Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шекспир через четыре столетия

В репертуаре Херсонского театра им. Кулиша за год поставили 21 премьеру!
8 декабря, 2015 - 16:26
РОЛЬ ДЖУЛЬЕТТЫ ИСПОЛНЯЕТ 14-ЛЕТНЯЯ ШКОЛЬНИЦА АНГЕЛИНА ПАВЛЮК, А РОМЕО — МОЛОДОЙ АКТЕР ВАЛЕРИЙ ГАЙФУЛИНИН, ВМЕСТЕ СОСТАВИВШИЕ НА СЦЕНЕ ГАРМОНИЧНУЮ ПАРУ / ФОТО ДЕНИСА МАКСИМОВА

Открыла 185-й юбилейный сезон премьера одного из самых известных мировых сюжетов — 420-летняя трагедия «Ромео и Джульетта» Шекспира. Режиссер Сергей Павлюк признался: «Я раньше не собирался ставить эту пьесу, так как для меня она была какой-то ненастоящей, надуманной и тяжелой по тексту». Поэтому и текст автора значительно сокращен и подан достаточно вольно, а история идеальной любви полностью сориентирована на сегодняшнюю молодежь. Изменились не только смысловые акценты трагедии, но и некоторые герои.

Спектакль Павлюка насыщен аллегориями, символами и «ребусами», так присущими именно этому режиссеру. Но это убеждает, так как в общей партитуре спектакля все закольцовывается и органично вплетается. Сам мир «безобразия и зла», в котором происходит история, сразу задекларирован в декорациях. Два мира враждующих семей — Монтекки и Капулетти — выглядят как мафиозные районы: дома в виде заправочных станций, их территории разделяются пограничными столбами. А вместо фонтана — бочка с водой. Посредине авансцены — череп, символ одного из новых важных персонажей в спектакле — Смерти, которая в белых одеяниях, с масками вместо лица, будет «проходить» через весь спектакль. Еще один постоянный «участник» спектакля — газеты, порванные и целые, как символ информационной войны этих кланов. И...разбросанные автомобильные шины, ведь в этом мире ненависти постоянно возникают кровавые побоища. А живут здесь самые разные типажи.

Вот падре Лоренцо(Сергей Михайловский) с сачком для бабочек, какой-то очень земной, в подчеркнуто светском костюме. А там — актерствующий Меркуцио из клана Капулетти — вечный шут, поддерживаемый кокаином. И даже не важно что он говорит, главное — как он это делает. Думаю, этот прием возник у режиссера потому, что играющий его Павел Костенко — не драматический актер, а артист балета. И его визави из Монтекки — Тибальда тоже играет непрофессиональный актер (Артем Демченко), но его харизматичность и внешние данные убеждают — это настоящий провокатор вражды. Запоминается и мужеподобная, ярко рыжая Кормилица юной Джульетты Капулетти. Она откровенно брутальна: может и ножик обнажить и приемчик применить. Недаром режиссер отдал эту роль актеру — Андрею Клочко, тем самым напомнив, что у самого Шекспира этот образ прописан сочно, остро-характерно, и в его времена роли играли только мужчины.

Главные герои — дети враждующих семей. На роль Джульетты режиссер осознанно взял ее ровесницу — 14-летнюю школьницу Ангелину Павлюк. Так как спектакль только начал свою жизнь, думаю, еще не время давать какие-то окончательные оценки юной исполнительнице. Ведь такая роль должна «вырасти» только со временем и опытом. Но положительным есть хрупкость и не наигранная наивность херсонской Джульетты. С Ромео — молодым актером Валерием Гайфулинымони они составляют гармоничную пару. Постановщик спектакля и отношения героев решил очень целомудренно — без пылких откровенных сцен. А недостаток юной исполнительницы естественен — зажим, так как пока нет опыта и профессиональных навыков.

Музыкальный ряд спектакля намеренно эклектичен: здесь и увертюра Чайковского, и знаменитая мелодия из шоу Вячеслава Полунина, и современные английские и ирландские песни. Но все они искусно вплетены в канву спектакля, как и хореографическое решение (хореограф Юрий Бусс), занимающее значительное место в драматургическом развитии.

Основная тема спектакля осмыслена в лучших традициях христианства в самом финале. Будущего у таких светлых личностей, как Ромео и Джульетта, не может быть в мире насилия и ненависти. Они счастливы и неразлучны в другом, высшем мире, в котором даже злейшие враги Меркуцио и Тибальд милейшим образом дружат, а автошины за лицами, ушедших в Вечность героев спектакля, как бы стали их нимбами...

Галина ЦЫМБАЛ, Киев — Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ