В Харькове амбициозные молодые художники создали современный центр развития музыкального театра Восточной Украины. Ради этого в этом году Харьковский национальный академический оперный театр им. Н.Лысенко основал молодежный музыкальный хаб «Схіd ОПЕRА» — сеть для проведения театральных конкурсов, резиденций и фестивалей. Одной из первых инициатив Центра стал творческий конкурс для молодых украинских композиторов, который был поддержан и финансируется Украинским культурным фондом.
Целью «Схіd ОПЕRА» является также популяризация национальных образцов музыкального театра. Для своего первого театрального продукта молодые постановщики выбрали произведение, которое принадлежит двум выдающимся харьковчанам — классику Григорию Квитке-Основьяненко, со дня рождения которого исполнилось 240 лет, и современному композитору Виталию Губаренко — автору чрезвычайно яркой лирико-комической оперы «Сват поневоле», созданной по классическому образцу украинской литературы «Шельменко-денщик».
Комедия Квитки-Основьяненко в Харьковском драматическом театре им. Т. Шевченко прошла более двух тысяч раз! Написана еще в 1835 году, и ныне не теряет свои краски, остроту, свежесть чувств. Почти через полтора века великий мастер музыкального театра Виталий Губаренко вывел персонажи комедии на оперную сцену и воспроизвел неповторимый колорит тогдашней малорусской среды поразительно изобретательными средствами оркестра и вокальных партий.
Автор «Шельменко-денщика» и автор «Свата поневоле» являются яркими представителями духовной среды Харькова, разумеется, разных творческих эпох. Рожденные и выросшие в городе больших традиций, оба на удивление тонко чувствовали атмосферу слобожанской культуры. Насмешки писателя над «московською поведенцією» провинциального дворянства композитор озвучил мягким сарказмом и веселой иронией, а сердечная симпатия Квитки-Основьяненко к простому люду пульсирует в теплых фольклорных интонациях и лирических мелодиях оперы.
Таким образом, молодые постановщики очень точно почувствовали необходимость вернуть на театральную сцену оперного «Шельменко-денщика». (Либретто составила известный музыковед, жена композитора Марина Черкашина-Губаренко). Ведь в 1985 году опера Губаренко успешно ставилась еще в старом помещении Харьковского оперного театра. (Кстати, сейчас это здание реставрируется как филармония с современным концертным залом — втрое больше, чем его коллега в Киеве!). Тогда это был хорошо срежиссированный спектакль — с яркими артистами, замечательным оркестром и пышными декорациями в стиле «а la эклектика» ампира и украинского села.
Творческая молодежь сегодняшнего Харькова прочитала и услышала оперного «Шельменко» по-своему, в современном для нее восприятии. Постановщики акцентировали, в первую очередь, его гротескные интонации и усилили контраст между пафосом «на московский лад» провинциальной «знати» и неподдельной искренностью простых (обычных) людей.
Режиссер спектакля — выпускница Харьковского национального медицинского университета и Харьковского национального университета им. И.Котляревского Анна Лисовая, сценограф и автор костюмов — выпускница Харьковской академии дизайна и искусств Алия Байтенова увидели оперный спектакль в минималистском стиле художественного знака-символа. Символом-образом слобожанской провинции и ее обывателей стал шарж — плетеная корзина, которая напоминает птичье гнездо (главные персонажи — Шпак и Скворцов!) Все комичные перипетии происходят в его пространстве. Этот шаржированный образ дополняют смешные костюмы в стиле бидермейер-кринолин-платье, словно плетеная корзина, плетеные гнезда-шляпы провинциальных модниц и такие же мужские цилиндры местных помещиков, мебель из лозы и даже телега-корзина с 15 тыквами от бывших невест непутевому жениху Лопуцковскому. Чрезвычайно остроумно выглядит передвижной плетень с овалом в форме яйца (еще один намек на гнездо), в котором появляются («вылупляются») по очереди парсуны главных персонажей, которые поют свои ведущие арии-портреты.
Наиболее молодо выглядит опера Губаренко сценическими героями. Молодые актеры-певцы даже вынуждены «гримировать» свой возраст под более солидный — помещики Шпак (Сергей Крыжненко) и Опецковский (Владимир Ефименко), да и сам Шельменко (Владимир Козлов) выглядят необычно молодыми и неопытными. Однако актеры не могут «загримировать» свой молодецкий запал и энергию, которые наполняют спектакль динамизмом и комедийным «драйвом». Особенно яркие характеристики дали своим персонажам Сергей Леденев (трогательно комичный Лопуцковский), Вероника Коваль (властная хозяйка «гнезда» Шпаков) и Юлия Антонова (юная самонадеянная мещаночка Пазинька). На их фоне резким контрастом воспринимается двор Шпаков, который принимает участие в событиях, комментирует тонационным словарем народной песни. На таком контрасте пародии и искренней лирики интерпретирует оркестровую партитуру молодой дирижер-постановщик Сергей Горкуша. Впрочем, несмотря на шаржированные, порой карикатурные образы, постановщики создали спектакль в солнечных, теплых тонах, которые передают глубокую симпатию творческой молодежи к традициям и культуре своего края.
Итак, постановка оперы Виталия Губаренко «Сват поневоле» действительно является «первой ласточкой» молодежного музыкального театра Харькова, которая должна стать его художественной визиткой. А в дальнейших планах «Схіd ОПЕRА» — премьеры новых произведений украинских композиторов Аллы Загайкевич, Ивана Тараненко, Анастасии Комликовой.