Популярность балета «Щелкунчик» Петра Чайковского практически не имеет границ, ни временных, ни географических! Со дня первой премьеры 6 декабря 1892 года в петербургском Мариинском театре эта волшебная балетная сказка на сюжет литературной сказки Эрнеста Теодора Амадея Гофмана ставилась и показывалась практически на всех балетных сценах мира! Этот удивительный спектакль сколько ни показывай, каждый раз будет аншлаг в любое время года, не говоря уже о зимних праздниках!
ПРАЗДНИЧНЫЙ БРЕНД
Новый год на афише Национальной оперы Украины однозначно ассоциируется с «Щелкунчиком»... А всегда ли было так? Это только где-то лет 10—15 «Щелкунчиком» театр провожает старый и встречает новый год. Трудно представить, но всю первую половину ХХ века Киев как-то обходился вообще без него! Впервые «Щелкунчик» появился на нашей сцене в постановке хореографа Вахтанга Вронского, дирижера Бориса Чистякова в художественном оформлении Анатолия Волненко 22 декабря 1956 года, и с тех пор стал... просто одним из новогодних спектаклей, не более того. Своеобразным праздничным брендом балет станет намного позже.
У этого балета удивительная биография. Наслаждаясь сегодня красотой музыки «Щелкунчика», трудно поверить, что для Петра Ильича Чайковского работа над этим, последним из трех балетов, стала настоящим кошмаром. Судя по письмам композитора, таких мучений и сомнений в своих творческих силах он не испытывал никогда раньше. «Щелкунчик», заказанный дирекцией императорского Мариинского театра в начале 1891 года, превратился «в какие-то ужасные лихорадочные кошмары». Заказ совпал с уже принятым Чайковским приглашением дирижировать в концертах по случаю открытия Карнеги-Холла в Нью-Йорке. Писать балет он начал уже в пути — в поезде, на пароходе. А в самом начале путешествия композитор узнал из газеты о смерти сестры, которую от него скрыли, чтобы не сорвать поездку. В таком состоянии духа он «чувствовал полную неспособность воспроизвести в музыке сказочный Конфитюренбург». Целый год потрачен на борьбу чувств и долга, и постепенно работа все больше захватывала композитора. Тоска и ностальгия были частыми спутниками рождающегося балета, которому суждено было стать, пожалуй, самым светлым, праздничным и жизнеутверждающим из подобных себе.
Сценарий «Щелкунчика» разработал Петипа, но из-за тяжелой болезни поставить его не смог, а поручил постановку Льву Иванову. «Слишком роскошная», по словам Чайковского, премьера имела колоссальный успех и, как всегда, неоднозначную критику. Впрочем, ругань в прессе не огорчала композитора, который в вопросах творчества никогда не руководствовался актуальными соображениями, а как настоящий провидец писал в века. Лучшие хореографы восторгались музыкой и сюжетом «Щелкунчика», создав свои сценические версии балета: В.Вайнонен, А.Горский, Ф.Лопухов, Ю.Григорович...
КИЕВСКИЕ ВЕРСИИ
Первая киевская трехактная постановка Вахтанга Вронского 1956 года, созданная на либретто Петипа и Вайнонена, отличалась тем, что партии детей — Маши и Франца Штальбаум и их маленьких гостей — в первом действии исполнялись учениками хореографического училища. Второе действие — это битва с мышами и превращение куклы-щелкунчика в принца. Третье — это сказочное царство и... пробуждение в хорошо знакомом, но уже неуловимо изменившемся мире. Хореографу удалось решить сложную задачу — превратить маленькую девочку из первого действия во взрослую девушку, какой она видит себя в своих романтических мечтах. Фокусник Дроссельмейер трактовался не как гофманский загадочный колдун, которого боятся дети, а как добрый рождественский дед, который их развлекает. Это была детская сказка, светлая и яркая.
Анатолий Шекера, приступая к своей постановке, премьера которой состоялась 31 декабря 1972 года, исходил из того, что «Щелкунчик» не имеет постоянной редакции и «всегда ждет своего Колумба». В первом действии он взял за основу версию Юрия Григоровича, философские размышления которого о недостижимости идеального счастья, романтические рефлексии превратили нехитрый детский праздник в классику ХХ века. А.Шекера вывел героев из гофманского времени и места действия, дополнил хореографию своими оригинальными пластическими решениями, которые часто граничили по сложности с акробатикой. Постановка отличалась не умилением, а наполненностью ее мистицизмом и таинственностью, чему способствовала сценография космически-символическая Юрия Билоненко.
Виктор Литвинов в 2004 году (премьера — 11 ноября) создал в декорациях Марии Левитской абсолютно оригинальный, очень игровой балет, приблизив сюжет к Гофману и доведя детский сон до воплощения: в финале спектакля Мари Штальбаум в реальности встречает Принца из своего волшебного сна (и это, по либретто реалиста В.Литвинова, был племянник Дроссельмейера). Изюминкой спектакля было введение в партитуру Чайковского наряду с танцами мира украинского гопака, для чего использовали музыку Чайковского же — Гопак из его оперы «Мазепа». А еще балетмейстер вместе с дирижером В.Кожухарем переформатировали музыкальный материал балета, вынеся в финал центральное па-де-де, хореографически раскрыв драму, заложенную в нисходящей гамме адажио, по которой все узнают «Щелкунчика» — именно под нее Принц вновь превращается в уродливую куклу на глазах у Мари, ее прекрасный сказочный сон заканчивается кошмаром, но только для того, чтобы реальность вскоре подарила настоящее чудо встречи с мечтой. Сон был пророческим!
В 1986 году блестящий классический танцовщик, истинный Принц балетной сцены Валерий Ковтун дебютировал как хореограф своей постановкой «Щелкунчика», которой выпала долгая сценическая жизнь. Вместе с ним работали дирижер-постановщик Аллин Власенко, художники Вячеслав Окунев и Ирина Прес. С небольшим перерывом спектакль не сходит со столичной сцены уже четверть века, а с гастролями объездил, кажется, весь мир. Интересно, что на гастроли «Щелкунчик» ездит именно в этих декорациях, а чтобы не оставлять киевлян и гостей города надолго без любимого балета, восстановленная ??в 2005 году постановка на сцене Национальной оперы Украины идет в декорациях и костюмах Марии Левитской, которая разрабатывала сценографический сюжет этой новогодней сказки и в 1997 году вместе с Виктором Литвиновым и Джоном Пикликом в Канаде, и в 2004 — на киевской сцене. Ее оригинальный стиль органично сочетался с хореографией В.Ковтуна, и старый, горячо любимый публикой спектакль заиграл новыми красками, сказочные герои, знакомые с детства — Клара и Принц-Щелкунчик, Дроссельмейер и Фриц, Мышиный король и куклы — вполне обжились в новой обстановке. Именно эта лирико-романтическая постановка о победной силе любви, о торжестве добра над злом, о свете мечты ждет своих поклонников и новых зрителей на новогодне-рождественские праздники.
В декабре — январе «Щелкунчик» Национальная опера демонстрирует по два спектакля в день (в 12.00 и в 19.00).
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Множество лучших танцовщиков, настоящих звезд Киевского балета на протяжении истории постановок «Щелкунчика» исполняли главные партии на родной и зарубежных сценах: Е.Ершова, А.Потапова, В.Потапова, А.Гавриленко, И.Лукашова, Р.Хилько, Л.Сморгачева В.Калиновская, Е.Стебляк, Т.Таякина, И.Задаянная, Н.Лазебникова, Т.Белецкая, Т.Боровик, Г.Кушнерева, А.Филипьева, Я.Гладких, Г.Дорош, Т.Голякова , Н.Домрачева. К.Ханюкова, Я.Саленко, К.Алаева, Т.Лезова, К.Повар, Н.Мацак, А.Голица, А.Шайтанова, Ю.Кулик, Ю.Москаленко, А.Скрипченко, Г.Муромцева (Маша, Клара) М.Апухтин, А.Белов, Р.Клявин, Ф.Баклан, Н.Новиков, В.Парсегов, В.Ковтун, В.Некрасов, С.Лукин, М.Прядченко, В.Рыбий, В.Федотов, В.Яременко, В.Волошин, К.Костюков, А.Ратманский, Е.Кайгородов, М.Чепик, А.Гамаюнов, А.Дацишин, Г.Жало, Д.Мативиенко, А.Гура, В.Ищук, Я.Саленко, С.Сидорский, Д.Недак, Я.Ваня, С.Клячин, С.Кривоконь, А.Скулкин, А.Стоянов, М.Сухоруков (Щелкунчик-принц)
Кстати, это зрителям праздник, а артистам будни, да еще и иногда суровые, особенно утром 1 января...
Заглянем еще немного назад, например, в 1946-й, послевоенный год. 1 января вечером в театре давали комическую оперу «Корневильские колокола». У нее интересная история: киевляне впервые услышали ее еще в 1880 году, затем ее ставили в 1913-м. В июне 1941-го, перед самой войной, состоялась генеральная репетиция новой постановки, но премьера ее — только 4 февраля 1945 года (хотя во время оккупации опера шла в Большой киевской опере, как назывался тогда наш театр).
Завершили 1946-й и начали 1947 год премьерой (!) Балета «Раймонда» в постановке Сергея Сергеева. В роскошных декорациях, созданных Михаилом Бобишевым, танцевали легендарные артисты: Антонина Васильева, Зинаида Лурье, Вера Каминская (Раймонда), Николай Апухтин, Александр Бердовский, Анатолий Белов (Жан де Бриен), Николай Иващенко, Алексей Подгайный, Александр Сегаль (Абдерахман ).
В 1950-х в первый день года давали оперу «Наталка Полтавка», балеты «Маруся Богуславка», «Коппелия», «Доктор Айболит». В 1960-1970-х добавились «Золушка», «Кот в сапогах», «Белоснежка и семь гномов», «Чиполлино». В 1987-м первым спектаклем года была «Муха Цокотуха». Зимние каникулы у учащихся хореографического училища часто начинались только после концертов, которые давали утром 1 января. Не позавидуешь их родителям и педагогам...
А представьте утро 1 января 1970 года: идет балет «Доктор Айболит». Большинство танцоров в масках животных, которые идут на прием. Среди них слоник, у которого болят зубки: передние ноги — один артист, задние — второй. «Задние ноги» садятся на пенек, пока идет лечение, по окончании которого слоник должен уходить со сцены. «Передние ноги» начинают двигаться, но «задние» все сидят, как ни дергаются передние. Уже ведущий режиссер панически машет руками из-за кулис, но тщетно — «задние ноги» заснули, даже захрапели. Тогда «передним ногам» пришлось их хорошенько пихнуть, только тогда слоник заковылял со сцены.
Только с 1994 года 1 января гуманно становится выходным днем, но не навсегда — 1 января 2021 года театр и «Щелкунчик» ждут своих гостей!