Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Слово о друге

3 июня легендарному киноактеру Костю Степанкову исполнилось бы 90!
2 июня, 2018 - 12:37
Фото из архива Ады Роговцевой

Кость Петрович (1928 -2004 гг.) происходил из рода священников. Его отец, Петр Петрович Волощук, был протоиереем в селе Печесках, что на Хмельнитчине. В 1937-м отца Петра впервые арестовали. Он боялся за судьбу детей. Поэтому после освобождения заставил жену Евгению Васильевну расторгнуть брак и перевести детей — Константина и Игоря — на ее фамилию Степанков. Собственно, это была русифицированная украинская фамилия Степанко. В 1939 году отца Петра Волощука расстреляли ... Во время Второй мировой войны брат Степанкова Игорь пошел в УПА. Боролся с немцами, вытаскивал людей из немецких эшелонов и собирался на Запад, где были крепкие формирования Повстанческой армии. На стороне Красной армии воевать он не стал — в 15 лет ни понять, ни простить смерть отца не смог (Кость Петрович также не смог, но был младше на пять лет, и от него мама скрыла ... Сказала, что сослали) ...

Степанков окончил Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого. Его педагогом был легендарный Амвросий Бучма. Впоследствии более трех десятилетий Константин Петрович преподавал в своем родном институте. Он сыграл более ста ролей в театре и кино. Есть в его активе роли в выдающихся фильмах не только украинского, но и мирового кино. Речь идет прежде всего о картинах «Захар Беркут» и «Каменный крест» Леонида Осыки, «Белая птица с черной отметиной» Юрия Ильенко, «Комиссары» Николая Мащенко, «Вавилон ХХ» Ивана Миколайчука и «Ашик Кериб» Сергея Параджанова.

О гениальном актере вспоминает Иван ГАВРИЛЮК:

— В каждом человеке Степанков оставлял частичку себя и свою философию жизни. Каждый, кто с ним общался, кто учился у Константина Петровича, получал какое-то особое знание. Это было во время учебы, в первом семестре первого курса. С Костем Петровичем я познакомился в квартире Ивана Миколайчука. Он поразил — был красивым и утонченным человеком. Умел со вкусом и стильно одеться. Обладал очень красивым тембром голоса и разговаривал на красивом украинском языке.

После нашего первого знакомства Кость Петрович пригласил Ивана, Броника Брондукова и меня на премьеру в Театр им. И. Франко, где тогда играл. Посадил наше трио в первом ряду. Это была какая-то пьеса Корнийчука, в которой были задействованы едва ли не все советские вожди... Бронику было неинтересно, и он задремал (мы пришли после хорошего обеда). Проснулся, когда услышал шикарный тембр Костя Петровича.

— А когда в вашей компании появилась Ада Роговцева?

— Аду Николаевну хорошо знала моя Мирослава, ведь они вместе работали в Театре русской драмы. А ближе мы все познакомились на съемках фильма «Аннушка» в Верховине, куда приехала Мирослава, Маричка Миколайчук и Ада Николаевна с детьми.

Это был 1968 год, хорошо уродили белые грибы. Кость Петрович очень любил собирать грибы. А было их столько, что можно было косой косить. Телегами люди возили их на заготовительные пункты! Мы снимались в кино, а жены наши вместе с детьми собирали грибы. Жили мы в гуцульских хатах... Мирослава и Ада говорили, что попали из ХХ в XVIII век. Гуцулы ходили в постолах, гацях, носили сардаки, кептари. И все же больше всего поражала щедрость местных людей. Нам киностудия выдавала на жизнь 20 рублей в месяц. Когда спрашивал хозяйку, сколько заплатить, преимущественно говорили: «Ой, п’ятку дасте, та й всьо»! На столе в хате всегда был литр молока, литр сыра, будз или овечья брынза. И никто с этим не считался. Принимали, как родных.

Ада Николаевна уже тогда имела всесоюзную популярность, как раз шел на экранах фильм «Салют, Мария», где она сыграла главную роль. Мы сдружились семьями и, может, не так часто встречались со Степанковым, как они с Миколайчуками, но дружба была взаимной и искренней.

Едва ли не с первого же дня знакомства я чувствовал, что рядом со мной гениальные люди. Хотя тогда это так не ценилось. Только с годами понял, как и насколько мне повезло в жизни, ведь попал в круг таких великих людей.

Кстати, не знаю, где научился Кость Петрович, но он очень умело мог зарезать барана, тут же разобрать и вкусно приготовить. Барана тогда можно было купить за 11 или за 15 рублей. Иногда через день или два мы так поступали. Я же на плечах тех баранов приносил...

— Ни одна вечеринка или забава не обходилась без песен.

— Заводилами всегда были Степанков и Миколайчук. Боже, сколько они перепели гуцульских коломыек и виватов, старинных песен. Кость Петрович хотя и был старше Ивана на 13 лет, все же считал его своим учителем пения. Кость Петрович и сам знал немало казацких песен. А как он читал наизусть огромные поэмы Тараса Шевченко! Иногда казалось, что знает почти весь «Кобзарь» на память...

А сколько знали и пели колядок! Опять же заводилой был Иван Миколайчук, затем вступал Константин Петрович, и затягивали все вместе. Как жаль, что не снята ни одна из таких незабываемых вечеринок...

Конечно, были у нас иногда и недоразумения. Хотя со Степанковым у меня не было никаких, даже малейших ссор. Помню, как Иван любил повторять: «Талант в аптеке не купишь. Как и верных друзей»... 

Кость Петрович умер 22 июля 2004 года от рака поджелудочной железы. Похоронен в селе Жеребятин Бориспольского района Киевской области

Михаил МАСЛИЙ. Фото из архива Ады Роговцевой
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ