Симфонический абонемент в Национальной филармонии, посвященный 170-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского, открылся оперой «Черевички»
Напомним, в 1870 г. Русское музыкальное общество заказало композитору Александру Серову оперу на сюжет «Ночи перед Рождеством» Гоголя. Но через год композитор умер, и был объявлен конкурс на сочинение оперы по либретто поэта Якова Полонского. Чайковский очень любил творчество Гоголя и энергично взялся за работу. Уже через три месяца опера «Кузнец Вакула» была готова и получила две премии. «Все мои помыслы обращены теперь на мое любезное детище, на милого «Вакулу»... до чего я люблю его», — писал композитор о своем новом сочинении. А позднее вспоминал: «Я писал эту музыку с любовью, с наслаждением, так же, как «Онегина», Четвертую симфонию, Второй квартет». Спустя годы композитор переработал оперу, добавил новые сцены, расширил музыкальные характеристики героев и назвал по-новому — «Черевички». Интересно, что впервые он встал за дирижерский пульт именно на премьере «Черевичек» в Большом театре в 1887 году.
Оперу, которой Петр Чайковский дал подзаголовок «комико-фантастическая», можно назвать и народно-бытовой, и лирико-драматической — столько в ней колоритных характеров и увлекательных внутренних сюжетов. Автору композиции и режиссеру-постановщику киевской филармонической версии Ирине Нестеренко удалось верно определить степень театрализации, чтобы зрители эмоционально включались в происходящее с первых звуков оркестра. (Отметим, что летом прошлого года премьера «Черевичек» в постановке Нестеренко с успехом прошла в Харьковском театре оперы и балета).
Начало спектакля стало путешествием в сказку: метет снег, сияет над сценой месяц золотой, — и это уже не филармонический зал, а Диканька накануне Рождества. Минимум декораций, возможный при концертном исполнении, оказался достаточным: стулья в белых чехлах изображали то внутренность хаты, то сугробы, то даже мешки, в которые прятались незадачливые ухажеры Солохи. Виктория Ченская, солистка Национальной оперы, талантливо исполнила партию Оксаны, передав своим голосом (сопрано) муки и радости героини. А солисты филармонии Анатолий Юрченко и Сергей Бортник перевоплотились в колоритных героев — Беса и Школьного учителя. Остальные исполнители оперы — студенты (учатся в Национальной музыкальной академии Украины). Так, Сурен Максутов, студент пятого курса и солист филармонии, исполнивший роль Вакулы, поразил яркими вокальными данными и умением передать сложность внутреннего мира героя. Запоминающиеся образы создали Мирослава Гаврилюк (Солоха) и Александр Киреев (Светлейший). Порадовали чистотой звучания и искренней актерской игрой Андрей Гнатюк (Чуб), Александр Печенкин (Голова), Михаил Гнатюк (Панас), Владислав Павлюк (Церемонимейстер).
Оркестр Национальной филармонии прочувствованно и тонко исполнил музыку Петра Чайковского под управлением маэстро Николая Дядюры, автора абонемента и дирижера-постановщика «Черевичек». Он проделал огромную музыкально-интонационную работу, выстроив вокальный образ каждого исполнителя. А когда во втором действии на сцену вышел хор Киевского академического театра оперы и балета для детей и юношества, спектакль засверкал еще более яркими музыкальными красками... Зрители, сидя в партере вместе со Светлейшим и Вакулой, поднимали глаза на балкон, думая увидеть там несуществующую императрицу — настолько высок был градус достоверности! Создатели спектакля добились главного — после премьеры хочется перечитать Гоголя и послушать Чайковского...
Следующие концерты симфонического абонемента включают Увертюры-фантазии «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», сюиты из музыки к знаменитым балетам, несколько концертов и симфоний, Вариации на тему рококо. А завершится абонемент 11 июня концертом «Гала-Чайковский», на котором прозвучат арии и сцены из опер, фантазия «Франческа да Римини» и Торжественная увертюра «1812 год».