С начала первого в Скандинавии украинского кинофестиваля, который ныне продолжается в столице Швеции, прошла неделя. В кинотеатре Zita Folkets Bio в Стокгольме показ первого фильма — «Братья. Последняя исповедь» — собрал аншлаг. Украинский институт, который действует как волонтерская инициатива, за полгода работы уже реализовал немало проектов, целью которых является продвижение украинской культуры заграницей. Не является исключением и первый масштабный кинофестиваль в Швеции. На днях Институт стал ассоциированным членом European Union of Culture Institute cluster Stockholm — самой большой европейской сети организаций, целью которых является распространение европейских ценностей и культурного многообразия внутри и за пределами ЕС через взаимное сотрудничество.
Институт в Стокгольме курирует всемирно известная пианистка Наталия ПАСИЧНЫК. Говорили с пани Натальей поздним вечером в протестантской церкви рядом с ее домом: именно там пианистка ежедневно репетирует и готовится к очередным выступлениям на самых больших сценах мира.
— Нашим коллегам из других институтов понадобилось много лет, чтобы получить такой резонанс и статус в обществе, который мы сейчас имеем, за эти полгода. Среди наиболее громких проектов — серия фестивалей украинской музыки, к которым мы привлекаем шведских исполнителей. Когда украинскую музыку исполняют известные шведские музыканты — это имеет совсем другой резонанс. Это также и презентация на самой большой книжной ярмарке в Гетеборге, участие в одном из самых больших фестивалей поэзии в Стокгольме, на который были приглашены молодые украинские поэты Людмила Крук, Любовь Якимчук, Сергей Жадан.
Фестиваль украинского кино — это наибольший успех. Заинтересованность шведскими медиа, открытие фестиваля шведским министром культуры, заполненный зал, интервью на шведском радио и донесение до шведского зрителя украинского кинематографа... Это — открытие Украины не только в военном и политическом плане, но и как страны культурной.
«НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ХВАСТАТЬСЯ»
— Как изменилось внимание шведов к Украине после аннексии Крыма и войны на востоке?
— С началом Майдана это внимание достигло своего пика, все глаза были просто прикованы к Украине. Но вопрос имиджа Украины заграницей просто заброшен. Им никто никогда не занимался, а кто-то должен это делать. После войны и реформ — это приоритет номер один. Украина пока иначе не ассоциирует, как страна проблемная, в которой все время что-то происходит. Нам есть чем хвастаться и, несмотря на трагическую историю, есть очень большие культурные достижения, о которых практически никто не знает. Поскольку этого никто не делает, эту миссию взяли на себя мы. В этой сфере мы уже немало сделали, и не использовать эти достижения было бы очень непатриотично. Уже есть база и резонанс в обществе. Поэтому мы очень надеемся, что и Министерство культуры, и Министерство иностранных дел Украины тоже понимают, что ныне для Украины есть очень большой шанс собственно показать себя, заявить о себе и в культурном плане.
Недавно была в Кельне, видела программу местной филармонии. На гастроли был приглашен Академический симфонический оркестр Национальной филармонии Украины, который существует за средства украинцев. Так вот, в своей программе у них произведения Глинки, Чайковского, Прокофьева, но не было ни одного украинского композитора. У меня сердце разрывалось, потому что мы здесь говорим, что Украина имеет свою культуру, музыку, на каждом шагу об этом трубим, а симфонический оркестр, когда в Украине война, и дальше пропагандирует русскую культуру. Я была очень поражена.
Швеция очень важна для Украины — вместе с Польшей она является промоутером Украины в Европе и главным игроком в процессе интеграции ее в Европу. Имидж Украины здесь является одним из приоритетных моментов, по моему мнению. Швеция должна быть одной из приоритетных стран и для Украины.
«ДО СИХ ПОР ДАЖЕ УКРАИНСКО-ШВЕДСКОГО СЛОВАРЯ НЕТ»
— Какие книги украинцев сегодня можно найти в книжных магазинах? Какие фильмы они знают, каких музыкантов из Украины слышали?
— К сожалению, никаких. С украинскими книгами ситуация просто трагическая. Там работы — непочатый край. Наибольшая проблема — с переводами. Это испорченный телефон через русский, польский, английский и др. До сих пор даже украинско-шведского словаря нет.
Одна из наших инициатив вместе с украинским посольством — создание кафедры украинистики. Мы чувствовали очень сильную поддержку, и шведы действительно в этом очень заинтересованы. Надеемся, что наша инициатива станет началом какой-то работы. Если будет кафедра украинистики в Стокгольмском университете — это уже даст толчок к научной работе, к публикациям об Украине и, конечно, к переводам. Единственные книги, которые переведены на шведский язык, — это Сергей Жадан и Оксана Забужко. Ныне работаем и ведем диалоги со многими издательствами, но самая большая проблема сегодня — в переводах.
«ПОДОБНЫЕ ИНСТИТУТЫ — СЕРЬЕЗНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ С РОССИЕЙ НА ЗАПАДЕ»
— Как функционирует Институт сейчас?
— Институт ныне функционирует «по милости Божьей». У меня есть своя работа, своя карьера. Мой заместитель Анастасия Кленова, дипломат, работает в шведской политической сфере, у нее тоже есть своя работа. Помогают профессионалы высшего класса, мы очень благодарны. Но я понимаю, что так долго продолжаться не может. Для нас очень важно ныне получить какой-то отклик и правильное понимание украинского государства в отношении поддержки наших инициатив.
— Украинский институт является общественной инициативой и, фактически, это волонтерский проект для популяризации Украины в Швеции. Видите перспективы привлечения негосударственных фондов для финансирования?
— В нынешней Украине в данное время государственных средств минимум. Конечно, мы очень много работаем в этом направлении. Основная база (таких институтов. — Ред.) должна быть создана на государственной поддержке. В России, например, выделяются деньги на пропаганду русской музыки, для музыкантов это миссия всей жизни. Подобные институты — серьезный инструмент противодействия информационной войне с Россией на западе. Привлечение средств европейских грантов или спонсоров — это уже on the top of. Об институте должно заботиться в первую очередь украинское государство.
— С какими проблемами сталкиваетесь в работе Института?
— Нас очень хорошо принимают, и для нас есть зеленый свет по многим вопросам. Больше всего виден контраст, когда работаешь с чиновниками Швеции и Украины. Реакция украинских чиновников в раз 25 медленнее, чем шведских. Наибольшее препятствие ныне — темпы реакции украинских чиновников.
«НАИБОЛЬШИЙ РЕЗОНАНС — КОНЦЕРТЫ УКРАИНСКОЙ МУЗЫКИ»
— Какие акции вызвали наибольший интерес у шведов?
— Наибольший резонанс в нашей работе вызывают концерты украинской музыки. В этом много личных достижений артистов, и мы это используем, конечно. Во время последнего нашего концерта украинской музыки, который проходил в Упсали, зал был заполнен полностью. Организаторы говорили, что никогда в жизни у них не было такого аншлага. Пока еще это та сфера, которая вызывает наибольший резонанс у шведского слушателя.
— Какие планы Института на ближайшее время?
— У нас запланирован очень большой фестиваль украинской музыки, но на это нужны большие средства и своими силами реализовать это мы не сможем. Нужна государственная информационная поддержка, моральная, финансовая — на всех уровнях.
То, что делаем сами и чем я очень горжусь — запись украинской музыки шведскими исполнителями. Это вообще уникальное явление в истории Украины, когда украинскую музыку будут исполнять не украинцы, а очень известные шведские исполнители на одной из самых больших шведских компаний звукозаписи. Это проект, который делаем полностью за свои средства. Я вижу, что в шведском обществе есть большой спрос на такие вещи.