Концепция международных фестивальных проектов такого масштаба, которым известна украинский дирижер Оксана Лынив задумала инициированный ею LvivMozArt, обычно формируется не один год. Мероприятие проходит во Львове в третий раз, то есть еще совсем молодое и только испытывает различные организационные формы и идеи. Однако на этот раз сакральная троица уникального музыкального семейства Моцартов, вокруг которой строилась вся фестивальная интрига, которая привлекла к себе совершенно новый сюжет. Он абсолютно вписался в широкую начальную тему художественного климата и исторических традиций города, края, региона — особой среды, которая постоянно меняется, однако оставляет свою печать на судьбах его жителей и создает особые типы связей на расстоянии. Все мы так или иначе связаны друг с другом, вписаны в круг этнических, религиозных, исторических, национальных традиций даже тогда, когда, казалось бы, от этих традиций остались одни руины.
ПЕРЕКЛИКАНИЕ ВРЕМЕН
На третьем фестивале LvivMozArt образ руин из привычного объекта городского пейзажа, расположенного в городе Броды, превратился в культурный символ, восстановивший разорванные связи истории и современности. Когда-то это была крупнейшая в Европе синагога, а пограничный городок Броды входил в состав многоэтнического Австрийской империи и почти на две трети состоял из еврейского населения. В условиях либеральной имперской политики здесь происходило формирование тогдашней еврейской интеллигенции, которая была настроена на вхождение в общеевропейский культурный контекст, а в местной гимназии получала возможность усваивать немецкий язык и культуру. От детства и гимназических лет в Бродах до университетов во Львове и Вене, службы в австрийской армии и участия в событиях Первой мировой войны, журналистской практики в Берлине, — таким был путь формирования австрийского писателя и журналиста Йозефа Рота, чья судьба и творчество оставались неразрывно «связанными с Галицией. Не случайно, что его славе и популярности наиболее способствлвали романы галицкого цикла, «Иов: Роман простого человека» (1930) и «Ложный вес. История одного айхмистра» (1937). Несколько лет назад оба произведения вышли в свет в украинских переводах и вызвали в Украине новую волну интереса к этому автору.
АВТОР ИДЕИ ФЕСТИВАЛЯ — ИЗВЕСТНЫЙ ДИРИЖЕР ОКСАНА ЛЫНИВ (УКРАИНА—АВСТРИЯ)
Удивительным образом фестивальные события позволили ощутить на современной львовской почве таинственнок перекликание времен с середины XVIII века, когда в семье скрипача и композитора Леопольда Моцарта в австрийском Зальцбурге родился его гениальный сын Вольфганг Амадей, через первую половину XIX века, время пребывания во Львове Франца Ксавера Моцарта, музыкальная деятельность которого замыкает триаду моцартовского семейного круга «дедушка-отец-сын», до глобальных катаклизмов еще такого нам близкого и до конца не пережитого прошлого века, получивших яркий отпечаток в произведениях Йозефа Рота.
В этом году фестиваль открылся масштабной акцией, симфоническим концертом в Бродах, который состоялся в превращенных в современную концертную площадку руинах синагоги. Настоящей изюминкой этого незабываемого вечера стало блестящее исполнение под руководством Оксаны Лынив оркестром INSOLviv, хоровой капеллой «Дударик» Третьей симфонии Леонарда Бернстайна «Каддиш» (текст читала Сунни Мелез, партия сопрано — Пумеза Мацикиза). В этой образно богатой пестрлой музыке известного американского композитора и дирижера воссоздана атмосфера взволнованной беседы Человека с Богом о Времени и Вечности, о смысле человеческого бытия. Специально для открытия фестиваля написано хоровое произведение львовского композитора Богданой Фроляк на текст латинской молитвы «Кириеелейсон», которая прозвучала в исполнении капеллы «Дударик» в начале концерта. Посвящение программы памяти Йозефа Рота определила ее тематическую направленность, а также тему всего фестиваля, обозначенную как «музыка и литература».
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ИМПРЕССИЯ В МУЗЫКЕ МОЦАРТА И БУДУЩЕЕ»
О неразрывной связи двух видов искусства шла речь и на музыковедческом симпозиуме, который прошел во Львове во Дворце Потоцких и назывался «Литературные импрессии в музыке Моцарта и будущее». С докладами на нем выступили ученые из Австрии, Германии, Польши и Украины. Своими размышлениями о творчестве Йозефа Рота поделился с участниками встречи переводчик его произведений Юрий Прохазька. Директор архивов, библиотек и коллекций «Общества друзей Моцарта» в Вене Отто Биба рассматривал вопрос о литературной эрудиции «львовского Моцарта» Франца Ксавера. Львовской журналистике этой эпохи и «блоггерам эпохи бидермайер» посвятила свое выступление украинская исследовательница Лидия Мельник. В пестром кругу обсуждаемых учеными проблем речь шла о влиянии классической музыки на литературные образы (профессор Фридрих Брусняк). Живое обсуждение вызвало выступление профессора Аделины Ефименко, которая говорила о противоречивых интерпретацях оперной классики представителями современного режиссерского театра. Особенности «львовского текста» в публикациях разных эпох анализировали в своих выступлениях организатор и модератор научного собрания профессор Любовь Кияновская, а также профессор Ирина Драч.
ЗНАКОВЫМ СОБЫТИЕМ СТАЛА ОПЕРА-РЕКВИЕМ «ИОВ» (ПОСТАНОВКА ВЛАДА ТРОИЦКОГО)
ПЯТЬ СКРИПИЧНЫХ СОНАТ И КОНЦЕРТНАЯ ПЛОЩАДКА В... ТРАМВАЙНОЕ ДЕПО
Концерт под названием «Первая скрипка», который прошел в стенах Львовской филармонии, представлял совместные творческие достижения талантливой украинской молодежи, скрипачей и пианистов. Гранты молодым музыкантам для участия в международных конкурсах и мастер-классах предоставил благотворительный фонд VEREMUSICFUND. Все восемь взрослых участников концерта, пять скрипачей и три пианиста, показали себя самобытными зрелыми мастерами с присущими каждому индивидуальными качествами и творческими предпочтениями. Сложная программа концерта включала пять скрипичных сонат известных композиторов ХХ века, которые редко можно услышать в один вечер. Исполнительская манера скрипачки Юлии Ван и пианиста Артема Ясинского была обозначена мягкими лирическими красками, которые отвечали романтической направленности образов скрипичных сонаты № 1 Габриэля Форе. Крайне напряженной драматургии скрипичной сонаты Ф. Пуленка, написанной во время Второй мировой войны и посвященной памяти Гарсиа Лорки, с темпераментом и экспрессией раскрыли в своей интерпретации Роман Холматов и Роман Лопатинский. Тот же Роман Лопатинский использовал совсем другие фортепианные краски в блестящем виртуозном дуэте с Дмитрием Удовиченко (скрипичная соната М. Равеля). Интересно было сравнить противоположные по эмоциональному тонусу и драматургическому строению скрипичные сонаты Сергея Прокофьева, более академическую и уравновешенную вторую (Василий Зациха, Даниил Саенко) и феєрично— сказочную и одновременно амбивалентную первую (Ева Рабчевськка, Даниил Саенко). Не могу не признаться, не очень уместным мне показалось в этом прекрасном концерте его «шоу-окончание» выступлением с исполнением «Цыганских напевов» П. Сарасате восьмилетней скрипачки Маргариты Почебут вместе со старшей сестрой Елизаветой Почебут.
Еще одно знаковое событие, свидетелем которого мне пришлось стать, — львовское исполнения в переделанном в концертную площадку старом трамвайном депо уже довольно известного произведения, оперы-реквиема «Иов», выбор которого предусматривал определенные пересечения с тематикой романа Йозефа Рота. В сотрудничестве с талантливыми молодыми композиторами Романом Григоривым и Ильей Розумейко автор этого оригинального художественного проекта Влад Троицкий предложил глубокую современную интерпретацию одного из самых загадочных библейских текстов, который пытаются разгадать философы и знатоки-библеисты разных эпох. Произведение производит очень сильное эмоциональное впечатление, насыщено взрывной энергетикой и вместе с тем включает контрастные составляющие молитвенно-сосредоточенной, лирико-созерцательной и катарсической направленности. Талантливо использованы в нем современные медийные средства. Здесь, как и в симфонии Л.Бернстайн, восспроизведен диалог между Человеком и Богом, который происходит на грани крайних состояний отчаяния, физических страданий и становится суровым испытанием веры и Верности.
Первые фестивальные события остаются в памяти, а сам фестиваль будет продолжаться и в дальнейшем. Хочется пожелать ему долгой успешной жизни и новых свершений.