30 марта грустная дата — годовщина смерти знаменитого украинского хореографа Анатолия Шекеры. Последние шесть лет свое жизни он являлся главным балетмейстером Национальной оперы Украины. Его «коньком» были масштабные спектакли с ярким сюжетом, жесткой режиссерской концепцией, разработкой больших кордебалетных сцен и умением выгодно подать солистов. Он поставил более 30 балетов, лучшими среди которых считаются «Ромео и Джульетта», «Каменный гость», «Спартак», «Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Лилея», «Прометей», «Ольга», «Фантастическая симфония». По желанию коллектива, в день смерти Анатолия Федоровича они будут показывать балет «Ромео...». Спектакль, отмеченный золотой медалью ЮНЕСКО, как одно из лучших произведений, поставленных на музыку Прокофьева к 100-летию композитора. В ноябре этот балет отметит свой 30-летний юбилей. За всю историю театра не было постановки, которая бы так долго шла на сцене и пользовалась неизменным успехом у зрителей.
— Муж задумывал свои спектакли всегда задолго перед тем, как начинал непосредственно над ними работать, — вспоминает Элеонора Михайловна Стебляк, профессор Украинской академии танца, вдова Анатолия Федоровича. — Подготовительный период длился приблизительно год-два. Тщательно изучал материал, пока он не становился для него идеей фикс. У него была фраза «Я беременный спектаклем и его нужно срочно родить». Он приступал к репетициям, когда уже полностью знал концепцию спектакля и то, что хочет сказать зрителям.
«РЯДОВОЙ БАЛЕТ НА ИЗБИТЫЙ СЮЖЕТ»
Для многих коллег стало неожиданностью, что вдруг в 1971 году А. Шекера взялся за шекспировский сюжет. Ходили даже делегации в Министерство культуры и говорили о том, что вместо того, чтобы ставить современные спектакли, театр стоит на месте и собирается поставить рядовой балет на избитый сюжет. Не следует забывать, что первая постановка шекспировской трагедии была осуществлена в 1940 году на сцене Кировского театра, где главные партии исполняли Уланова и Сергеев. С той поры редакция Лавровского считалась канонической. Но когда Анатолий Федорович поработал с архивными материалами Прокофьева, то выяснил, что композитору та постановка не нравилась. Балетмейстер отошел от музыкальной драматургии, хотя для того времени это был огромный шаг вперед. Прокофьев даже не присутствовал на премьере, так как категорически возражал от вставных номеров, которые удлиняли спектакль. Дирижер Олег Рябов вынужден был делать оркестровку самостоятельно, поскольку композитор забрал партитуру. А Анатолий Федорович все свои спектакли делал на хорошую музыку. Он стал искать авторскую партитуру и в этом ему помог Геннадий Рождественский, который находясь за границей, сумел купить ноты Прокофьева. В своей работе Шекера уже шел за композитором и именно в нашем театре существует единственная авторская редакция постановки балета «Ромео и Джульетта». Анатолий Федорович был не просто замечательным хореографом, но он тонко слушал музыку и на равных с дирижером читал партитуру. Декорации создал Федор Нирод — главный художник театра. Перед этой работой у Федора Федоровича была неудача со «Спящей красавицей» и он очень переживал, не зная с чего начать работу над «Ромео...». Анатолий Федорович поддержал Нирода, считая, что удачным спектакль становится только тогда, если балетмейстер работает в содружестве с дирижером и сценографом.
ДВА ГОДА МОЛЧАНИЯ
В то же время в Советском Союзе было увлечение модерном. Во всех театрах стали делать спектакли, чуточку копируя «Каменный цветок» Юрия Григоровича. Но Анатолий Шекера считал, что каждый балет должен выражаться своими средствами, а не слепо наследовать пусть даже очень интересные образчики. Примечательно, что худсовет не принял декорации и из-за этого спектакль отложили. По словам Элеоноры Стебляк, помог случай. После победы на конкурсе театральных художников в Чехословакии, где эта работа получила специальный приз, худсовет задним числом дал зеленый свет балету. Главную партию Ромео Анатолий Федорович поручил Виктору Рыбию, чем очень удивил коллег, так как этот танцор считался характерным актером. Ведь все привыкли, что Ромео исполняет лирический герой. А Шекера доказал, что ему нужен живой, искренний и взрывной танцовщик. Как показало время, выбор оказался очень правильным. Для Виктора Рыбия партия Ромео стала одной из лучших ролей. Затем многие танцовщики исполняли эту партию, но именно благодаря Рыбию возникло ощущение, что его герой — наш современник. Партию Джульетты танцевала Людмила Сморгачева, в ту пору очень молодая балерина. Именно после этой роли она заявила о себе как о ведущей солистке театра. Спектакль репетировали очень быстро. Через два месяца он был уже полностью готов. Когда прошла премьера, то театральная критика находилась в шоке, не зная как классифицировать спектакль. Поэтому два года фактически о нем не писали ничего. Это продолжалось до тех пор, пока «Ромео и Джульетту» не показали на гастролях в Москве. Балет вызвал фурор, его назвали лучшим в Союзе, а затем он получил золотую медаль ЮНЕСКО.
— Постановка «Ромео...» является крупным событием не только в нашем балете, но и вообще в европейской культуре, — считает президент Украинской академии танца Юрий Станишевский. — В мире есть масса версий этого балета. На сегодняшний день самыми выдающимися из них считаются постановки Джона Кранко, Кеннета Макмиллена, Юрия Григоровича и Анатолия Шекеры. Киевская редакция прокофьевской музыки получилась самой современной как по образности, так по пластике и масштабу эмоций.
ШКОЛА СЦЕНИЧЕСКОГО КРЕЩЕНИЯ
Долгое время партию Джульетты исполняли Татьяна Таякина и Ирина Задаянная. А сейчас эта роль в репертуаре Натальи Лазебниковой. Она начала танцевать Джульетту в 17 лет. Балерина только очень точна технически, но и артистически передает переживания своей героини. Очень хороша в этой роли Елена Филипьева, которую сегодня называют уникальной балериной, и она может исполнять разнообразний репертуар. Чудесный Тибальд получился у Игоря Булычева. Взрывным Ромео был Валерий Ковтун и Николай Прядченко. Ярким, темпераментным, немного напоминающим первого исполнителя — Виктора Рыбия, является Денис Матвиенко. Прошлым летом спектакль получил новое дыхание благодаря искусству Филипьевой и Матвиенко. Но, к сожалению, этот талантливый артист уже не будет выступать в киевском театре — он подписал контракт с Мариинкой. Фактически, на этом спектакле выросло несколько поколений артистов, которые шлифовали свое мастерство, постигая музыку Прокофьева и раскрывая шекспировские образы в новой хореографии. А. Шекера умел разглядеть в танцорах не просто талант, а скрытый резерв, не обращая внимания на мелочи, вести актера к его звездной роли. Он никогда не повторялся в своих режиссерских решениях, считая, что со старой постановки он вырастает, как из маленьких штанишек. Создал свой стиль, свое направление в хореографии, свой язык. Его индивидуальность настолько масштабна, что каждый его спектакль всегда был открытием. И многие из них и сегодня остаются визиткой Национальной оперы Украины.