Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Скрипка играет...

Богодару Которовичу — одному из величайших деятелей искусства ХХ века исполнилось бы 80
5 августа, 2021 - 17:52

Для многих сейчас этот возраст представляется вполне достижимым, а вот украинскому гению скрипки судьбой было отпущено, к сожалению, всего 68 лет земного пути. Отметив в узком семейном кругу свой последний день рождения, 4 июля 2009 года он внезапно ушел из жизни.

Искреннее удивление и восхищение вызывает то, как много Богодар Антонович успел сделать в течение не такого уж длительного периода творческой деятельности.

К юбилею музыканта в Украине планируют повести масштабный проект «Maestro — Fest. Богодар Которович», а его лауреаты выступят осенью...

***

Знаменитый, всемирно известный скрипач, педагог, дирижер, народный артист Украины, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко, член-корреспондент Национальной академии искусств Украины, профессор Богодар Которович учился сначала во Львове, а затем — в Московской консерватории имени Петра Чайковского в классе известного педагога профессора Юрия Янкелевича. Получил лауреатские звания на престижных международных конкурсах скрипачей имени Джордже Энеску в Бухаресте (Румыния) и Никколо Паганини в Генуе (Италия).

По окончании обучения было несколько десятилетий напряженной концертной работы, гастроли на всех континентах, сотни подготовленных сольных, ансамблевых и симфонических программ, несметное количество исполненных произведений, среди которых не только классика разных эпох и стилей, но и музыка современных композиторов, множество мировых премьер.

Особо следует подчеркнуть весомость доли украинской музыки в его репертуаре. Богодар Антонович уделял этому огромное внимание. Он был первым исполнителем опусов многих украинских авторов, которые писали специально для него и посвящали ему свои произведения. А все это — непрерывные занятия, просто-таки титанический труд!

В одном из интервью автору этих строк дочь Которовича Мирослава (ныне тоже известная скрипачка) вспоминала: «Его рабочий день начинался в 11 утра и длился до 11 вечера. И это — каждый день. ...Он занимался на скрипке ночами. Я это хорошо помню».

***

Красноречивый факт: нотная библиотека Которовича насчитывает более 650 экземпляров изданий с собственноручными исполнительскими пометками мастера! Не менее поразительно, что Богодар Которович стал вторым неитальянским (первым в 1997 году был израильский музыкант Шломо Минц) и последним скрипачом в мире, которому было доверено играть на скрипке Никколо Паганини работы Гварнери. Два уникальных концерта прозвучали в мае 1999 года в Национальной филармонии и Национальной опере Украины, после чего скрипач прекратил выступать как солист, а инструмент вернулся в Италию, получив статус музейного экспоната.

***

Параллельно с исполнительской в конце 1960-х началась не менее активная и плодотворная педагогическая деятельность Которовича в Киевской консерватории. Он воспитал около 200 скрипачей, в 1980 году возглавил кафедру, с 1985-го был профессором, с 1994 года — также приглашенным профессором Консерватории Сиднея (Австралия).

Его по праву считают одним из основателей современной украинской скрипичной школы. Многие из выпускников класса Которовича стали яркими музыкантами, виртуозами, тонкими интерпретаторами, которые при этом не копируют преподавателя. Среди них — скрипачи, известные не только в Украине, но и далеко за ее пределами, Дмитрий Ткаченко, Олесь Семчук, Богдана Пивненко, Анастасия Пилатюк, Алина Комиссарова, Кирилл Шарапов, Тарас Яропуд, Игорь Завгородний и другие.

«У него был свой подход к каждому ученику, — отмечает Мирослава КОТОРОВИЧ (к слову, — тоже его ученица). — У него была черта — я такое встречала в бизнесе — не «подтягивать» слабые стороны, а раскрывать сильные. Он видел все за три минуты на много лет вперед. Как это ему удавалось? Один Бог знает... Интересно, что он никогда не показывал, как играть. Его принцип — так направить ученика, чтобы тот нашел выход один, в собственных ощущениях. Это долгий путь, но значительно более эффективный. У него хотели учиться все».

Своеобразной кульминацией развития преподавательской линии в многовекторном творчестве Богодара Которовича оказалось создание в 1995 г. Национального камерного ансамбля «Киевские солисты», в состав которого вошли преимущественно ученики Мастера. Формирование такого коллектива было воплощением его давней мечты. «Папа тщательно отбирал оркестрантов, — рассказывает Мирослава. — Все они — сильные музыканты. Конечно, выступать с такими людьми — честь, и «продукт», который выдают «Киевские солисты», — очень высокого качества».

Ансамбль, который, по сути, является камерным оркестром, под руководством выдающегося мастера быстро обрел популярность и многочисленных поклонников во всем мире. Не случайно за активную творческую деятельность в репрезентации украинской музыки коллектив получил статус «Посол украинской культуры» Министерства иностранных дел Украины.

«Я изначально была в «Киевских солистах», когда Богодар Которович создал их, — делится воспоминаниями Богдана Пивненко. — Я там стояла пятая — самая меньшая. Потом стала концертмейстером. Богодар Антонович мне столько дал, открыл горизонты! Я и сейчас считаю золотыми года, когда мы много гастролировали с Богодаром Антоновичем. Это неоценимый опыт».

Руководя «Киевскими солистами», Которович все чаще обращался к практике дирижирования, особенно после завершения собственных сольных выступлений. Он в этом направлении работал не только со своим оркестром, но и с большими коллективами, в том числе Национальным заслуженным академическим симфоническим оркестром Украины, Академическим симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины и другими.

Мне не раз приходилось слушать его в этом амплуа. Возможно, с точки зрения профессиональных дирижеров Богодар Которович не полностью владел системой дирижерских жестов, не имел соответствующей школы, но под его руководством музыканты словно оживали, все звучало эмоционально возвышенно, интонационно выразительно, драматургически точно, вдохновенно, динамично — просто потрясающе! Сразу чувствовалось, что за дирижерским пультом — настоящий непревзойденный музыкант! Как тут не вспомнить слова Богданы Пивненко: «Каждую ноту, как говорил Богодар Которович, следует наполнить содержанием. Для этого, разумеется, надо иметь, чем наполнять».

Еще одна ветвь творческих интересов Богодара Которовича, тесно связанная со всеми другими, — поиск юных талантов, забота о будущей судьбе скрипичного исполнительства. Профессора постоянно приглашали в жюри самых известных международных конкурсов (ARD в Мюнхене, имени Никколо Паганини в Генуе, имени Петра Чайковского в Москве, имени Карла Нильсена в Оденсе, имени Бенджамина Бриттена в Лондоне имени Родольфо Липицера в Гориции, имени Тадеуша Вронского в Варшаве и других). Он возглавлял Украинский международный конкурс скрипачей имени Николая Лысенко в Киеве, а в 2004 году стал артистическим директором BrittenKyivFestival.

***

Отдельная история — проведение Конкурсов имени Богодара Которовича. Первый международный конкурс юных скрипачей, носящий его имя, в 1995 году в Харькове маэстро открыл сам. Мало кто знает, но этот и несколько последующих подобных мероприятий он проводил за свой счет.

«Первые конкурсы были потрясающими, — говорит Мирослава Которович. — На них нашлись и Андрей Белов, и Валерий Соколов и другие теперь известные музыканты. Идея была фантастическая! Очень жаль, что она прервалась... Когда отца не стало, мне предложили быть председателем жюри Конкурса молодых скрипачей имени Богодара Которовича, который проводился Академией культуры и искусств в Луганске в 2010 и 2012 годах. Затем проведение конкурса имени моего папы снова прервалось...»

И в апреле 2018-го Национальная музыкальная академия Украины имени Петра Чайковского в сотрудничестве с Министерством культуры Украины, Национальным союзом композиторов Украины, Всеукраинским фондом содействия международному общению «Украинское Народное Посольство», Национальным Всеукраинским музыкальным союзом в Большом зале имени Героя Украины Василя Слипака с успехом провела Первый всеукраинский конкурс скрипачей имени Богодара Которовича. В состав жюри входили известные скрипачи из Украины, Франции, Польши, Великобритании — ученики мэтра.

***

В этом году Культурно-художественный благотворительный фонд «Киев-Классик» в рамках ХV Международного фестиваля искусств «Диалоги культур» при поддержке Украинского культурного фонда запланировал масштабный проект «Maestro — Fest. Богодар Которович» к 80-летию со дня рождения мастера. Он будет включать целую программу различных мероприятий, в том числе обработку большого архива Богодара Которовича, подготовку буклета книги «Богодар Которович. Шляхи незавершеної повісті» и первой серии документального фильма «пути и шаги Богодара Которовича». А главное — Первый международный фестиваль-конкурс имени Богодара Которовича «Maestro — Fest». Выступления победителей состоятся 7 октября в Национальной филармонии. На ноябрь назначен концертный тур лауреатов Украины, который начнется с Днепра.

Что ж, пожелаем этому важному начинанию успеха в наше сложное и нестабильное время, ведь Богодар Которович продолжает жить в нашей памяти. Как сказала Богдана Пивненко: «Он был гениальным человеком. Я просматриваю его записи и понимаю, что мы его недооценивали. И сейчас его очень не хватает».

Ольга ГОЛИНСКАЯ, музыковед. Фото из архива «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ