Довольно камерная и уютная экспозиция искусства батика очаровывает и подкупает изысканным материалом — шелком, с которым неразрывно связана эта техника декорирования ткани, которая обычно отождествляется с гармонией визуального и тактильного ощущения и имеет особую притягательную силу благодаря поэтической вдохновенности. Хотя мечта автора идеи и куратора проекта «Украинский батик» старшего научного сотрудника музея Наталии Никитиной осуществилась лишь частично: выставочный зал первого этажа вмещает, к сожалению, менее половины музейной собирательской разновидности художественного текстиля. Однако Н. Никитина удачно выбрала и представила наиболее знаковые музейные произведения из этой области: 20 работ украинских художников в техниках холодного и горячего батика, свободной росписи по ткани, которые точно очерчивают эволюцию развития украинского батика на протяжении второй половины ХХ — начала ХХІ веков.
Экспозиция погружает зрителя в историю этого изысканного вида искусства. Дав первые побеги на благодатной почве национальной культуры середины ХХ века, очевидно, что батик сначала развивался исключительно на осеове народно-поэтической орнаментики и преимущественно в русле прикладного искусства в формах платков и шарфиков, о чем ярко свидетельствуют произведения таких корифеев, как Марфа Тимченко («Платок на абажур», 1954 г.), Александр Пащенко («Платочек»,1950-е гг., «Косынка», сер. 1950-х гг.), Вера Лимаренко (декоративные ткани «Украинский мотив», «Цветы», 1960 г.).
Важным процессом со средины 1960-х было становление профессиональной школы «украинского батика», особенно в таких крупных центрах декоративно-прикладного искусства, как Киев и Львов. Поэтому следующий этап развития батиков отражает попытку украинских художников-текстильщиков осваивать декоративно-монументальные формы искусства. Целая плеяда искусных художников-текстильщиков Киева, известных своей успешной деятельностью на таких гигантах художественной промышленности, как Киевская и Дарницкая шелковые комбинаты, в то же время работала и в участке интерьерного батикового текстиля, о чем свидетельствует художественная практика 1970-1980-х. Внедрение в этот период батика в формах декоративных панно и занавесей в интерьерах общественных сооружений положило начало новому пониманию этого вида искусства. Именно в этот период украинские зодчие осознали, что батик — это один из наиболее эффектных видов декоративного искусства в архитектуре, и он, как и гобелен, имеет широкий спектр эмоционального водействия, такие же средства колористического и композиционного разнообразия, но значительно более мобильный в исполнении, чем тканые произведения.
НАДЕЖДА ГРИБАНЬ. «ТИХИЙ ШЕПОТ ТРАВ». 1983 Г. ШЕЛК, БАТИК
Интерьерный батиковий текстиль в экспозиции представляет лирические по характеру панно в пейзажном и натюрмортном жанрах таких высококлассных художников, как Надежда Грибань («Цветение», 1980; «Тихой шепот трав», 1983), Тамара Мороз («Травы», 1987, «Цветы», 1989), Наталия Кияница («Пробуждение», 1987, «Вечерний звон», 1988). Шедевры этих художниц дарят зрителю не только эстетичное наслаждение, но и осознание того, что батик по своей природе — искусство синтетическое, которое возможно рассматривать в совокупности: и как декоративное искусство, и как новый тип графики или живописи, потому что, собственно, это — комбинация графически-живописного искусства и технологии текстильщика.
Распространение такого интересного явления, как «изобразительный батик» в 1990-х гг., реализация собственных авторских концепций с оригинальными проявлениями батиковой живописи в 2000-х гг. прочитываются в живописи на шелке Татьяны Мисковец («Замок над тучами», 1996 г.), Наталии Гронской («Свет во тьме» из серии «Вещие сны», в 2009 г.), Александра Литвина (триптих «Черный лес», 1988), Ларисы Лукаш («Очаровательная осень, или первый снег», 2015) и другие. Это условные фигуративные и абстрактные батиковые композиции, каждая из которых выполнена в чисто индивидуальной художественной манере, тщательным образом отработанная, построенная на самых тонких нюансах цветовых сочетаний и требует внимательного общения со зрителем. Они дают четкое представление о тех образно-пластических трансформаций, которые происходят в искусстве украинского батика последние десятилетия. И, прежде всего, — это стремление к более усложненному философскому образно-ассоциативному мышлению, к использованию разнообразных авторских техник горячего и холодного батика на фоне неизменного тяготения к принципам национального образотворчества.
В музейной экспозиции НМУНДИ зритель словно заново открывает для себя многочисленные возможности батиковой техники, находит оригинальные образные и пластические интерпретации окружающего нас мира, воспроизведенные талантливыми украинскими текстильщиками, окончательно убеждаясь в том, что батик — это самое прекрасное из искусств, которое может обогатить архитектуру общественных и жилых сооружений, аглавное, наполнить человеческие души умиротворением и сердечным теплом.
Выставка продлиться до 1 января 2020 г.