Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сикстинская капелла — жертва туристов

30 сентября, 2010 - 19:48

Увидеть фрески Микеланджело, Рафаэля, Боттичелли, Перуджино и других гениев Возрождения желают тысячи людей.

«Если мы срочно не примем кардинальные меры, шедеврам будет нанесен непоправимый ущерб», — предупреждает директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи. Такой печальный вывод был сделан после того, как бригада экспертов в течение месяца ночами обследовала росписи и очищала их от грязи и копоти.

Последняя реставрация Сикстинской капеллы, которую ежегодно посещают около 4,5 миллиона человек, продолжалась с 1980-го по 1994 год. Ее результаты подверглись критике. По мнению искусствоведов, в результате проведенных работ краски оказались неестественно яркими. Если бы свою «обновленную» фреску «Страшный суд» увидел Микеланджело, писала пресса, он пришел бы в ужас.

Тем временем новый научный комитет готовит план по спасению шедевров Сикстинской капеллы, которая была возведена по инициативе папы Сикста IV в 1473—1483 годы. По мнению специалистов, нынешняя система воздушных фильтров и кондиционеров давно устарела и нуждается в замене. Требуется и новая система очищения воздуха. Предполагается также покрыть полы в музеях Ватикана специальными ковровыми дорожками, которые станут эффективно абсорбировать пыль.

Работы по спасению росписей будут финансироваться, прежде всего, самим Ватиканом, располагающим необходимыми для этого средствами. Спонсорами также выступят различные католические ассоциации и отдельные меценаты. «Первый директор музеев Ватикана, великий скульптор Антонио Канова сделал все, чтобы сохранить культурное наследие для грядущих поколений, — напоминает Антонио Паолуччи. — Передо мной стоит та же задача».

Несмотря на некоторые рекомендации, Антонио Паолуччи, в прошлом возглавлявший итальянское министерство культуры, не намерен ограничить поток туристов: «Сикстинская капелла — нечто большее, чем музей. Это священное место и притом хранилище величайших художественных ценностей, куда приезжают паломники со всего мира», пишет izvestia.ru. Более того, в дальнейшем Сикстинская капелла, являющаяся частью музеев Ватикана, по всей видимости, будет открыта в некоторые дни и ночью.

В то же время эксперты приступают к проекту создания виртуальной копии Сикстинской капеллы в трехмерном измерении. Предполагается, что храм в объемном виде в скором времени появится в интернете. И все детали росписей на потолке и стенах, которые зачастую недостаточно хорошо видны внутри самой капеллы, можно будет рассматривать за компьютером.

СПРАВКА «Дня»

Сикстинская капелла — одна из богатейших коллекций Ватикана. Ее здание — величайший архитектурный шедевр эпохи Возрождения — было построено для проведения главных церковных торжеств. Именно здесь работает конклав кардиналов, избирающий нового понтифика. Капелла названа именем папы Сикста IV, по инициативе которого во второй половине XV века и было предпринято ее строительство. Работа над фресками началась во время понтификата Юлия II. В 1505 году папа заказал роспись Микеланджело. Тот поначалу отказывался, объясняя свое нежелание тем, что он не живописец, а скульптор, и предлагал поручить эту работу Рафаэлю. Однако понтифик настоял, чтобы именно Микеланджело занялся росписью капеллы. Работы начались в 1508 году. Следующие четыре года художник провел лежа на спине на строительных лесах — он расписывал свод. Фрески свода изображают эпизоды священной истории, зафиксированные в книге Бытия, — от сотворения мира до потопа.

Юрий КОВАЛЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ