Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

С танцем по жизни

Гастрольным турне отмечает юбилей ансамбль им. П. Вирского
18 декабря, 1996 - 19:54
МИРОСЛАВ ВАНТУХ НА РЕПЕТИЦИИ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКO

Ныне проходят выступления самого знаменитого коллектива по регионам нашей страны, которые посвящены 70-летию со дня создания Национального заслуженного академического ансамбля танца Украины им. Павла Вирского. Два гала-концерта прошли с аншлагами во дворце «Украина». На экранах с обеих сторон сцены были показаны кадры, которые воспроизвели историю этого выдающегося художественного коллектива и творческий труд двух его многолетних руководителей: отца- основателя — Павла Павловича Вирского и нынешнего художественного руководителя — Мирослава Михайловича Вантуха.

«День» в №210 писал о юбилейном концерте на главной сцене нашей страны, на котором высокие награды артистам ансамбля вручил Президент Украины Виктор Ющенко. Он подчеркнул, что их «искусство идентифицирует нас как нацию, как народ, как страну». А в Национальной опере Украины прошли заключительные концерты II Всеукраинского фестиваля-конкурса народной хореографии им. П. Вирского. Зал восторженно приветствовал руководителя ансамбля им. П. Вирского — Мирослава Вантуха. Потому что именно он является тем человеком, который стремится поднять на новый уровень современный украинский сценический танец, вдохнуть в него новые силы и новые краски.

«ТРИ ЮБИЛЕЯ»

— Для юбилея мы подготовили специальную программу, в которой демонстрируем зрителям творческие возможности нашего коллектива и показываем хореографические шедевры, созданные основателем ансамбля — Павлом Вирским, которые мы бережно храним, давая им вторую жизнь, — рассказывает М. Вантух. — А еще меня очень порадовало то, что после окончания концерта во дворце «Украина» ветераны ансамбля, которые сидели в зале, впервые скандировали: «Вантух, Вантух»! Надо признаться, я трудно входил в коллектив. Попав на смену поколений, вынужден был попрощаться с рядом артистов, которые много лет работали в ансамбле. А поэтому на меня не только обижались и анонимки в различные руководящие органы писали, но и кое-кто не воспринимал моего искусства... Но прошло время, и теперь, когда ветераны признались, что на таком высоком уровне, как ныне танцовщики ансамбля им. П. Вирского раньше не танцевали — само это их признание было для меня особенно ценным.

— Мастерству вашего коллектива восторженно аплодирует весь мир, а получается, дома были недовольны?

— Взгляды у людей всегда субъективные... За границей у зрителей нет предубеждения — они искренне увлекаются тем, что видят на сцене, и часто даже плачут от эмоций. Случается, от умиления, когда мы, приехав на гастроли в определенную страну, выполняем один из их национальных танцев. Они понимают, что это проявление уважения именно к их народу. Мы уже побывали в 55 странах мира, во многих — по несколько раз. И приглашений не уменьшается. По существу, план наших гастролей расписан заранее уже до 2011 года. В частности, ведутся переговоры о наших выступлениях также в Таиланде, где мы еще никогда не были. Недавно, вообще, поступило приглашение три года поработать в Китае. Но такие длительные гастроли мы не можем себе позволить. Сегодня мы можем выбирать среди продюсеров того, кто предложит коллективу лучшие условия. А это имеет для нас значение, потому что государство только платит коллективу заработную плату и возмещает коммунальные расходы, все же другие средства — на новые постановки, сценические костюмы — мы зарабатываем сами.

— В этом году ансамбль, по существу, отмечает три юбилея: кроме 70-летия коллектива, еще и 45-летие студии, а также 15-летие Детской хореографической школы, созданной лично вами.

— Талантливого артиста нужно воспитывать не меньше 15 лет. С шестилетнего возраста дети учатся у нас в школе, потом два года — в студии, лучшие впоследствии приходят в ансамбль. И когда они потанцуют года два в ансамбле, только тогда можно сказать, что они стали настоящими артистами. Такая система позволяет нам сохранять и обновлять наш репертуар: когда кто-то из исполнителей заболеет или получит травму, всегда есть кем его заменить, потому что другой артист также знает этот танец. Большое искусство требует большого труда. Честно должен сказать, ни я сам, как руководитель, ни наши репетиторы и танцовщики никогда не работали ежедневно столько часов, сколько определено трудовым законодательством. Даже после юбилейного концерта у нас не было полного дня отдыха, потому что готовились к поездке на гастроли в южные области Украины.

«ВОССТАНОВИТЬ УТРАЧЕННОЕ»

— Вы часто говорили, что чувствуете досаду из-за того, что нет возможности чаще выступать в Украине. Что-то изменилось в этом плане?

— В этом году, в связи с нашим юбилеем, Министерство культуры и туризма выделило средства на проведение гастролей в различных областях Украины. Они были действительно трудными, потому что пришлись на конец года. И, скажем, вернувшись ночью из Черкасс, мы утром уже должны выезжать на автобусе в Чернигов. Но еще на декабрь были запланированы три концерта в Киеве. Но хотя такой график отнял много сил, встречи с отечественными зрителями очень нас порадовали. Мы везде ощущали патриотический подъем зала, гордость за национальное искусство. А несколько ранее у нас были гастроли в западных областях Украины. Впервые в нашей истории их провела на коммерческой основе одна продюсерская фирма. Поскольку финансовый результат оказался хорошим, она планирует провести такие гастроли в Украине еще и в следующем году.

— Ансамбль танца им. П. Вирского всегда был образцом для многих хореографических коллективов. А теперь, благодаря созданному по вашей инициативе Национальному хореографическому союзу, еще имеют возможность демонстрировать свои достижения на фестивалях-конкурсах народной хореографии. Как вы оцениваете результаты Второго Всеукраинского фестиваля?

— Хочу отметить общее повышение исполнительской культуры, появление новых постановок и новых участников конкурса. Об этом постоянно заботится хореографический союз, который проводит теоретические конференции и мастер-классы, создает в различных городах школы, чтобы содействовать подъему уровня нашего хореографического искусства. Очень важно определить, в каком направлении оно будет развиваться. Ведь кое-кто считает: современный танец — это то, что связано с рок-н-роллом, брейком, постановками Мориса Бежара или Джорджа Баланчина. Мы же имеем в виду развитие именно украинского современного сценического танца. А это развитие может проходить только на национальном материале, который обрабатывается хореографами на уровне современного мышления, сегодняшних эстетических запросов общества. Конечно, люди привыкают ко всему... Даже к «попсе», которая быстро набирает обороты. Но впоследствии зрители начинают понимать, что им не хватает высоких образцов, высоких чувств. А среди этих чувств — и патриотизм, и любовь к своему народу. Не напрасно в нашем фестивале-конкурсе есть номинация, в которой мы отмечаем любительские хореографические коллективы национальных меньшинств Украины. Свои танцы имели возможность показать болгары, греки, крымские татары. Были в программах концертов также еврейский, армянский, молдавский танцы. Я склоняю свою голову перед теми, кто заботится о культуре родного народа. Без духовной культуры нельзя прожить. И это всегда ощущали украинцы, которые по тем или иным причинам оказались за границей. Не напрасно они создавали там и театры, и хоры, и танцевальные группы.

— Сегодня, к сожалению, под давлением глобализации стираются некоторые национальные особенности. Ощущали ли вы это во время гастрольных поездок?

— Несомненно. За последнее десятилетие, а я проехал почти весь мир, страны Европы значительно утратили свое национальное лицо. Многие это уже поняли. Однако восстановить утраченное очень трудно. Поэтому я так стремлюсь оставить для потомков и приумножить наше национальное танцевальное достояние. Восторгаюсь японцами, которые заботливо берегут свою национальную культуру. Там ученик не получит аттестата об образовании, если не будет знать 300 японских песен. Подобное отношение к своим достижениям мы видели и в Китае, и в Южной Корее.

— В Украине примером для многих могут быть житомиряне, которые не хуже хранят свои национальные художественные сокровища. Не так давно на Первом Всеукраинском конкурсе хоровых коллективов и камерных вокальных форм им. Бориса Лятошинского гран-при получила хоровая капелла «Орея» городского дворца культуры, лауреатами первой степени стали женский хор Житомирского училища культуры и искусств и Молодежная общественная организация Житомирский камерный хор «Орфей». А теперь на танцевальном фестивале-конкурсе первые места в различных номинациях заняли Областной центр хореографического искусства и Детский образцовый ансамбль «Сонечко», который в свое время получил гран-при на первом фестивале.

— У нас действительно есть удивительные энтузиасты своего дела. Художественные руководители и балетмейстеры-постановщики из Житомира — Татьяна и Михаил Гузуны, которые сумели добиться со своими воспитанниками едва ли не профессионального уровня исполнения. Среди лучших можно назвать и Народный ансамбль танца «Радість» из Севастополя, которым руководят Татьяна и Виктор Гоцуленко, Заслуженный ансамбль танца Украины «Юність» из Львова, возглавляемый Михаилом Ванивским, народный ансамбль «Квітень» из города Мариуполя, под управлением Людмилы Федотовой. Хорошо показала себя и старшая группа образцового ансамбля танца «Джерельце Карпат» во главе с художественным руководителем Михаилом Сачко. А гран-при среди любительских хореографических коллективов (возраст участников — от шестнадцати лет) получил Народный хореографический ансамбль «Пролісок» из города Кировограда, где значительную работу провели с исполнителями художественный руководитель Анатолий Коротков и балетмейстер-постановщик Виктор Похиленко.

— Чувствуется, что в Кировоградской области прочными остаются традиции, заложенные еще известным хореографом Анатолием Кривохижей, который в свое время возглавлял известный ансамбль «Ятрань».

— Художник такого уровня всегда оказывает влияние на культуру своего края. И не удивительно, что именно в этом городе создан первый в Украине Музей хореографии, где собраны материалы об украинских танцевальных коллективах — и отечественные, и зарубежные.

— А как вы оцениваете ситуацию в различных регионах Украины?

— После первого конкурса я критиковал Сумскую область. В этом же году училище культуры Сум показало себя с лучшей стороны. Дворец культуры из города Шостки выставил два коллектива с разными руководителями. И как это можно не отметить? К сожалению, не лучшим образом показала себя Полтавщина, хотя это край с очень богатым фольклором. Ни разу не принимали участия в конкурсах коллективы Львовского училища культуры. В связи с этим даже появилась мысль о проведении отдельного конкурса для творческих коллективов подобных заведений. Каких руководителей они воспитывают, когда не могут представить ни одного номера? Надо сказать, кое-кто из преподавателей пишет книжки, статьи. А подтверждают ли они свои идеи на практике? Павлу Павловичу Вирскому было не до написания книг, потому что его полностью поглощала творческая работа. И у меня времени для этого нет, хотя и понимаю, что определенные свои достижения нужно фиксировать на бумаге. Возможно, это будет, когда уже выйду на пенсию.

— Думаю, немало замечаний у вас было к профессиональным коллективам, которые не продемонстрировали заметных творческих достижений. Чем объясняется такая ситуация — самоуспокоением руководителей, отсутствием кадров?

— И первым, и вторым. Но особенно большая проблема с кадрами. Сегодня не так много желающих работать в системе культуры, где небольшие зарплаты. Поэтому уровень многих профессиональных коллективов падает. Не приехали на фестиваль-конкурс Закарпатский народный хор, ансамбль «Чернігівські клейноди». Потеряли былую славу «Надзбручанка» из Тернополя, «Верховина» из Дрогобыча. Кое-кто из руководителей уже говорит о необходимости создавать при коллективах так называемые «спутники», а иными словами, школы, которые будут готовить для них молодое пополнение. Творчески выделялся среди других Заслуженный академический ансамбль песни и танца Украины «Донбас» во главе с художественным руководителем и балетмейстером заслуженным артистом Украины Александром Прокопенко, что и отметило жюри, отдав коллективу первое место в одной из номинаций.

«ОДНА СЕМЬЯ — ТРИ НАРОДНЫХ АРТИСТА»

— Мирослав Михайлович, у вас особая танцевальная семья. Расскажите, пожалуйста, еще и об этой стороне вашей жизни.

— Мы — единственная семья в Украине, где есть три народных артиста. Но я откровенно могу сказать. что ни один из нас не получил этого почетного звания благодаря каким-то дружеским связям. Все мы работаем очень много, часто без выходных дней. Моя жена Валентина Владимировна сначала танцевала на сцене, ныне руководит Детской хореографической школой. Об успехах ее воспитанников свидетельствует то, что они уже являются лауреатами многочисленных конкурсов, что их приглашают на зарубежные гастроли. Моя дочь Галина, солистка нашего ансамбля, отлично знает любую партию и умеет создать убедительный сценический образ. Она имеет два высших образования и уже могла бы работать как балетмейстер-хореограф. Два высших образования получил и сын Мирослав, который работает у нас заместителем генерального директора. Муж дочери Владимир Туягин также солист ансамбля. Он — заслуженный артист Украины. Мы все преданы искусству танца, занимаемся благородным делом, и это приносит колоссальное удовлетворение.

— С чего для вас начинается работа в репетиционном зале?

— Когда я захожу в зал, всегда сначала смотрю не на ноги артистов, а в их глаза — есть ли у них тот блеск, который отражает их состояние души, которое перевоплощается потом в выразительное движение. Я спрашиваю их, слышат ли они в себе музыку. Если этого нет, артист неспособен подарить зрителям танец, который зажигает, вдохновляет высокими мыслями и чувствами, который передает сам дух нашего талантливого украинского народа. Но, вероятно, они слышат в себе и несут эту музыку, поскольку на протяжении многих лет им аплодируют зрители многих стран мира.

Людмила ЖИЛИНА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ