Сербский драматург Б. Нушич (1864—1938 гг.) жил давно, поэтому в настоящее время кажется несколько наивной его ирония относительно эмансипанток. Но Театр на Подоле той иронии не разделяет. В первом акте малаховской постановки это немного сбивает с толку, ведь логика Нушича якобы требует красок насмешливых, а иногда и сатирических — а этого как раз в спектакле и не видно!
Перед нами компания симпатичных созданий. Иногда они чудаковаты или и слегка «припудренные» — но здесь нет ни одной дуры. Напротив, в каждой из активисток ОБЕЖ светится врожденная воспитанность, даже у таких экстравагантных, как например госпожа Янкович (Татьяна Печенкина) или госпожа Рапаич (Светлана Телеглова). Все эмансипантки — коллекция яркой индивидуальности, почти в каждой роли заняты ведущие актрисы театра, любимицы публики: Тамара Плашенко (госпожа Живанович), Александра Пашкова (госпожа Петрович), Алла Сергийко (госпожа Терзич), Оксана Анищенкова (госпожа Арсич), Мария Рудковская (госпожа Панайотович), Анна Саливанчук (госпожа Спасич), Валентина Сергеева (госпожа Сушич). Ими невозможно не любоваться, особенно во втором акте, где они появляются перед нами как искренне простодушные служители чистой эстетики, возвышенной над грубой действительностью. Здесь есть донкихотовская подлинность придуманного мира (это, еще с юности, один из любимых мотивов творчества Виталия Малахова). А отсюда вот какое впечатление: комедия — то комедия, но какая-то подозрительно красивая, и в той красоте прячется странная тревога, тайна которой откроется нам позже.
Актриса София Письман с эпической подробностью играет роль главы «ОБЕЖ» госпожи Лазич. Казалось бы, наши симпатии в финале должны полностью принадлежать именно госпоже Лазич, женщине, которая пожертвовала идеалами эмансипации ради традиционных семейных ценностей. Действительно, наши симпатии именно там, где и должны быть — на стороне госпожи Лазич. Но (на удивление одновременно!) наши сочувствия — на стороне ее теперь уже бывших колежанок из «ОБЕЖ». Здесь не хочется хотя бы кого-то из персонажей осуждать. Потому что под финал спектакля как-то само собой становится понятно, что и приземленные семейные ценности, и возвышенный самообман чистой красоты в этом мире одинаково под угрозой. Вот откуда была та странная тревога, о которой было упомянуто выше.
Следующий показ спектакля состоится 17 ноября.