Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Романтизм и японские ритмы

В Национальной филармонии Украины состоялся концерт Тошики Усуи
5 декабря, 2006 - 19:46
ТОШИКИ УСУИ

Прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром прославленного композитора эпохи романтизма Роберта Шумана и также фортепианный концерт Киоко Абэ под названием «Soundscape». Японский музыкант выступил вместе с Симфоническим оркестром Национальной филармонии под управлением Николая Дядюры. На этом вечере киевская публика смогла познакомиться с особенностями японской фортепианной школы, оценить ее преимущества и недостатки. Тошики Усуи продемонстрировал обстоятельную, технически качественную игру, сдержанность и отсутствие эмоциональных «излишеств», свойственное пианистам из Азии, проявил аккуратность за счет отсутствия того звукового многообразия, яркости, исполнительской искренности, которую так любит публика в артистических высказываниях. Но на этот раз для слушателей не раскрылось тембровое богатство рояля знаменитой фирмы «Стейнвей», стоящего на сцене Колонного зала им. Лысенко (инструменты этой марки считаются лучшими во всем мире именно благодаря своим звуковым характеристикам). Однако осторожные темпы придавали ясность мелодическому рисунку и делали ансамбль пианиста с оркестром еще более стройным и выверенным. Среди достоинств исполнительской манеры японского пианиста — необычная неторопливость, мягкость и благородство тихого звучания, ясность, интересные художественные находки. Тошики Усуи сделал непривычный для других исполнений известнейшего шумановского концерта акцент на поэтичную утонченность, лирическую сторону художественной индивидуальности композитора (который, как известно, отождествлял себя с двумя контрастными проявлениями личности), — в отличие от более распространенной трактовки этого произведения — бурно-взволнованной, пылкой. Правда славянской публике такая интерпретация не очень близка: ведь сыграть весь нотный текст еще не значит сыграть музыку. Однако зарубежного солиста принимали весьма горячо...

Концерт японского композитора Киоко Абэ, завершавший первое отделение в исполнении Усуи, прозвучал весьма органично. Его три части называются: «Город», «Сумеречный сад», «Фейерверк». Это современное произведение пианист сыграл по нотам (в отличие от Концерта Шумана, традиционно исполненного наизусть). Оригинальный музыкальный язык концерта, экзотическое звучание различных инструментов в оркестре, энергия и виртуозность солиста произвели хорошее впечатление на слушателей.

Во втором отделении вечера прозвучала «Органная симфония» (партию органа исполнил Валерий Михайлюк) — это виртуозное сочинение, полное ярких и нарядных тем, выглядело празднично и эффектно в исполнении оркестра с его масштабным и разнообразным звучанием.

СПРАВКА «Дня»

Тошики Усуи родился в 1977 году в г. Токио, в 1989 году состоялся его первый концерт с оркестром. Он обучался в Национальном университете изобразительных искусств и музыки (Токио), а также в Университете Моцартеум (Зальцбург, Австрия) под руководством профессора Карла-Хайнца Каммерлингера. Пианист не раз выступал в сопровождении различных оркестров на родине и за рубежом. С 1997 года выступает за границей (Тайвань, Сирия, Республика Гаити, Украина), концертирует в Японии, Южной Азии, Европе, награжден рядом призов на Международных музыкальных конкурсах и представляет Международную неправительственную организацию «Музыкальная помощь».

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ