Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Слова останутся на потом

В Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра представили премьеру пластического спектакля «VIÑO»
17 марта, 2020 - 09:04
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

Для украинской театральной сцены, несмотря на всю ее многожанровость, «физический театр» в каком-то смысле до сих пор остается тerraincognita. Самый продвинутый театрал в этом контексте вспомнит Пину Бауш или мимов, еще кто-то сформулирует принцип художественного течения как «спектакля без слов» или же назовет недавнюю премьеру Национального театра им. И. Франко «Стена», где этот принцип существования на сцене был заявлен, но во второй половине спектакля его заметно разбавили другим. Отныне все желающие увидеть собственными глазами спектакль, который полностью отвечает определению «физический театр» и где этот жанр выдержан на уровне дыхания актеров, могут идти в Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра. Где режиссер из Беларуси Евгений Корняг представил свой новый спектакль «VIÑO».

Путь Евгения в Киев из Минска пролег через Одессу. Там в Театре кукол этот режиссер поставил два спектакля, один из которых, «Бабы Бабеля», который даже вошел в шорт-лист прошлогодненго фестиваля-премии «ГРА». Ехать из Беларуси в Одессе, чтобы там ставить Бабеля — факт, который свидетельствует, по крайней мере, о большой творческой смелости Евгения. Что касается киевского спектакля, то здесь тему его творческой смелости можно только развивать.

«VIÑO» — это замысловатая выдумка, описанная языком тела. Хотя два слова здесь таки звучат. «Обними меня...» эхом катится где-то из глубины сцены, окутывает ее по периметру, вдоль и поперек, просачивается в зал сквозь приглушенный свет. Именно эти два слова запускают маховик истории, — хотя спектакль и начинается раньше, —  собранной из личностных трагедий и драм, из одиночества и безумного желания хотя бы на миг схватить за руку человека, которого чувствуешь как самого себя. Душа, тело, мечты, эмоции, растрепанные или приглушенные, попытки постичь время, пространство и себя в этих координатах. И вино, как катализатор, как питательная жидкость и яд одновременно. Люди без имен и фамилий. Столь смешные в своей суете (например, сцена в женском туалете). Столь искренние в стремлении иметь поддержку (Екатерина Савенкова почти взлетает над сценой и падает на руки тех, кто рядом). Столь единодушные, если того требует ситуация и совпадают желания (пластические этюды вокруг стола с бокалами и бутылками очаровывают и гипнотизируют, наполняя ту или иную сцену содержанием, для которого словесного аналога искать точно не стоит). Столь  беззащитные. Раскованные. Жаждущие.

Интересно, сколько процентов зрителей воспримут этот спектакль как памфлет против алкоголизма? Сколько, возвращаясь домой, будут напевать известный хит «Нино, мне не все равно, с кем ты пьеш вино...» (в представлении этой песни нет). Но тех, кого тронет увиденное, точно будет в разы больше. Изысканные движения, очерченные языком тела смыслы, которые словно и на поверхности, но все равно требуют определенного кода, чтобы быть расшифрованными, выгнутые линии — это чрезвычайно красивый спектакль, которым нельзя не залюбоваться. В то же время режиссер вместе с художницей Татьяной Нерсисян оснащают сцену предметными метафорами-знаками-подсказками. Одним из центральных элементов сценографии здесь является оборванная лестница. По которой точно не спустишься на землю, но с помощью которой можно, по крайней мере, на определенное время подняться над тем, что происходит снизу. Или же лужа посреди сцены (как признался руководитель левобережцев Стас Жирков, обустроить этот водоем при технических возможностях театра было довольно непросто), в которой, наверное, для кого-то из героев отражаются звезды, а кто-то топил в ней свои мечты. Или скатерть на столе, которая по очереди для всех превращается в... саван.

Представляя свой спектакль перед премьерой, Евгений Корняг признался, что во время репетиций был приятно поражен физической подготовкой актеров. После спектакля можно констатировать, что этот комплимент касался всех без исключения участников «VIÑO»:  Оксаны Черкашиной, Анастасии Пустовит, Владислава Писаренко, Оксаны Ждановой, Дмитрия Соловьева, Антона Вахлиовского. Продолжаем прокладывать тропу физического театра?

Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ