Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Сейчас то, что происходит на улице, гораздо важнее того, что мы показываем со сцены»

14 февраля известный режиссер Дмитрий Богомазов отметит юбилей
13 февраля, 2014 - 12:33
ПАУЗА НА РЕПЕТИЦИИ. В СПЕКТАКЛЕ «ВЕСЕЛЬЕ СЕРДЕЧНОЕ, ИЛИ КЕПКА С КАРАСЯМИ» В ГЛАВНОЙ РОЛИ ВЫСТУПИТ ПОПУЛЯРНЫЙ АКТЕР ВИТАЛИЙ ЛИНЕЦКИЙ/ ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА
ДМИТРИЙ БОГОМАЗОВ

Мы встретились с Дмитрием Богомазовым в Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра, где он репетирует спектакль «Веселье сердечное, или Кепка с карасями» по прозе Юрия Коваля. Свой юбилей режиссер встретит на работе. Премьера «Веселья сердечного...» состоится 27 и 28 февраля. А в свободное от репетиций время Дмитрий Богомазов, как и тысячи киевлян, проводит на Евромайдане — «острове» свободы и демократии. Поэтому мы беседовали не только о творчестве, но и событиях, которые сегодня происходят в Украине...

«ИСКУССТВО ДАНО ЧЕЛОВЕКУ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОН МОГ ОТКРЫВАТЬ И РАСШИРЯТЬ СВОЕ СОЗНАНИЕ»

— Дмитрий, пятьдесят лет — это половина жизни, она запрограммирована на сто лет. Но мы настолько отравили свое бытие, что едва перешагиваем за половину отпущенного нам срока...

— Подойдя к возрастному рубежу, я очень рад, что до сих пор занимаюсь театром. И делаю это, несмотря на то, что наша жизнь сложна, что в Украине это не самое прибыльное и престижное занятие, потому что театр у нас по большому счету не востребован. Тем более, в нынешней ситуации людям как-то не до театра. Это уже когда-то потом театр будет осмысливать происходящее на Майдане, о нынешних событиях будут ставить спектакли. Но сейчас то, что происходит на улице, гораздо важнее того, что мы показываем со сцены.

—Если бы наше общество и государство серьезнее относилось к искусству, к культуре, то, возможно, мы бы не пришли к такому неразрешимому кризису. Это ведь не политический и не общественный кризис, это кризис цивилизационный, кризис нравственности, человечности...

— Согласен. Искусство дано человеку для того, чтобы он мог открывать и расширять свое сознание. Было бы лучше, чтобы правители, не учитывающие многих тонкостей жизни, почаще посещали театры. Притом не для развлечения, а для размышления. К сожалению, у нас так сложилось в последнее время, что люди приходят в театр с одним желанием: «Отвлеките меня от реальности!». А поскольку театр поставлен в очень сложную финансовую ситуацию, то он сейчас в этом преуспевает — отвлекает от жизни и развлекает публику. Театр чаще создает иллюзии, и большинство зрителей и сегодня идут в театр именно за иллюзиями.

Условно, театр можно поделить на тоталитарный, манипулирующий залом, творя среди зрителей некую общую эмоцию, и театр демократический, позволяющий зрителю переживать увиденное и услышанное в соответствии с личными ощущениями. Такой театр не руководит залом. Восприятие зрителя формируется индивидуально... К сожалению, на наших сценах сегодня явно доминирует коммерческий продукт. Хочется надеяться, что потом, после нынешних революционных событий, нашему театру будет уготовлена более достойная роль.

— А как ты оцениваешь события, происходящие на Евромайдане? Что послужило глубинной причиной нынешнего кризиса?

— Я бы назвал это кризисом языка. Не в смысле украинского или русского, а в смысле речи вообще... Это вербальный кризис, кризис общения... Если привести пример из театра, то суть наших событий помогает осмыслить историческая драма «Ричард ІІІ» Шекспира. Ричард пользуется словами, которые для других людей что-то означают, а для него в них нет никакого смысла, никакого содержания. Слово несет в себе некую реальность, но есть люди, которые ее не воспринимают, они слепы и глухи к ней. Они просто манипулируют словами, за которыми нет никакого содержания, никакой правды. Просто сотрясают воздух... В результате того, что наши правители так долго манипулировали словами, они разошлись со своим народом по разные стороны баррикад. Нельзя очень долго говорить, что мы делаем хорошо, но при этом постоянно делать плохо, так что людям в реальной жизни становится все хуже и хуже. Наша власть не поняла, что ее задача, смысл ее пребывания на вершине общественной пирамиды заключается в том, чтобы открывать человеку все новые и новые возможности для реализации себя, для проявления собственной инициативы. И когда миллионы инициатив и реализаций собираются в некую единую силу, тогда возникает достаток государства. Государство становится процветающим, и это сторицей воз вращается власти не только в виде материальных благ, но и почета, уважения, благодарности... Но когда власть все время только забирает, называя это «добром», то люди просто перестают верить словам. А потом этим людям говорят: «Давайте договариваться». А как договариваться? На каком языке мы должны договориться, если слова из-за того, что власть ими просто манипулирует, уже ничего не значат? С помощью жестов договариваться?

«ПОРОЙ ХОЧЕТСЯ СБЕЖАТЬ В ДЕРЕВНЮ. ХОТЬ НА ВРЕМЯ»

— Расскажи, пожалуйста, о спектакле, который репетируешь.

— В основе спектакля — рассказы Юрия Коваля (1938—1985 гг.), известного советского и российского писателя, корни которого уходят в Украину. Он сам себя отнес к детским писателям и сделал это, на мой взгляд, для того, чтобы его никто не трогал — внимание советской власти к детским писателям было не столь пристальным, как к тем, кто писал для взрослых. Коваль был художественным диссидентом. В его простых, на первый взгляд, рассказах о поездках в деревню таится глубокий, «недетский» смысл. Он дружил с Олегом Битовым, Арсением Тарковским, Беллой Ахмадуллиной и при этом не посягал на их лавры, всегда находился в тени. Не знаю, были ли люди, которые, пока Юрий Коваль был жив, понимали, что он — гений. Наверное, были. Но его слава не выходила за узкий круг ценителей. Хотя многие читатели нашего поколения с детства помнят «Приключения Васи Куролесова», «Недопеска» и «Пограничного пса Алого». Но мало кто читал его книги для взрослых, в том числе и «Суер-Выер» (рассказывающую о фантастическом плавании фрегата «Лавр Георгиевич» под командованием капитана Суера-Выера к Острову Истины) — книгу, которую он писал всю жизнь и которая вышла уже после его смерти...

В нашем спектакле «Веселье сердечное, или Кепка с карасями» события происходят в деревне, куда от города постоянно сбегал автор — и мне в последнее время хочется убегать хоть на время. В главной роли выступит Виталий Линецкий, его партнеры — замечательные актеры нашего театр: Владимир Горянский, Леся Самаева, Михаил Кукуюк, Таня Комарова, Сергей Детюк, Светлана Штанько, Саша Комаренко, Катя Качан, Акмал Гурезов, Владимир Канивец, Иван Завгородний, Игорь Антонов. На большой сцене дебютируют мои студенты Оксана Жданова, Влад Писаренко, Саша Пискунов. У нас будет живой звук — баян, аккордеон, балалайка, большой барабан, гитара и даже виолончель, прозвучат аутентичные народные песни.

— Как тебе работается в Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра после того, как пришлось отказаться от такого интересного театрального проекта, как театр-студия «Вільна сцена»?

— Работается мне здесь замечательно. Я начал создавать «Вільну сцену» не потому что хотел уйти из своего театрального дома. Просто городские власти предложили создать новый театр на Троещине, готовы были построить новое помещение, и я не мог не воспользоваться таким шансом. Но пришел новый мэр — «Леня Космос» (Леонид Черновецкий), и «все накрылось медным тазом», ему и его «молодой команде» культура была не нужна. Что касается Театра на левом берегу Днепра, то здесь замечательная атмосфера, худрук Эдуард Маркович Митницкий создал прекрасную труппу. У нас не просто хорошие актеры, они еще и дружат между собой, поскольку не культивируют зависть друг к другу, как это, к сожалению, бывает в других театральных коллективах. Это очень важно, когда на сцену вместе выходят не просто профессионалы, а люди, уважающие, любящие друг друга, всегда готовы протянуть товарищу руку помощи.

Вадим ДЫШКАНТ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ