Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Сейчас в Украине происходят очень большие ментальные изменения»

Драматург Ирена Коваль предупреждает, что нам нужно рассчитывать на собственные силы
10 октября, 2014 - 19:36
ИРЕНА КОВАЛЬ
СПЕКТАКЛЬ «МАРИНОВАНИЙ АРИСТОКРАТ», ПОСТАВЛЕННЫЙ ПО ПЬЕСЕ ИРЕНЫ КОВАЛЬ, УЖЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПРОХОДИТ В МОЛОДОМ ТЕАТРЕ С АНШЛАГАМИ / ФОТО ВИОЛЫ СОКОЛАН

Прозаик Ирена Коваль — человек мира:  в настоящее время проживает в США, определенное время жила в Великобритании, Франции  и Украине, а родилась в Германии. По ее словам, настоящее  гражданство определяет сердце, а оно здесь, на земле ее предков. В настоящее время поводом приезда писательницы в Киев стал десятилетний юбилей спектакля «Маринований аристократ»,  поставленного Станиславом Моисеевым  по ее одноименной пьесе в Молодом театре.

Спектакль «Маринований аристократ», премьера которого состоялась в преддверие оранжевого Майдана, оказался немногими услышанным предупреждением: украинцы не должны надеяться на то, что заграница им поможет, а рассчитывать на собственные силы, таланты и ум.

Наш с пани Иреной разговор касался не только тем, связанных с юбилеем постановки, но и того, как нынешние трагические события в Украине воспринимаются в западном мире.

«В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ УКРАИНЕЦ ВЗОРВАЛСЯ, БОРЯСЬ С ВНУТРЕННИМ И    ВНЕШНИМ ВРАГОМ»

Пани Ирена, прожив большую часть жизни за рубежом, как начали писать для киевских театров?

— С 1995-го по 2005 год я жила в Киеве и делала для «BBC-Україна» много интервью.  Мне повезло познакомиться со многими известными украинскими деятелями политики и культуры. Здесь у меня появился новый творческий стимул, благодаря которому написала две пьесы: «Поганські святі», предназначенные для Богдана Ступки  (режиссер С. Мойсеев перекрестил ее на «Лев і левиця»),  и «Маринований аристократ», которую делала для  Алексея Вертинского. К сожалению, спектакль о непростых отношениях Льва Толстого с женой уже не идет из-за смерти Ступки — этого великого украинского актера. Помню, какую титаническую работу Богдан Сильвестрович проделал перед тем, как приступить к репетициям. Он рассказывал, что прочитал дневники Толстого, чтобы убедиться, что я ничего в пьесе не нафантазировала. Жаль, что новое поколение зрителей уже не сможет увидеть эту замечательную постановку, в которой так прекрасно играли Богдан Ступка и Полина Лазова. А вот история о мытарствах украинца в Британии, таланты которого оказались ненужными своему государству, и до сих пор собирает полные залы.

— Если бы вы в настоящее время трактовали ту метафору, которую заложили в свою пьесу?

— За это десятилетие, которое прошло между двумя Майданами, метафора, заложенная в «Маринований аристократ», стала еще актуальнее, чем в 2004 году. Если раньше украинец был «замаринованным» и смотрел на мир сквозь стекло из своей банки, то в настоящее время он взорвался, борясь с внутренним и внешним врагом. Жизнь в Украине из жанра черного абсурда превратилась в трагедию. Главный персонаж «Маринованого аристократа», который был только актером, становится режиссером своего нового бытия. А пара закостенелых европейцев, у которых актер работает по найму, стремится защититься от него, однако он добывает в борьбе свое место в мире и защищает свое достоинство. Прагматичная стерильная Европа еще не поняла, в каких критических условиях она оказалась. Невзирая на все обещания, она не дает реальной поддержки Украине и хочет запихнуть ее назад, в банку.  Но это уже невозможно, потому что  страна прошла революции достоинства. Но чтобы стать самостоятельным свободным государством, украинцам нужно быть динамичными, мобильными, нужно постоянно импровизировать, как это, собственно, и делает герой спектакля. Нужно учиться отвечать на каждый неожиданный вызов. Потому что аристократизм — это понятие душевной воспитанности, которую человек вырабатывает в себе, это уровень своего достоинства, которое нуждается в отваге и силе. 

Над чем работаете в настоящее время?

— Я пишу роман, но это продолжается уже слишком долго из-за того, что мои творческие силы немного парализованы нынешней ситуацией в Украине. Я переживаю по поводу событий на востоке страны, постоянно сижу в интернете, и вместо того, чтобы самой писать, читаю разные статьи о событиях в Украине. А этих материалов очень много, потому что теперь в каждой стране ежедневно что-то пишут об Украине. Мне интересно, что другие знают или не знают о ней, а это отбирает много времени и отвлекает от работы над автобиографическим романом, который называется «Відірвані». Не буду пересказывать сюжет, скажу лишь о том, с чего все начинается: когда мне исполнился 21 год, а моему брату — 26, мы впервые, в 1969 году, встретились в Москве. Я недавно говорила с издательством, которое готово выпустить будущую книгу. Жаль, что не встретилась с этой женщиной из издательства немного раньше, потому что она дала мне определенный формат работы: к Рождеству закончить роман,  до весны сделать перевод на украинский, осенью выходит книга.

Видите уже каких-то актеров, которые могли бы сыграть в сценической версии вашего романа?

— Я хотела бы, чтобы этот роман экранизировали. Причем здесь, в Украине. И сделали это на таком высоком уровне, чтобы фильм попал на Каннский фестиваль и добыл в борьбе там награду.  Но на это нужны довольно большие средства, потому что кино, как известно, — дорогое удовольствие.  Относительно актеров в фильме, о котором мечтаю, — об этом пока не думала. Нужно сначала книгу завершить, чтобы она была издана, а тогда будем говорить об актерах. Я уверена, что они здесь, в Украине, есть, и кино, если найдутся деньги, получится. Но для этого нужна смелость, сила и воля, желание — без этого ничего не сделаешь.

— А новую пьесу, воплощение которой не требует таких больших затрат,  не пишете?

 — Об этом мне стыдно говорить, потому что я начала писать пьесу для двух прекрасных украинских актрис, очень известных в Киеве. Они сами обратились ко мне еще три года тому назад, но, к сожалению, эта пьеса еще до сих пор недописана, она существует пока в черновом варианте. Потому я должна закончить эту работу. Другое дело, захотят ли эти актрисы ее играть.

Вы можете сравнить состояние нашего искусства, в частности театра, с тем, что делается на Западе. Как Вы оцениваете наш нынешний уровень культуры?

— Здесь есть неисчерпанные силы, украинцы еще не пришли к пониманию, какие они талантливые, какой потенциал  имеют. Редко кто, как Богдан Ступка или Алексей Вертинский, догадываются о своем потенциале. Для талантливых актеров нужно специально писать пьесы, давать им стимул для работы. Надеюсь, что молодая генерация театральных деятелей Украины найдет себя в новой стране. Но это очень трудно, вы прошли огромный путь — от советского до постсоветского, а теперь в Украине происходят очень большие ментальные изменения.

«КОГДА ПУТИН ВСТУПИЛ В    «ИГРУ» УЖЕ ОТКРЫТО, НАЧАВ ВОЕННУЮ АГРЕССИЮ ПРОТИВ УКРАИНЫ, ИНТРИГА ЕЩЕ БОЛЬШЕ ОБОСТРИЛАСЬ»

Как часто бываете в Украине? Во время последнего Майдана приезжали?

— Практически, ежегодно мы сюда возвращаемся, но  прошлой зимой нас здесь не было. Я была на оранжевом Майдане, видела, что здесь происходило. Но я уже не в тех годах, чтобы целыми днями стоять на морозе...  Но мы ежедневно следили за событиями, я по восемь часов в день проводила  за компьютером — вопрос, что же будет дальше, к чему все это приведет, не дает покоя. А когда Путин вступил в «игру» уже открыто, начав военную агрессию против Украины, то интрига еще больше обострилась. Мы живем в такое сложное, особенное время, когда может вспыхнуть еще одна мировая война. Нас это очень тревожит.

 — Майдан еще зимой понял, что  от западных политиков только  обещаний  дождался, а не конкретной помощи...

— Я «Маринованого аристократа» начала писать, потому что мне важно было понять концепцию капитализма, как она сформировалась в голове украинцев. Вы почти столетие жили в совсем другой системе, потому вам непросто понять, что такое капитализм и как в нем развиваться. С другой стороны, англосакская ментальность не понимает анархию украинца, его спонтанность, готовность к импровизации, энергичным действиям.  Вы должны понять, что Западу богатая, сильная Украина не нужна. Она имеет такие ресурсы, что может накормить всю Европу. Но зачем им это? Заинтересован ли, к примеру, французский фермер, чтобы здесь было развитым сельское хозяйство? Для них это лишняя конкуренция. Ко всему же, в Европе появится новая рабочая сила. Поэтому вся их риторика, все это «разговоры». Поэтому я не очень доверяю публичным заявлениям политиков. Разве можно воспринимать за чистую монету все то, что, например, говорит госпожа Меркель? Ведь у нее с Путиным своя история. Ко всему же, Европа не хочет трогать этого хищного зверя, который начал военную агрессию против Украины, она его боится. А еще Запад имеет свои бизнес-интересы в сотрудничестве с Россией. Поэтому так долго вводятся экономические санкции, на которые западные политики возлагают наибольшую надежду, верят в то, что они остановят Путина. Конечно, санкции свое делают, но они не могут сразу остановить российскую агрессию. И Америка пока не спешит помогать Украине, потому что не видит, какую из этого будет иметь выгоду, боятся, что потери могут быть большими, чем выигрыш.

Куда должен дойти Путин, чтобы Запад опомнился и понял, что в Кремле другая логика, другие мотивации? Если, не дай Бог, Путин дойдет до Киева, то нам тогда окажут военную помощь?

— О таком даже страшно подумать. Но в этом случае Запад, думаю, наконец, проснулся бы и начал оказывать Украине реальную военную помощь.

Александр ЕФИМОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ