мне как к некоему враждебному по отношению к Советской власти элементу только на том основании, что я из Львова. И я придумал, как переломить их отношение.

— Неужели через театр?

— Да! Я придумал пьесу о том, как немецкий лютый офицер, гестаповец, применяя всяческие пытки, допрашивает комсомольцев. Себе я взял роль того самого жестокого немца, а на роли комсомольцев назначил тех ребят, которые смотрели на меня, как на врага народа. Директриса пионерлагеря сидела на всех репетициях, смотрела, как я репетировал, — а мне тогда исполнилось четырнадцать лет, — и была в восторге от нашей работы. И когда мы сыграли наш спектакль перед всем пионерлагерем с невероятным успехом, то враждебно настроенные по отношению ко мне ребята уже смотрели на меня как на мессию, как на человека, который может ими повелевать. Само собой разумеется, что мой рейтинг в глазах тех четырех девочек ,— а среди них была и дочь начальницы лагеря, — которым я после репетиции назначал свидание в разных местах, повысился еще больше. Когда пришло мое время уезжать из лагеря, меня провожали с цветами, горнами и барабанами. Я поднялся на подножку вагона и вдруг дочка начальницы лагеря падает на ступеньки и кричит: «Мама, он никуда не уедет! Или я еду вместе с ним!». Мама сначала растерялась, а потом сразу же нашла выход из положения: «Дочка, не волнуйся, он остается еще на один месяц». И уже следующим спектаклем, который я там поставил, был «Пой, ветерок» Яна Райниса. Это пьеса о юношеской любви. Я играл героя, а эта девочка, которая готова была уехать со мной во Львов, — ту, которую я любил.

— Очень романтично...

— Подожди, романтично... Это еще не конец истории. Прошли годы. Много лет. Мы приехали в Киев на гастроли, и ко мне после спектакля подошли с огромными букетами цветов четыре дамы уже нехорошего возраста. Неожиданно они повисают с этими букетами роз на мне, а у меня впервые в жизни случается такое, чтобы я не знал того, кто бросается мне на шею. Я их спрашиваю: «Дамы, вы кто? Я вас не знаю!». Конечно, ты уже догадался, что они мне ответили. Они оказались теми самыми девочками из пионерлагеря, которым я назначал свидание. И среди них была дочка начальницы пионерлагеря — она бросила букет роз к моим ногам. Когда мы после незатихающих долгих аплодисментов ушли за кулисы, то на сцене, как мне потом рассказали, случилось следующее. Часть зрителей поднялись на сцену и начали целовать то место, где я стоял и где лежали цветы. Одна киевская газета так и написала: «Они целовали то место, где он стоял, как Христос!». Так что умение управлять энергетикой людей входит в профессию «режиссер».

— Думаю, в нее также входит умение достойно переживать славу...

— Конечно...Вот мы тут недавно с Аллой Борисовной были на одном звездном мероприятии, так она удивлялась, что ко мне бросалось больше людей, чем к ней. Она была поражена и посматривала по сторонам, не понимая, куда делась та публика, которая ее обожала и к которой она привыкла. Она привыкла к славе, вниманию, а я это воспринимаю спокойно. Это все не имеет никакого значения, это не должно тебя касаться.

«Я ПЕССИМИСТ ПО ЗНАНИЮ И ОПТИМИСТ ПО ВЕРЕ»

— Ходят слухи, что вы планируете делать спектакль с Пугачевой...

— Для слухов есть все основания. Когда Алла Борисовна заявила, что уходит со сцены, я был первым, кто протянул ей руку. Когда великий итальянский драматург Альдо Николаи приехал в Петербург, я познакомил его с великой актрисой Алисой Фрейндлих. Я заказал ему пьесу для трех великих актрис: для Алисы Фрейндлих, Елены Образцовой и Аллы Пугачевой. Пугачева об этом уже сказала по телевидению. Конечно, это не простая задача — соединить три такие великие личности в одном спектакле. Но, думаю, они будут вести себя, как девчонки в пионерлагере. По-другому и быть не может. Я даже не представляю себе, что они могут ругаться между собой. Их героини встречаются в доме престарелых, а сюжет строится на том, что в молодости у них был один любимый человек. Один на троих. И он погиб. Кто будет играть его? Возможно, Филипп Киркоров.

— Грустная история... Вы пессимист?

— Я пессимист по знанию и оптимист по вере.

— Что подсказывает вам ваша вера в отношении происходящего в Украине? Я сейчас не о политике, а о культуре, которая, конечно же, в современном мире во многом зависит от политики. Я вот о чем: в Москве, например, много фестивалей, открываются новые театры, строятся современные театральные здания — только за последние несколько лет их получили Калягин, Фоменко, Женовач... Почему же в Украине такой застой в театральном деле?

— Я тебе ответил бы, но этого не напечатают...

— А это уже забота редактора...

— В свое время я был в комиссии по Шевченковской премии. Мы с Жулинским отметили, кто, на наш взгляд, достоин ее получить. Правда, он при этом сказал, что в нашем списке есть две фамилии, которые никогда не пройдут при обсуждении и голосовании. Это Оксана Пахлевская, дочь Лины Костенко, которая пишет замечательные исследования об отношениях Украины и России, и автор трехтомника о судьбе бандеровского движения на Западной Украине. К сожалению, я забыл его имя. (Речь идет о Михаиле Андрусяке, авторе документальнохудожественной трилогии «Братья грома». «Братья огня», «Братья просторов». — Ред.) Кстати, это исследование никто из членов комиссии, кроме меня, не читал. То же самое сказал мне Ющенко, который на то время был Президентом: эти двое премию не получат, потому что за них не проголосуют. А если получат, то это будет последняя Шевченковская премия, достойная нашей страны. Но мы проголосовали так, что премию получили и Пахлевская, и автор книги о национально-освободительном движении. Когда я при встрече сказал об этом Ющенко, то он поблагодарил меня, но глаза его были очень грустными. Когда пришло время вручать премии в Каневе, в стране уже был другой Президент. Поздно вечером звоню Жулинскому и говорю, что не поеду. Почему? — спрашивает. Я в свою очередь спрашиваю его, есть ли приказ нового Президента о том, чтобы этим двум авторам премию не дать? Отвечает, что нет. Утром следующего дня Жулинский звонит и говорит, что в президентской администрации интересовались исследованием о национально-освободительном движении, и он сказал, что единственный экземпляр этого трехтомника, который был у комиссии, остался у Виктюка. В результате премию все-таки дали тем, кто ее заслужил. Думаю, что я ответил на твой вопрос о том, почему в Украине так непросто складываются дела с культурой.

— Новый год для вас является праздником?

— Пожалуй, нет. Я в это время буду находиться где-то между Казахстаном, куда едем на гастроли, и Россией. Пожалуй, к 31 декабря уже должен вернуться в Москву. Хотел во Львов поехать на Новый год, но не успею. Для меня праздник — это Рождество.

— Какое Рождество оказалось для вас самым памятным?

— Если я тебе расскажу, то ты будешь плакать. Когда Советская власть в конце войны в очередной раз освободила нас на танках, то мы практически каждую ночь наблюдали аресты. Мы жили тогда в доме напротив горсовета. Дом был старым, в нем были деревянные ступени. Слышно было, как среди ночи по ступеням поднимались люди в сапогах, стучали в какую-то квартиру, а наутро она оказывалась пустой. Не слышно было криков, все происходило тихо, только брутальный звук сапог на деревянной лестнице... И в такие минуты весь дом молился о тех, у кого сейчас квартиру переворачивали вверх дном, после чего уводили ее жителей, и они уже больше не возвращались в свой дом. Когда это случилось с нашими соседями, я утром пошел в их квартиру. Двери открыты настежь, все перевернуто. На полу лежит книга, обложка разорвана, можно только прочитать «Каренина». Рядом лежит вырванный из книги портрет мужчины с большой седой бородой. Я взял эту книгу, хотя языка, на котором она была написана, тогда не знал, и принес домой. Повесил на елку портрет дедушки, а сам роман положил под елку. Мама с отцом знали, что я принес книгу из квартиры арестованных соседей, но ничего мне не сказали. Так что русский язык я учил по роману Льва Толстого «Анна Каренина».

Вот такое было рождество в тот год — растоптанная русским своя же культура, свой язык. Недавно я рассказал эту историю о том, как русский солдат растоптал своего же национального гения, а его роман спас маленький бандеровец, на вечере, посвященном годовщине смерти Толстого. Все были поражены.

— Роман Григорьевич, ваши пожелания землякам в канун Нового года и Рождества.

— Я очень хотел бы, чтобы во Львов вернулась та арестованная семья, и я вернул бы им книгу с портретом Толстого. Она у меня сохранилась до сей поры. Желаю своим землякам, чтобы они никогда не находили растоптанную книгу, какой бы культуре, какому бы народу она ни принадлежала.

Беседовал Вадим ДЫШКАНТ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ