Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рояль Вериковского «ожил»

Молодые музыканты почтили память музыкальной «династии»
11 апреля, 2012 - 12:03
ЕЛЕНА ВЕРИКОВСКАЯ / Фото Евгения ЧЕКАЛИНА НА КОНЦЕРТ В ДОМЕ УЧЕНЫХ (В РАМКАХ ЦЕРЕМОНИИ ЗАКРЫТИЯ I ВСЕУКРАИНСКОГО КОНКУРСА-СМОТРА ЮНЫХ ПИАНИСТОВ ЕЛЕНЫ ВЕРИКОВСКОЙ) СТУДЕНТЫ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ КИЕВСКОГО ИНСТИТУТА МУЗЫКИ им. Р.ГЛИЭРА ИСПОЛНЯЛИ «14 МАЛЕНЬКИХ ПРЕЛЮДИЙ» М. ВЕРИКОВСКОГО. НА ФОТО: СТУДЕНТ IV КУРСА РУСЛАН БУЛГАКОВ МИХАИЛ ВЕРИКОВСКИЙ

На этом городском фестивале искусств на лучших концертных площадках столицы глиэровцы представляли концертные номера из различных творческих проектов учебного года. Один из наиболее интересных — «Выдающиеся даты музыкального календаря», где среди многих замечательных имен юбиляров — Михаила Ивановича и Елены Михайловны Вериковских.

М.И. Вериковский (1896—1962 гг.), 115-летие со дня рождения которого мы отмечаем, — выдающийся деятель украинской музыкальной культуры. Композитор вошел в историю как автор первой украинской оратории «Дума про дівку-бранку Марусю Богуславку», первого украинского балета «Бондарівна». Один из талантливейших интерпретаторов поэзии Тараса Шевченко, Михаил Вериковский создал фантазию для хора, солиста и фортепиано «Гайдамаки», вокальную поэму для баса с оркестром «Чернець», оперы «Сотник» и «Наймичка». Опера «Наймичка»(1939—1943 гг.) до сих пор является наиболее ярким музыкально-драматическим воплощением шевченковских образов. Завершение работы композитора над оперой было прервано началом войны. Окончена была в эвакуации (1943 г.,Уфа), а первая премьера оперы с большим успехом состоялась в Иркутске, где в то время работала трупа Киевского оперного театра. В 1944-м, после возвращения из эвакуации, именно «Наймичкой» Киевская опера открыла свой сезон. По мотивам оперы сняты одноименный музыкальный фильм (режиссеры Ирина Молостова, Василий Лапокныш, 1963 г.) и фильм-спектакль «Спокута» (режиссер Роман Олексив, 1985 г.).

В своих оперных, вокальных, хоровых сочинениях композитор обращался преимущественно к украинской литературе — классической и современной. Глубокое знание фольклора, любовь к украинской песне составляют основу его музыкального стиля, выявляются в многочисленных обработках народных песен, симфонической сюите «Веснянки». Творческая многогранность М. Вериковского и интенсивность его работы поразительны: он увлекался хоровым дирижированием, руководя одновременно несколькими коллективами, часто выступая в концертах, писал статьи о хоровом искусстве. Вериковский возглавлял Украинский национальный хор. Михаил Иванович — один из основателей и активнейших деятелей Музыкального товарищества им. Леонтовича. Любовь к хоровому искусству маэстро пронесет через всю жизнь как профессор и заведующий кафедрой хорового дирижирования Киевской консерватории. Его композиторская, дирижерская, педагогическая, редакторская деятельность всегда сочетались с активной музыкально-общественной позицией.

Дело отца достойно продолжила дочь — Елена Михайловна Вериковская (1932—2004 гг.). Выпускница Киевской средней специальной музыкальной школы им. Лысенко и Киевской консерватории по классу фортепиано, Елена Вериковская, прекрасная пианистка, выбрала для себя главным делом жизни педагогику. Образ отца, талантливого, трудолюбивого, доброго и мудрого, самого близкого, любимого, бесконечно уважаемого ею человека определил ее основные жизненные позиции. В своих воспоминаниях Елена Михайловна отмечала: «...умение видеть суть любого явления, любого дела, за которое он брался. Что бы он ни делал, уровень требований был очень высоким... Его наблюдения, его конкретные, четкие, действенные советы запоминались на всю жизнь... никакой приблизительности и поверхностности ни в чем и никогда»! Вериковская стала одним из лидеров украинской фортепианной педагогики.

Елена Михайловна 49 лет отдала работе на фортепианном отделении Киевского государственного музыкального училища имени Р. Глиэра (так до 2009 года назывался Институт музыки), воспитав около 250 выпускников. Они успешно занимаются концертной или музыкально-педагогической деятельностью в разных уголках Украины и разных странах мира: Польше, Германии, Венесуэле, Америке, Нидерландах. Елена Вериковская щедро передавала свой огромный опыт воспитания пианистов на мастер-классах. Возглавив в 55 лет фортепианный отдел училища, она стала его признанным лидером, превратив его в коллектив единомышленников. Вериковская была одним из инициаторов создания Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица, Ассоциации педагогов-пианистов Украины, Антологии украинской фортепианной музыки и многих других творческих проектов. Ответственность за преемственность и развитие украинской музыкальной педагогики, за качество поэтапной подготовки и развития юных пианистов подвигли ее к созданию конкурса для учеников музыкальных школ — Регионального конкурса юных пианистов. Еще при жизни Елены Михайловны (по инициативе преподавателей музыкальных школ Киевской области) этот конкурс стал официально именоваться Конкурсом Елены Вериковской. В 2012 году, учитывая высокий профессиональный уровень и рейтинг конкурса, он был переименован во Всеукраинский конкурс юных пианистов Елены Вериковской. За десять лет его существования победители первых конкурсов уже окончили училища, консерватории, музыкальные академии, стали профессиональными пианистами — солистами, ансамблистами, концертмейстерами, педагогами.

В Национальном музее Т.Г. Шевченко прозвучали добрые слова о жизни и творчестве этих замечательных деятелей украинской музыки, а также о старшей дочери композитора Ирине Михайловне Вериковской, работавшей в музее старшим научным сотрудником. В исполнении студентов института прозвучал и цикл «14 маленьких прелюдий». Изюминкой этой встречи стало окончание вечера, когда ожил... старый рояль, принадлежавший М.И. Вериковскому. За ним рождались его прекрасные творения, и после смерти композитора он был подарен именно Музею Тараса Шевченко — самого любимого поэта Вериковского. Рояль уже не используется в концертной практике, украшая вестибюль музея. Но в этот вечер фрагменты «своих» прелюдий исполнили участники концерта. А еще старый рояль приветствовал молодого коллегу своего хозяина: фрагмент своей прелюдии сыграл на нем лауреат Конкурса молодых композиторов имени Ивана Карабица, студент IV курса, лауреат международных конкурсов Александр Черный.

В день рождения (15 марта) Елены Михайловны в КИМ им. Глиэра состоялся еще один концерт памяти. Он был адресован творческой молодежи — студентам института. Среди пианистов многие были участниками Конкурса Елены Вериковской и самим фактом своей успешной учебы продолжают главное дело жизни своих педагогов. От их имени обратились к участникам концерта заслуженный деятель искусств Украины Лидия Котюх — зав. фортепианным отделением, и заслуженный деятель искусств Украины, проректор института Мальвина Зарудянская. И вновь разные поколения объединила музыка Вериковских. Молодые исполнители были тронуты прекрасным подарком — книгой «Леля» (авторы Э. Митницкий и О. Непоседова), созданная в память о Елене Михайловне. В книгу вошли ее воспоминания и статьи об отце, его музыке, методические статьи и доклады, воспоминания о коллегах, а также материалы обширного архива Е. Вериковской — фрагменты дневников, письма, телеграммы, ей адресованные, вдохновенные, пронзающие своей искренностью, теплотой, любовью друзей, коллег, знакомых и учеников.

5 апреля победители Всеукраинского фестиваля-конкурса им. Е. Вериковской выступили в Малом зале Дома ученых, и этот концерт стал финальной точкой этого творческого проекта, в котором исполнялись музыкальные шедевры Михаила Ивановича Вериковского.

Ольга НЕПОСЕДОВА, музыковед, преподаватель КИМ им. Р.М. Глиэра, член НСКУ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ