Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сахалинский киевлянин

Знаменитый актер Виктор Степанов о кино, сериалах, дружбе с звестным дипломатом и украинском периоде в своей судьбе
27 октября, 2005 - 19:52
СТЕПАНОВ В СЕРИАЛЕ «ИСЦЕЛЕНИЕ ЛЮБОВЬЮ» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День» РАЗГОВОР ПРОФЕССИОНАЛОВ ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАНАЛА «ИНТЕР»

На «Укртелефильме» заканчиваются съемки восьмисерийного фильма «Запороги» по одноименному роману Виктора Веретенникова. Это совместный проект студии «Злагода» Виктора Веретенникова и «Укртелефильма» (режиссер фильма — Владимир Онищенко). Главную роль атамана Сирко в картине играет популярный киноактер Виктор СТЕПАНОВ.

— Фильм касается двух временных пластов — XX и XVII веков, времен казатчины, — рассказал актер. — В нем заняты прекрасные украинские актеры Владимир Талашко, Николай Олялин, Леся Самаева, Константин Шафоренко, Сергей Романюк, Евгений Паперный. Из России приглашен только актер Малого театра Эдуард Марцевич, он играет роль царя Алексея Михайловича. Этот фильм выйдет на экраны в ноябре, скорее всего, на канале «Интер».

«НА ПЛЕНКЕ НАДО ОТВЕЧАТЬ ЗА КАЖДЫЙ МЕТР»

— Виктор Федорович, свою работу в кино вы ведь начали с сериалов. Сначала «Иван Павлов. Поиск истины», потом «Михаил Ломоносов», «Ермак»… Если сравнить те многосерийные фильмы с нынешними, что изменилось? Почему сегодня сериалы не вызывают уже таких эмоций? Например, когда по ТВ показывали «17 мгновений весны» улицы пустели. Как вы считаете, изменилось отношение зрителей к кино, или сегодня киносъемками занимаются дилетанты? Почему жанр сериала стал «мылом»?

— Потому что первоначально, у так называемых сериалов, включая и «Павлова», и «Ломоносова», и многие другие, была инерция кино. Никто из режиссеров не думал о том, что он снимает сериал. И сериалы снимали так же, как киноленту. Мало того, снимали ведь на пленку, а не на видео. Вы знаете, я считаю, что видео несет на себе некий элемент безответственности. А на пленке надо отвечать за каждый метр, за каждый пучок света, за каждый кадр. За это нес ответственность и режиссер, и оператор, и актеры, и все остальные, занятые в фильме. Сейчас несет ответственность только красная кнопка на видеокамере — и больше, пожалуй, никто. А кто в этом виноват? То ли мы стали легкомысленными?.. Требования другие были. Раньше существовала такая государственная часть, как Госкино, всякие худсоветы, госкомитеты. Каждый член съемочной группы нес ответственность за свою часть работы.

— А как вы относитесь сегодня к сериалам — как к одной из немногих возможностей работы?

— К сожалению, кино очень сузило свое производство. А сериалы… Ну куда ты от них денешься? Для актера это работа, и чураться ее не то чтобы глупо, просто неестественно. Я не отношусь к сериалам, как произведениям искусства. Я к ним вообще никак не отношусь. Однажды я услышал высказывание одного старого человека, кстати, никакого отношения не имеющего к кино. Он говорил: «За такие сериалы сажать надо!» В чем-то я его поддерживаю, так как сегодня на телеэкранах показывают много откровенной халтуры, которую почему-то называют сериалами.

— Например?

— Не буду называть персоналии, ведь и я участник сериальной продукции. Не хочу сам себе приговор подписывать заранее. Но я прекрасно понимаю среднестатистического зрителя. Когда ты включаешь 135-ю серию, а перед ней смотрел 53-ю, и ты видишь, что герои все еще сидят в той же комнате, опять много говорят и конца-края сериала не видно, то думаю, что лучше бы заняться чем-то другим...

— Например, если сравнить фильм «Михаил Ломоносов» и «Небо в горошек», то чего стало больше, а чего меньше — денег на производство фильма, профессионализма съемочной команды?

— Сейчас о профессионализме разговор почти не заходит. Я же вижу, кто населяет все эти сериалы, эти мальчики, девочки… Кино вообще «штука» странная. Это компромат сам по себе, в принципе, как и журналистика. Иногда человек с улицы на экране выглядит интереснее, чем профессиональный артист. На нем есть печать жизни. А зрителю, как ни странно, иногда это интереснее, чем правильно прочитанные диалоги и монологи. Иногда приходится самого себя ломать, будучи профессиональным артистом, чтобы уйти от этой правильности, которая уже всем надоела... Мне кажется, что со временем в сериалах мы снова будем возвращаться к чему-то рафинированному, красивому.

— Существует мнение, что большая часть российских сериалов — это госзаказ. Силовые структуры заинтересованы в создании бесконечных «Ментов», «Убойной силы» и т.д.

— Поначалу я тоже был склонен так думать. А теперь пришел к выводу, что ныне всех интересует только коммерческая сторона дела. А этическая и «мундирная» — в меньшей степени. Ну вот «Менты», допустим…. Что в этом сериале привлекает зрителя — убийства, бомжи, грязные подъезды? Как-то одного режиссера спросили: «Почему вы так много снимаете крови?» На что тот ответил: «Я бы никогда не снимал кровь, но это «кинематографично» и детективы любят зрители».

КАК СЫГРАТЬ ЧЕРНОМЫРДИНА?

— Вы участвовали в одном из самых дорогостоящих российских проектов — «Под полярной звездой». Его бюджет, кажется, составлял 3,5 млн. долларов.

В фильме вы сыграли прообраз Виктора Черномырдина. Трудно было играть не исторический персонаж, а реально существующего политика?

— Государственная жизнь, хоть частично, но она ведь перед глазами людей. Мы видим по телевидению, как человек себя ведет, как он отвечает на вопросы, как он слушает. Поэтому, когда я прочитал сценарий и роман, по которому он написан, представление о герое, которого мне предстояло сыграть, стало более определенным. Когда же мы выехали на натуру, то я понял многие вещи. Вы знаете, природа вообще многое подсказывает актеру. И хотя фамилия у моего персонажа была совсем другая, но ориентир был именно на Виктора Черномырдина, его первые шаги к большим политическим высотам. Вначале ему пришлось хорошенько промесить всю российскую грязь. В буквальном смысле этого слова. Кстати, работая над ролью, я понял, почему Виктор Степанович так долго пробыл в кресле премьер-министра Российской Федерации (дольше всех и в самый тяжелый период). Почему? Потому, что другой человек, с другой жизненной школой и другой закалкой, не выдержал бы тех трудных вопросов, которые ему пришлось решать как государственному человеку и политику высшего ранга.

— Говорят, что после этого фильма вы с послом России в Украине познакомились и даже подружились?

— Мы познакомились на премьере фильма «Под полярной звездой». На банкете стояли рядом. Черномырдин тогда только получил назначение в Киев и пригласил меня в гости. Я же ответил, что уже не первый год живу в Украине. Он очень обрадовался этому факту. Где-то через неделю мы уже повидались в Киеве. А когда у меня с ногой начались проблемы и я не мог ходить, понадобилась срочная медицинская помощь, то Виктор Степанович взял это дело под свой личный контроль. Поскольку у меня российское гражданство и за медицинскую помощь в Украине как гражданин другой страны я должен платить довольно большую сумму, то оплату операции и лечения взял на себя Виктор Степанович. Я ему очень благодарен за эту помощь.

«Я — ДЕСНЯНСКИЙ ЧЕЛОВЕК»

— Виктор Федорович, вы уже около двадцати лет живете в Украине, и все-таки кем вы чувствуете себя больше — киевлянином, москвичом, ленинградцем?

— Я не горожанин, а деревенский, деснянский человек. Это ближе мне. С ранней весны и до поздней осени мы с супругой живем на даче. Наш дом стоит на берегу Десны. Здесь мне хорошо и спокойно. А в Киев езжу по мере необходимости. Слава Богу, от нас в столицу ведут четыре дороги, кстати, очень хорошие. Полчаса езды на машине — и ты уже в центре или дома...

— Наверное, когда вы только переехали жить в Киев, коллеги- кинематографисты пытались вас приобщить к активной общественной жизни?

— Кино — это и есть для меня общественная жизнь. Я особенно ни с кем не встречаюсь, в Дом кино просто так тоже не хожу. Мне это неинтересно. Мне интересно почитать что-нибудь... Я люблю смотреть со стороны. Я не участник, а, скорее, наблюдатель-созерцатель. Я фаталист. Все происходит так, как должно происходить.

— А вы никогда не пытались пойти наперекор судьбе и что-то изменить?

— Все время пытаюсь. Когда я только пришел работать в Тамбовский театр (я родился и вырос на Сахалине — на Курильских островах), то неожиданно получил приглашение из Сахалинского театра. И тут меня стали все удерживать, учитель уговаривал меня двое суток, а потом сказал: «Ну, правильно, умных людей туда ссылали, а дураки сами едут! Езжай!» И я уехал. Через пять лет я уехал из Сахалина наперекор всему и всем. Может быть, это и есть та самая фатальная необходимость, которая заставляла меня туда ехать. Зато из Сахалина я уже вернулся закаленным, пропыленным человеком, и началась у меня настоящая активная актерская жизнь.

— На первую роль в кино — отца выдающегося физиолога Павлова — вас позвали именно из Тамбовского театра. Скажите, кинематограф изменил вашу судьбу?

— Да, кино вообще меняет человека полностью...

— Пришла зрительская популярность?

— Не сразу. После отца Павлова — нет, а после роли Ломоносова — да. Именно после той роли разошлись мои с театром дороги. Это произошло довольно безболезненно, как ни странно. Я думал, что моя жизнь невозможна без театра. А вышло так, что сейчас я на театр смотрю уже с какой-то другой точки зрения.

— С какой?

— Кино меня то ли испортило, то ли воспитало в каком-то другом жанре. Театр — это чисто игровая структура, более склонная к поэтизации, возвышению, к преувеличению. Кино тяготеет к абсолютной правде. Поэтому я на театр смотрю сейчас более «тяжелым глазом». Помню, на Сахалине, а было это в ту эпоху, когда все врали поголовно, тотально, мы в гримерке повесили огромный плакат — «Не лги!». Это касалось всего. У нас была еще переносная табличка — «Ванька Жуков». Если кто-то на сцене сыграл не так или что-то соврал, то, приходя в гримерку, у себя возле стула он находил эту табличку. Она значила, что можно было поругать коллегу, послать его за пивом или дать «башмаком» по голове, в меру любви, что называется, к конкретному актеру. И вот это «Не лги!», оно во мне засело достаточно прочно. Я болезненно воспринимаю в кадре плохо играющего актера и себе не позволяю снижать профессиональную планку...

СПРАВКА «Дня»

СТЕПАНОВ Виктор Федорович — народный артист РФ. Родился в городе Северо-Курильске Сахалинской области 21 мая 1947 года. Окончил факультет режиссуры народного театра в Тамбовском филиале Московского института культуры. С 1972 г. работал актером в театрах Тамбова, Южно-Сахалинска, Новгорода. С 1991-го — актер Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»). В кино стал сниматься с 1984 года (первая роль — отец Павлова — в телефильме «Иван Павлов. Поиск истины»). Зрительская популярность пришла к Степанову после картины «Михаил Ломоносов». В фильмографии актера несколько десятков картин, в частности: «Ермак», «Холодное лето пятьдесят третьего...», «Сократ», «Танго смерти», «Ричард Львиное сердце», «Война», «Шизофрения», «Личная жизнь официальных людей», «Чистилище», «Русский транзит», «Под полярной звездой» и др. Много и активно Виктор Степанов снимается в сериалах («День рождения Буржуя», «Небо в горошек», «Пепел «Феникса», «Исцеление любовью», «Работа для крепкого мужика», «Банкирши», «Сыщики» и др.). Около 20 лет актер живет в Киеве.

Светлана БОЖКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ