100-летний юбилей Национального академического театра им. Янки Купалы 14 сентября отмечен без привычных фанфар и награждений. И отмечать его предстоит не на родной для актеров сцене, а под открытым небом, на природе, в походных условиях Потому что и корифеи, и талантливые молодые артисты оказались просто не нужны усатому маргиналу, бывшему председателю бывшего колхоза, вот уже более четверти века восседающему на белорусском троне. Собственно, и они сами, «купаловцы» — артисты и режиссеры, творившие великую славу и легенду родному театру и родной стране, формально уже тоже стали «бывшими»: они уволены. По сути, театр практически прекращает существование?
Вчера вечером долго говорили мы по телефону со старым другом, что называется — «первым номером» белорусского театрального искусства Виктором Манаевым. Буквально на днях он стал лауреатом Гран-При Международной ассоциации деятелей искусств в Германии, да еще и в номинации «Честь и Достоинство». Да и как иначе, если для соотечественников он — как для нас гениальный Богдан Ступка: Артист — от Б-га, Личность — феноменальная. Харизма — яркости Василя Быкова, Алеся Адамовича, Светланы Алексиевич... Еще более трех десятилетий назад стал он, пожалуй, самым молодым из драматических артистов бывшего Советского Союза лауреатом Государственной премии СССР. И неслучайно же, когда играл он, скажем, Одуванчика в «Рядовых» — перехватывало дыхание у ветеранов войны, на себе сполна изведавших фронтовые будни Второй Мировой. А тогдашние компартийные чинуши неуютно поеживались, попадая на «Ревизора» с его Хлестаковым. Не столь давно уже Городничий его в том же «Ревизоре» поверг в панику чинуш сегодняшних. Ну, и кому же. как не ему, классику и корифею, народному артисту страны и лауреату двух Государственных премий, а еще — неисчислимого множества всех мыслимых и немыслимых наград — было суждено выйти совсем недавно в заветной для любого артиста роли Короля Лира?! Вышел! Сыграл! И зал привычно взорвался долгими овациями.
В творческой карточке — более полусотни ролей, и то — лишь из числа ставших по-настоящему событиями высшего уровня. Плюс феерический успех за рубежом (кстати, свидетельством тому — вышедший еще до разгона театра телесюжет, только не поленитесь полностью открыть ссылку https://
www.tvr.by/.../kupalovskiy_teatr_s_anshlagom_vystupi.../ ).
— Витя, что дальше? Не поверю, чтобы на тебя в этой ситуации не обрушился шквал предложений отовсюду, и внутри страны, и из-за границы... — спросил я его.
— Да, предложения есть, конечно, ты прав. Только, понимаешь, я сорок лет уже — «купаловец». Ну, и как тут уезжать... Разве что, пенсию буду получать... о которой прежде как-то и думать особо не приходилось... Ну, а вот завтра со всеми нашими отметим по-тихому юбилей, 100-летие театра... Ой, Женя, даже не знаю, что и сказать... Такие дела...
За 35 лет нашей дружбы я не помню случая, чтобы Витя не улыбнулся. На сей раз улыбка оказалась грустной...
...В те минуты, когда пишутся эти строки, «купаловцы», наверное, уже поднимают пластиковые или бумажные стаканчики, в столь непривычных условиях отмечая юбилей фактически закрытого родного театра. Вспоминают великих предшественников своих — народных артистов СССР Галину Климентьевну Макарову, Стефанию Михайловну Станюту, Здислава Францевича Стомму.
Нет, правда же: «бывшие» — отнюдь не гениальные «купаловцы». «Бывшими» должны стать, и чем скорее — тем лучше, приснопамятный усатый маргинал со своими нелюдями-опричниками, хоть в полной амуниции, хоть в цивильных пиджаках.
А Великому Театру — BRAVISSIMO!