— Сначала хотелось бы узнать, каков профиль вашего бизнеса?
— В 2002 году я стал народным депутатом Украины, а затем, в 2005 году возглавил компанию «Укрспецэкспорт». С 2002 года (непосредственно) бизнесом не занимаюсь. У меня есть несколько инвестиционных проектов, связанных с пищевой промышленностью, с садами и ягодами. Мы делаем соки по ГОСТам еще советских времен, без консервантов, сахара и примесей, как экологически очень чистый продукт.
— Почему решили поддерживать кинофестиваль?
— Я киевлянин. Здесь родился и вырос, окончил школу, ВУЗ, вся моя жизнь проходила в Киеве — поэтому все, что связано с городом, для меня родное и близкое. О «Молодости» я знал давно. Два года назад Андрей Халпахчи обратился с предложением о поддержке «Молодости», и с тех пор продолжается наше партнерство. Я считаю, что это моя обязанность перед городом, перед страной, перед людьми, благодаря которым я в свое время состоялся, как личность. Если у меня уже появились определенные возможности, я просто должен сделать шаг навстречу обществу. Мне кажется, что кинофестиваль дает возможность людям меняться к лучшему.
— А до того вы имели опыт работы с масштабными культурными мероприятиями?
— Если говорить в целом о культурной области, то я уже несколько лет поддерживаю отношения с Национальным художественным музеем Украины — мы печатали книги о работах, хранящихся в музее. Потом книги отдавали в библиотеки, чтобы люди, которые не могут приехать в столицу, увидели, что есть в сокровищницах музея. Что же касается масштабных акций — нет, опыта не было.
— Насколько сложно это оказалось?
— Это не очень сложно, если ты принял для себя принципиальное решение, если ты это делаешь искренне, от души. Сложно то, что люди у власти не имеют четкого понимания, насколько это важное дело, насколько это большое событие в нашем городе и в нашей стране. А остальное — если есть желание, всегда все можно сделать.
— Какие дивиденды это вам приносит — моральные или материальные?
— Повторюсь: материальной выгоды нет, это только расходы, чистое меценатство. Опять же, я считаю, что это мой долг перед обществом и перед страной. Кроме того, что плачу налоги, я понимаю, что должен делать такие вещи, до которых мог бы дотянуться любой заинтересованный в них человек, чтобы развиваться как личность, как гражданин. Воспитывать гражданина своего государства — трудная задача, но это правильный путь, и каждый, кто может здесь помочь, должен это делать непосредственно.
— Как вы оцениваете нынешнюю «Молодость»?
— Каждый год фестиваль становится лучше. В октябре этого года к нам приехали Фанни Ардан, Софи Марсо, Жерар Депардье, Кристофер Ламбер — лучшее подтверждение того, что «Молодость» получила мировой авторитет, что все делается правильно, что фестиваль растет, в то же время, оставаясь местом, где каждый из молодых кинематографов может попробовать свои силы, увидеть и почувствовать мировой киноконтекст.
— Насколько важен триумф фильма Сергея Лозницы?
— «Молодость» — это же не просто возможность увидеть хорошее кино. К сожалению, мы все еще живем в постсоветском пространстве. Да, мы видим в Киеве более цивилизованную жизнь, но Киев — не вся Украина. Лозница как раз дал пример искренности искусства — он снял мужественный фильм о настоящей жизни, которой многие люди и не видели, о цене выбора. Ведь это для всех нас вечная проблема: с начала и до конца мы решаем — в какую дверь войти, какую дорогу выбрать. Этот фильм заставляет зрителей задуматься над чрезвычайно важными вопросами — и тем самым дает возможность изменить собственную жизнь.
— Каким вы видите ваше будущее с «Молодостью»?
— Да, есть фестиваль, благодаря которому Украина присутствует в мировой киноиндустрии, однако, к сожалению, у нас отсутствует государственная кинополитика. Поэтому мне еще интересно было бы заняться этой проблемой, достучаться до людей, принимающих решения, чтобы изменить положение. Государство иногда поддерживает кинематограф, выделяет средства — но результата мы не видим. Кто бы мне что ни говорил, но мы живем еще достижениями советских времен. Мы помним Довженко, помним кино 60-х годов, но ведь, простите, не можем похвастаться чем-то сейчас. Поэтому мне хотелось бы заняться этим чуть шире. И для этого мы планируем несколько инициатив. Я был на круглом столе во время «Молодости» на тему украинской киноперспективы. Поддерживаю тему создания киноинститута, ведь это даст возможность системно подойти к решению проблем на государственном уровне.
— Планируете заняться кинопроизводством?
— Пока что нет. Я принимал участие в создании фильма Сергея Буковского «Живые». Но мне очень жаль, что в Украине этот фильм так и не стал общественным событием. Это еще раз говорит об отсутствии кино, как фигуранта общественно-культурной жизни. Делать коммерческое кино мыслей не было, интереснее, наверное, было бы снимать анимацию. Однако у нас, в любом случае, нет соответствующих условий, чтобы снимать кино, распространять его, сделать, чтобы это было коммерчески выгодное дело. Мне было бы интересно создать возможности, чтобы любой, кто хотел бы вкладывать деньги в кино, мог это беспрепятственно делать. Ведь «правильное» законодательство создает принципы и правила, меняющие качество жизни везде: и в экономике, и в культуре, и в политике.
— Что же мешает бизнесу поддерживать кино?
— У нас до сих пор нет законодательной и структурной базы. В стране за 20 лет не появилось понимание, насколько это важное искусство, что это один из очень серьезных инструментов построения собственно государства. Мы не должны только получать дешевые культурные продукты наподобие «мыла» по телевидению или на эстраде. Нивелируются приоритеты, зритель уже не поймет, где хлам, а где шедевр. Мы должны дать людям реальные ценности.
— Какое кино любите лично вы?
— Жанры почти не имеют значения, хотя фильмы ужасов не люблю. Остальное зависит от настроения. Главное — кино должно быть качественным, таким, благодаря которому я могу что-то пережить, задать себе вопрос и потом искать ответ.