Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шесть аншлагов на «Аиде»

Почему в Дании нет культурной провинции
29 марта, 2005 - 20:39
АМНЕРИС — ТАТЬЯНА ПИМЕНОВА, РАДАМЕС — АЛЕКСАНДР ВОСТРЯКОВ / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Традиционные весенние зарубежные гастроли коллектива Национальной оперы Украины в Европе, которые уже более десяти лет являются заметным фактором культурной жизни Германии, Франции, Швейцарии, Дании и других стран, и в этот раз имели свой доминантный спектакль. Им стала «Аида» Дж. Верди, которая была показана с большим успехом шесть раз в разных городах Дании. Уже само количество представлений засвидетельствовало большой интерес не столько к самой опере, которая без сомнения есть в репертуарах многих европейских театров, а, в первую очередь, к киевской оперной труппе, имеющей в этой стране устойчивое творческое реноме (в Дании наш театр, начиная с 1996 года, показал ряд представлений русской оперной классики, в частности «Бориса Годунова» М. Мусоргского, при участии Анатолия Кочерги, «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» П. Чайковского, «Князя Игоря» А. Бородина, а также «Риголетто» Дж. Верди и «Богему» Дж. Пуччини). Эти гастроли, без сомнения, ожидались, потому что все представления прошли с аншлагами несмотря на то, что залы театров, где выступала Национальная опера Украины, были не менее двух- двух с половиной тысяч мест.

Дания — сравнительно небольшая страна в координате Европы, которая, однако, имеет выразительную палитру творческой жизни и активно знакомится с культурой других народов. Очевидно, что в этой сфере здесь проводится наиболее активный интеграционный процесс, что подтвердили весенние афиши в тех городах, где выступал наш коллектив, — от концертов прославленного певца Энрике Иглесиаса, Боннского симфонического оркестра и Пекинской национальной оперы до экзотических для севера Европы африканских коллективов с практически неведомой аутентичной музыкой.

Культурная политика Дании еще раз подтверждает, что в западной Европе нет так называемой культурной провинции. Не только в столице, но и в любом другом индустриальном центре можно посмотреть уникальные выставки — вплоть до таких, которые представляют Каирский археологический музей, балетные и оперные представления Санкт-Петербургского Мариинского театра, известные симфонические и камерные коллективы из Лондона и Вены. Я не случайно подчеркиваю этот факт, поскольку в последнее время в некоторых отечественных публикациях о гастрольной деятельности Национальной оперы Украины проскакивают высказывания, что коллектив, мол, выступает на «задворках Европы». А это далеко не так, анализируя хотя бы последние наши гастроли, которые начались в городе Орхусе, втором по величине (после Копенгагена) городе Дании, значительном культурном и университетском центре. Гастрольный запев был успешным. Это подтвердили переполненный два вечера зал и горячий прием обоих представлений, которые представляли различные составы киевских исполнителей. Несколько холодные датчане взрывались ливнем аплодисментов после каждой арии, сцены, не говоря уже о завершении оперы, когда зрители, стоя, приветствовали исполнителей главных партий, дирижера Владимира Кожухаря и режиссера-постановщика Дмитрия Гнатюка. Приятной неожиданностью для коллектива стала встреча с новоназначенным послом Украины в Дании Натальей Зарудной, посетившей спектакль. Приятной и несколько неожиданной, потому что уже давно утрачена хорошая традиция посещения наших зарубежных представлений сотрудникамими украинских посольств. Возрождение посольства Украины в Дании и Датского королевства в Киеве, без сомнения, важное событие не только в экономической и политической жизни двух стран, но и в культурной, глядя хотя бы на наш театр, который и в будущем году будет выступать в северной стране и имеет планы на дальнейшие творческие контакты.

Успешно прошли наши представления и в других датских городах — пригороде Копенгагена Альбертшлинзе, Ольборте, Хорнинзе и Вейле.

Опера «Аида» Дж. Верди, одно из вершинных произведений мирового оперного искусства, дает возможность сполна представлять творческий потенциал театра и наличие в труппе певцов с действительно исключительными вокальными данными. Этой весной датчане убедились в том, что Киев славен не только боксом, футболом, победительницей «Евровидения» Русланой, оранжевой революцией, но и первоклассной оперной труппой, известной сегодня во многих странах мира. Яркое вокальное и артистическое воплощение партий, действительно вердиевские по красоте и диапазону голоса продемонстрировали ведущие солисты киевской оперы Светлана Добронравова и Татьяна Анисимова — исполнительницы заглавной партии, Анжелина Швачка и Татьяна Пименова (Амнерис), Александр Востряков и Александр Гурец (Радамес), Роман Майборода и Иван Пономаренко (Амонасро), Богдан Тарас (Верховный жрец), Василий Калибабьюк (Фараон), Ольга Нагорная (Верховная жрица), Степан Фицич (Вестник). Не анализируя исполнительскую палитру каждого отдельного исполнителя, хочется отметить общий знаменатель всех шести представлений — успех! Киевские вокалисты подарили датским любителям оперного искусства, уместно добавить — очень требовательным, настоящее удовольствие: послушать классическую оперу в классическом ее воплощении, что случается сейчас далеко не всегда, поскольку оперное искусство в последние годы претерпело ощутимые режиссерско-постановочные деформации, которые подаются под осмотром модерных прочтений Верди, Пуччини, Леонкавалло, Доницетти.

Несмотря на большую напряженность и динамику гастрольной поездки (зарубежные импресарио умеют эксплуатировать творческие силы), певцы продемонстрировали исключительное мастерство и вокальную культуру, полностью раскрыли музыкальную драматургию оперы, что под силу далеко не каждому оперному коллективу. Украшением каждого представления, как всегда, был хор киевской оперы (главный хормейстер Лев Венедиктов). Коллектив приобрел за последние годы устоявшееся реноме одного из лучших в мире оперных хоровых коллективов, а также симфонический оркестр, слаженную игру которого, где бы он не выступал, отмечает зарубежная критика. Мы показали в Дании не просто одно из лучших представлений своего репертуара, но и продемонстрировали уровень современной украинской вокальной школы, а также мастерство блестящих, европейского уровня исполнителей, дающих все основания и для дальнейшей интеграции Национальной оперы Украины в европейскую музыкальную жизнь. Есть еще одна особенность весенних оперных гастролей этого года. Если раньше мы демонстрировали в Европе преимущественно произведения русских композиторов: Мусоргского, Чайковского, Бородина, Шостаковича, Прокофьева, на которые был большой спрос зарубежных любителей вокала, учитывая что киевская опера считалась одной из наилучших их интерпретаторов среди славянских стран, то сейчас все чаще и чаще импресарио приглашают нас с произведениями европейской классики, о чем свидетельствуют гастроли в Дании с «Аидой». Вскоре любители вокального искусства Испании получат возможность послушать еще одно замечательное представление из репертуара Национальной оперы Украины — «Турандот» Дж. Пуччини. Во время этого турне, которое в апреле-мае пройдет по всей Испании, будет показано восемнадцать представлений оперы.

Василий ТУРКЕВИЧ, заслуженный деятель искусств Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ