Прозвучали произведения Петра Чайковского, Сергея Рахманинова и Антона Аренского. Программа называлась «Сердца трех» — это был совместный проект Национального портала академической музыки Music-review Ukraine и представительства в Украине фортепианной фабрики BRODMANN (Австрия). Но если музыка Чайковского и Рахманинова занимает одно из первых мест по частоте исполнения в мире, то сочинения Аренского сегодня известны лишь специалистам и меломанам-знатокам.
Причудливые нити судьбы связали заявленных в концерте композиторов — друг с другом и с нашим временем. Так, юбилейные даты этого года — 140 лет со дня рождения Сергея Рахманинова и 120 лет со дня смерти Петра Чайковского. Вспомним, что именно Рахманинов 100 лет назад, в 1913 году стал одним из инициаторов создания Киевской консерватории (ныне Национальной музыкальной академии Украины). Известно, как притягивала и вдохновляла Чайковского Украина — со студенческих лет приезжал он сюда, подолгу жил и писал музыку в Тростянце, Каменке, Браилове.
Тайны трех сердец раскрывали четыре музыканта: Заслуженные артисты Украины — пианисты Юрий Кот и Геннадий Демьянчук и лауреаты международных конкурсов — скрипач Кирилл Шарапов и виолончелист Александр Пириев.
«Времена года» Петра Чайковского в первом отделении сыграл Юрий Кот, наполнив хрестоматийный шедевр свежестью первого звучания, потому что реальные времена года — всегда впервые: совсем недавно звенел жаворонок и цвел подснежник, а сегодня вслушиваешься в летние месяцы — мечтательную июньскую баркаролу сменяет напряжение жатвы, но косарь поет... и впереди пленительный октябрь.
Виртуозно и артистично исполнили Геннадий Демьянчук, Кирилл Шарапов и Александр Пириев два опуса второго отделения, начав с Элегического трио №1, соль-минор для скрипки, виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова. В качестве эксклюзивного комментария приведем фрагмент публикации «Русской музыкальной газеты» 1905 года: «Даже по своим внешним чертам Рахманинов рисуется нам в необыденных выражениях: худой, мертвенно-бледный, с суровым, но подвижным взглядом, он обнаруживает свой искренний характер сразу, стоит ему произнести лишь несколько слов». Далее автор пишет о «редкостном стремлении к закругленности форм и тематизма» и уверяет, что эти «симпатичные качества ярко запечатлелись и на его Элегическом трио. Цельность и искренность являются постоянными спутниками Рахманиновской музы». Ну, а сам композитор признавался: «Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, — это заставить ее (музыку) прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».
Подлинным открытием вечера стали для публики произведения Антона Степановича Аренского (1861-1906 гг.) — композитора, пианиста, дирижера, управляющего Придворной певческой капеллой в Петербурге и профессора Московской консерватории, учениками которого были Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Рейнгольд Глиэр. В наследии композитора три оперы, один балет, две симфонии, множество камерных и фортепианных сочинений, церковные хоры, более 70 романсов. При жизни произведения Аренского ставили в лучших театрах и исполняли знаменитые артисты, такие как Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская (в жанре мелодекламации). Высоко ценил Аренского Лев Толстой: «Из новейших — лучший Аренский, он прост, мелодичен...». Его оперу «Сон на Волге», с успехом поставленную московским Большим театром в 1890 году, Чайковский назвал одной из лучших, «а местами даже превосходной русской оперой» и добавил: «Сцена сна Воеводы заставила меня пролить немало сладких слез...», а еще говорил: «Аренский удивительно умен в музыке... Это очень интересная личность!».
Исполняя Трио №1 Антона Аренского для скрипки, виолончели и фортепиано, музыкантам удалось донести до слушателей удивительно красивую музыку — мелодичную, темпераментную, изящную. И зал ее услышал — вопреки суровому приговору Римского-Корсакова, учителя Аренского: «Забыт он будет скоро».
Организатор проекта «Сердца трех» — портал академической музыки Music-review Ukraine во главе с бессменным руководителем Александром Пириевым за неполных пять лет существования стал одним из информационных лидеров, которые, помимо пропаганды классической музыки в Украине, поддерживают национального исполнителя, а концертные циклы Music-review WEEKEND с участием ведущих украинских и зарубежных музыкантов привлекают публику разных поколений. Среди знаковых событий сезона 2012-2013 стали: проект GALA WEEKEND, юбилейные вечера выдающихся композиторов Украины Валентина Сильвестрова и Евгения Станковича, Всеукраинский гастрольный тур «Виолончельная Пектораль», I Фестиваль музыки Петра Чайковского «Чайковский Fest» в Тростянце. И состоявшийся в Доме актера концерт — а в зале был аншлаг, много молодых людей, родители с детьми — хочется видеть не только подведением итогов сезона, а взглядом в будущее украинского музыкального сообщества.