Опустела алая дорожка Международного Берлинского кинофестиваля. Победители названы, отгремела торжественная церемония закрытия с традиционной «раздачей Медведей» и других наград, которые во многом определят дальнейшую судьбу победителей, прокатную участь их фильмов.
Главную награду 60-го Берлинского кинофестиваля получил фильм «Мед» турецкого режиссера Семиха Капланоглу. Долгих 46 лет турецким картинам не удавалось завоевать главный приз Берлинского кинофестиваля. «Мед» — часть трилогии, созданной Капланоглу о поэте Юсуфе. Две предыдущие картины трилогии были показаны в Каннах («Яйцо») и в Венеции («Молоко»), поэтому режиссер считает, что в определенном смысле высокая награда «Берлинале» досталась ему за все эти фильмы вместе. Мед — символ чистоты, инициации, бессмертия и возрождения, красноречия и поэзии. «Мед» удостоен также приза Экуменического жюри.
Вторая по значимости награда — Большой приз жюри, а также престижный приз имени Альфреда Бауэра за новаторство в кинематографе достался представителю новой румынской волны Флориану Сербану за его дебютный фильм «Если я захочу свистеть, свистну». Фильм о 18-летнем правонарушителе, пытающемся сбежать из исправительного заведения за пару дней до освобождения. Такой нелогичный поступок спровоцирован неожиданным возвращением матери, давно уехавшей на заработки в Италию, бросив их с младшим братом на произвол судьбы. А теперь женщина решила увезти с собой младшего сына. Автор посвятил свой фильм детям, не видевшим своих матерей.
Настоящими триумфаторами стали российские кинематографисты: психологическая драма Алексея Попогребского «Как я провел прошлым летом» добыла в Берлине сразу трех Серебряных Медведей, точнее — Медведя и двух «Медвежат»: Серебряного Медведя за лучшую актерскую работу поделили Алексей Пускепалис и Григорий Добрыгин, кроме того Серебряный Медведь за выдающиеся художественные достижения был вручен оператору фильма Павлу Костомарову, которому удалось передать красоты природы Крайнего Севера и могущество стихий. В этом первозданном мире, в отрыве от «большой земли», авторы исследуют природу человеческих взаимоотношений — преданность, слабость, страх и благородство. История о двух полярниках, несущих вахту на метеостанции, была показана «под занавес». Неожиданно фильм резко изменил рейтинговую ситуацию в оценке кинокритиков, регулярно публикуемую на страницах журнала Screen International: картина «Как я провел этим летом» значительно опередила державшую устойчивое лидерство румынскую ленту «Если я захочу свистеть, свистну».
Серебряного Медведя за лучшую режиссуру жюри под предводительством Вернера Херцога присудило картине Романа Поланского «Писатель-призрак». Политический триллер культового режиссера основан на романе Роберта Харриса. Герой фильма — писатель, приглашенный доработать и отредактировать мемуары бывшего премьер-министра Великобритании, которого обвиняют в военных преступлениях. В ходе работы безымянный писатель вскрывает сеть глобального заговора, чем подписывает себе окончательный приговор. Фильм трудно назвать лучшей режиссерской работой конкурса, но в первую очередь Поланский проигрывает даже не фильмам конкурентов по состязаниям, а своим собственным боле ранним работам. Поэтому награждение во многом напоминает акт поддержки режиссеру, находящемуся под домашним арестом в ожидании экстрадиции в США за давнее правонарушение, что дало фестивальной прессе редкую возможность сенсационных публикаций о крутых драматических виражах судьбы Романа Поланского. При этом нельзя отрицать каллиграфически изящный монтаж мастера и содержащуюся в фильме элегантно упакованную «пилюлю» хваленым американским традициям «законности» и морали.
Жюри интернациональной прессы отдало свои предпочтения включенному в Панораму арабско-курдскому фильму «Сын Вавилона» Мохаммеда Ол-Даради. Об этом роад-муви, где путь мальчика по дорогам войны в поисках своего отца становится актом инициации, превращения подростка в мужчину, мы уже писали.
Фильму «Шахада» (режиссер Бурхан Курбани, Германия) достался приз артхаусных кинотеатров Германии. Фильм освещает эпизоды из жизни трех молодых мусульман Мериам, Самира и Измаила, обитающих в Берлине, демонстрируя трансформации их ценностных ориентиров, изменение мировоззрения. Мериам отваживается на подпольный аборт, что расценивается как радикальный бунт мусульманской девушки против традиций семьи и веры. Самир сближается со своим немецким другом Даниэлем во время изучения Корана, постепенно их отношения становятся более, чем дружескими. Измаил работает в полиции и остается примерным семьянином до тех пор, пока встречает очаровательную Лейлу, которую однажды ему довелось арестовать, а теперь их отношения перерастают в пылкий роман.
А любопытнейшая картина «Вполне милый человек» Ханса Петера Моланда (Норвегия) завоевала лишь приз зрительских симпатий читателей газеты «Berliner Morgenpost». Главный герой картины Ульрик- уравновешенный и спокойный механик станции техобслуживания автомобилей, отсидевший 12 лет за неумышленное убийство любовника своей жены. Приятель Ульрика гангстер провоцирует его к очередному убийству ради мести. Однако Ульрик не жаждет крови — он нашел своего повзрослевшего сына, стал дедом, а поэтому милому человеку, зарекомендовавшему себя безотказным джентльменом, легче очистить мир от неугомонного и воинственного гангстера, что он и делает. В фильме есть сцены секса, поданные асексуально, даже антиэротично, есть и сцены насилия, но применение силы предлагается автором в таких обстоятельствах, что зритель ловит себя на полной солидаризации с героем, когда тот дает отпор подонку, избивающему женщину или стреляет в лоб гангстеру-подстрекателю, в чем усматривается ироничная провокация, затеянная режиссером.
Даже из обзора фильмов-победителей становится ясно, что конкурсные программы юбилейного, 60-го по счету Берлинале выглядели весьма пестро. Даже завсегдатаям фестиваля, знакомым с основными приоритетами форума (социально-политическая ориентация, толерантность и политкорректность по отношению к сексменшинствам, открытие новых регионов на кинематографической карте мира), трудно было уловить принцип селекции программ в этом году.
После многочисленных просмотров проявились два основных вектора отбора: во-первых, это — традиционные семейные ценности, что вполне оправдано в современной ситуации постепенного разрушения патриархальных моделей, радикальных трансформаций института семьи как таковой. Второй вектор отбора — мультикультурализм. Особенностью фестивальных программ этого года можно считать изобилие фильмов, отмеченных вдумчивым вглядыванием в лицо исламского мира, изучающих место ислама на Западе.
Каковы же следы Украины на Берлинале-2010?
18 февраля в банкетном зале отеля «Мариот», то есть именно там, где расположен украинский стенд Европейского кинорынка, состоялась яркая вечеринка, усилившая акценты Украины на Берлинале-2010. Встреча друзей украинского кино, организованная Международным благотворительным фондом «Украина 3000» при поддержке международного бренда Nemiroff, проходила с участием официальных лиц и VIP-гостей, чьи имена пользуются в мире кино заслуженным авторитетом, под зажигательное музыкально-танцевальное сопровождение в исполнении Фомы. А на огромном плазменном экране рядом со сценой демонстрировались фотоизображения отечественных и зарубежных режиссеров и актеров в моменты их участия в заметных кинематографических событиях Украины. Таким образом, киношная «тусовка» значительно расширялась за счет виртуальных участников, что совершенно логично, так как на украинском стенде желающие могут посмотреть фильмы многих из них. Презентуется на стенде и молодежный малобюджетный сборник короткометражных фильмов «Мудаки. Арабески». Автор идеи «Мудаков» и активный вдохновитель проекта — режиссер Владимир Тихий, возможно сознательно или бессознательно затеял своеобразный отечественный «ответ» датским «Идиотам» Ларса фон Триера. Информационный DVD-диск, который в пресс-боксе Украины предлагают вниманию представителям различных кинофестивалей, содержит девять короткометражных новелл. Одна из них — «Глухота» Мирослава Слабошпицкого — была включена в официальное соревнование в номинации короткометражных фильмов нынешнего фестиваля.
Мирослав Слабошпицкий уже во второй раз участвует в берлинских состязаниях. В прошлом году Украину представляла в конкурсах фильмов короткого формата 15-минутная лента Слабошпицкого «Диагноз», которую автор интерпретировал как акт свободного высказывания о социальных проблемах языком кино. 11-минутный фильм «Глухота» также несет социальный посыл. Действие разворачивается в интернате для слабослышащих детей. Идея снять картину о глухонемых — давний замысел режиссера, манящий автора возможностью прикоснуться к стилистике бессловесного кино, то есть современной версии немого фильма, где отсутствуют диалоги, но звуковое пространство насыщено естественными шумами жизни — пением птиц, шорохом шагов, шуршаньем автомобильных шин по дороге... Итак, милиция разыскивает в интернате для глухонемых подростка, совершившего некий проступок. После нескольких безрезультатных попыток выяснить при помощи фотографии и языка жестов у воспитанников интерната местонахождение разыскиваемого, милиционеры затаскивают одного из тинейджеров в патрульную машину и добывают у него необходимую информацию при помощи варварских методов (полиэтиленовый мешок на голову, удары под дых и прочие безотказные «аргументы»). Вырвавшись наконец-то из рук блюстителей закона, парень, предусмотрительно отбежав на безопасное расстояние от милицейской машины, выплескивает свое возмущение и накопившиеся эмоции. «Выкрикивает» он свой монолог единственным доступным ему способом — при помощи выразительных жестов. Уж не ради ли этого недвусмысленного «пластического этюда», содержащего сурдосмесь мата и укоров, обвинений в противозаконном применении насилия к личности, затеян фильм? Думается, избирая обделенных слухом подростков, автор хотел подчеркнуть их особую незащищенность перед неумолимым механизмом недетерминированной силы, пред которой каждый, по сути, нем и бессилен. Режиссер не конкретизирует, какое именно нарушение совершил разыскиваемый подросток, поскольку пытается решить задачу не жанрового, а нравственного характера, желая напомнить: «горе тому, кто обидит малых сих...». Возможно, столь серьезное послание требовало большей драматургической артикуляции.
Жюри отдало предпочтение 12-минутному фильму об ограблении банка под названием Handelse Vid Bank шведского режиссера Рубена Остлунда. Примечательно, что оба фильма примерно равны по хронометражу и оба сняты одним долгим планом. В шведской ленте два кинолюбителя снимают видовой фильм, когда неожиданно замечают, что на их глазах происходит ограбление банка. Зритель слышит закадровый диалог: «Может быть, следует вызвать полицию?..» — произносит исполненный сомнений голос одного оператора, на что другой упрямо твердит: «Давай, давай, снимай!»
На этот раз «Золотой Медведь» за короткометражный фильм отправился в Швецию, но уже подрастают «Медведи» следующего Берлинале, а потому реплика героя шведского фильма вполне может расцениваться как руководство к действию: «Снимать нужно!»