Впервые после трех десятилетий забвения на киевской сцене прозвучала поэма «Казнь Степана Разина» для баса, смешанного хора и оркестра.
К юбилею Дмитрия Шостаковича, который отмечается в этом году, украинские артисты презентуют разнообразные программы из наследия легендарного маэстро. Сегодня творчество великого композитора звучит по-новому: не только многие произведения стали исполняться в концертах, но за интерпретации известных сочинений Шостаковича берутся самые разные музыканты и певцы.
На прошлой неделе в Национальной филармонии интересный авторский проект презентовала Наталья Кравченко (солистка Национального дома органной и камерной музыки). Программа называлась «Посвящение выдающемуся композитору». В первом отделении в сопровождении симфонического оркестра Национальной радиокомпании Украины под управлением Владимира Шейко прозвучали Концерт N1 для виолончели с оркестром (солист Александр Бузлов, Россия) и Первый концерт для фортепиано с оркестром в интерпретации Наталии Кравченко.
Во втором отделении меломанов, пришедших в филармонию, ждал приятный сюрприз: была исполнена поэма для баса, смешанного хора и оркестра на стихи Евгения Евтушенко «Казнь Степана Разина». Ее исполнили оркестр и хор Национальной радиокомпании (худрук Виктор Скоромный), капелла «Почайна» (дирижер Александр Жигун) и солист Национальной оперы Украины Тарас Штонда. Это произведение Дмитрия Шостаковича не звучало в Киеве более 30 лет.
В целом вечер из «Шостаковианы» произвел положительное впечатление. Хотя некоторые пассажи виолончельного концерта чуть «проскакивали» мимо Александра Бузлова и публики. У Натальи Кравченко не хватало чисто физической силы для воплощения мощно-саркастической звуковой лавины Второго фортепианного концерта.
Радио-оркестр, привыкший к студийным записям, под управлением своего нового дирижера Владимира Шейко показал довольно высокий класс игры, представляя публике, по сути, неизвестную большинству завсегдатаев филармонии поэму «Казнь Степана Разина». Музыкантам удалось передать и грусть-тоску, и боль оголенного нерва шостаковичевской музыки. Но четкости вступлений и полифонической прозрачности все-таки чуть-чуть не хватало. У хористов «хромала» дикция. Но кто был действительно на высоте — то это Тарас Штонда. Его необыкновенно красивый и по- актерски выразительный голос передавал все тонкости музыкально-поэтического текста. Благодаря его мастерству слушатели получили огромное наслаждение от вечера.
Следует отметить, что Штонда исполняет почти всю наиболее известную музыку Д. Шостаковича, написанную для баса. В его репертуаре 13 я и 14 ясимфонии, исполненные в Украине и за рубежом (в России, Польше, Чехии, Германии), цикл романсов на стихи Долматовского, сатиры на слова из журнала «Крокодил», сюита на стихи Микеланджелло. А теперь появилась и поэма «Казнь Степана Разина».
В декабре поклонники таланта Тараса Штонды смогут насладиться новыми программами артиста. Конечно, меломаны не пропустят концертный вариант оперы Римского- Корсакова «Моцарт и Сальери» 6 декабря в филармонии, в которой певец исполнит партию Сальери, а его партнером будет польский вокалист Василий Грохольский (Моцарт). 24 декабря на сцене Национальной оперы Штонда появится в роли Тараса Бульбы из одноименной оперы Лысенко. В феврале нашего баса ждут в России на Шаляпинском фестивале, а весной — в Бонне, куда он приглашен Романом Кофманом сыграть роль Черевика в постановке оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка»).