СВЕТ ТЕАТРА
Прошлой осенью в честь юбилея гениальной украинской артистки Марии Константиновны Заньковецкой состоялся в Киеве театральный фестиваль женских моноспектаклей «Мария». Тогда он был какой-то особенно камерный, словно семейный, и уютно светился в салонном помещении театра «Сузір’я» сквозь холодную дождевую слякоть.
И вот снова осень, золотая и удивительно теплая киевская осень. И снова светится «Мария» — во второй раз, широко международно, по-женски капризно и одновременно солидно в помещении Национального театра имени И. Франко. Спасибо мудрым хозяевам, которые так гостеприимно раскрыли объятия женщинам-актрисам — потому что они настоящие мужчины — Богдан Ступка (худ. руководитель) и Михаил Захаревич (генеральный директор). К инициативе Украинского центра международной благотворительной организации «Международный институт театра» во главе с народной артисткой Ларисой Кадыровой добавьте содействие Министерства культуры и туризма Украины, Всеукраинского общества «Просвіта» им. Т.Г. Шевченко, Благотворительного фонда «Содействие развитию искусств», «Шевченковского фонда — ХХI века», трудолюбие сотрудников постановочной (закулисной) части франковского театра и будьте уверенны, что этот фестиваль имел успех сегодня и у него хорошая творческая перспектива.
В работе фестиваля участвовали не только выдающиеся артистки мира (о них далее), но и режиссеры, театроведы-журналисты из Киева, Москвы, Львова, Днепропетровска, Крыма, Польши, студенты киевских вузов, работники радио и телевидения, просто поклонники театра. Почему-то только не встретилось в маленьком зале ни одной (!) киевской артистки. В завершение фестиваля состоялся интересный круглый стол по проблемам актерского мастерства и творческой судьбы актеров, особенно актрис, и продолжение театрального процесса в мире. Ну, а творческая программа фестиваля поражала разнообразием актерских индивидуальностей, игровых форм и географии.
Открывала фестиваль хозяйка — актриса Театра им. И. Франко Лариса Кадырова спектаклем «Приданое любви» по пьесе Габриэля Маркеса «Любовный ответ мужчине в кресле» (режиссер А. Кужельный). Фейерверк разнообразных состояний одинокой женской души передан актрисой изыскано и стильно, с утонченным артистизмом и глубиной чувств. Красивая, гибкая, внутренне подвижная героиня Кадыровой гипнотически втягивает зрителя в водоворот своих проблем, радостей и унижений, надежд и разочарований, страданий и душевной неприкаянности...
АБСУРД И НАДЕЖДА
Две актрисы из Беларуси — народная артистка Мария Захаревич из минского Театра им. Янки Купалы и заслуженная артистка Наталья Айда из Музыкального театра — сыграли пьесу Майера Саймона «Я не оставлю тебя» с такой проникновенностью и достоинством, что зрители едва успевали вытирать слезы. Героини пьесы — осеннего возраста женщины, которые были когда-то актрисами-примами, а сейчас никому не нужны, забытые, одинокие. Одна теряет зрение, другая разум. Но они держатся друг друга и поэтому способны выстоять. Только не нужно терять надежды, что где-то рядом есть человек, которому ты можешь быть интересной и, следовательно, нужной. Н. Гайда с точностью держит внутреннюю линию логики и мотиваций капризных поступков Шпринцы и пустой, казалось бы, ее болтовни. Она обладает потрясающей красоты вокальным голосом, что позволяет ей достойно петь арию Тоски «караоке» с Марией Калас. Мария Захаревич более сдержана в актерских красках, несколько холодновата в своей круговой обороне от мира, скорее «техничная» в актерских красках, чем эмоционально насыщенная...
Полька Ирена Юн известна в мире как одна из лучших исполнительниц драматургических произведений классика театра абсурда Семюэля Бекетта. Киевлянам она показала две его миниатюры. «Не я» («Уста») длится в безумном темпе пятнадцать минут, а кажется, что целый час. Зритель видит лишь подвижный рот актрисы в красной помаде среди черного бархата. Он очень выразительный — презрительный и слабый, призывный и страшный, агрессивно-хищный в крике возражения. Английская критика свидетельствует, что по Бекетту в подвижных устах человека рождается большая и важная тайна слова как феномена жизни. Героиня же, порвавшая с враждебным ей миром путем тотального молчания, в итоге потеряла свое Я, саму себя, от ее личности остался только рот, светящийся последними в жизни словами.
Вторая миниатюра Ирены Юн («Колыбельная») противоположна первой. Там были только уста, отделенные от тела, а здесь тело старой госпожи в элегантном траурном одеянии качается в кресле. Оно лишено голоса — он звучит в записи радио и повторяет, повторяет, повторяет короткую историю ее одиночества. При этом от благородного лица Ирены невозможно оторвать взгляд — почти не меняя выражения оно излучает поразительную энергию личности...
Египтянка Нора Амин особа уникальная. Ее жизнь и деятельность — сплошной подвиг. Женщина арабского мира, она прорвала многочисленные табу и обычаи, присущие народам Ближнего Востока. Она стала прима-актрисой Египта, писательницей и поэтессой, драматургом и режиссером. Учредила независимую театральную компанию в Каире и Первый независимый международный фестиваль «Jadavel». Работала в Европе и США, играет на арабском и английском языках. Недавно потеряла мужа — выдающийся египетский режиссер, театровед, театральный деятель профессор Саад Салех на днях погиб при пожаре театра в Каире. О нем скорбит весь театральный мир планеты.
Нора Амин играла спектакль по собственному тексту «Араб». Он начинается видео-клипом — на обнаженной спине человека чья-то рука выводит маркером слово ARAB как клеймо. Нора разрушает негативные стереотипы в восприятии арабского мира, что с недавних пор крепко укоренились в сознании Запада. Актриса сногсшибательной пластикой, ритмизированным словом, сценическими знаками протягивает ниточки глубинных параллелей между Кораном и Библией, мусульманством и христианством, между людьми. Она воспроизводит состояние арабской женщины: вот на экране ее голова с черной повязкой на глазах вращается несколько раз вокруг — женщина ничего не видит, не видит широкого мира вокруг себя, тогда пытается сорвать с себя повязку. Потом на ней большой черный мешок для мусора — своеобразная чадра. Женщина барахтается в нем, наконец понемногу прорывает, появляется рука, часть лица. И вот Нора появляется на площадке, с ног до головы связанная прозрачной пленкой, только шевелятся пальцы и хватает воздух ртом. Постепенно она прорывает пелену, рождается новая арабская женщина — свободная, зрячая, смелая, самодостаточная — Нора Амин...
КРАСОТА РАЗНООБРАЗИЯ
Спектакль львовянки Натальи Половинки тяжело назвать театром, спектаклем. Это чудо единения исполнительницы и зрителей со старинным украинским народным пением, песнями, из которых прорастает городской романс и молитва Деве Марии. Наталья вводит нас в мир музыки стихов, наполненный звуками, медитативными ритмами. Ими пронизан воздух, пространство и ваша душа...
Откуда берутся в холодной северной Норвегии такие горячие женщины как Юни Дар? Она так похожа по неистовому темпераменту и эмоциональной подвижности на наших украинок. Мы все же родственники с варягами-рюриковичами, со скандинавами. Юни — стройная, светловолосая, сильная женщина — типичная норвежка, валькирия. Поэтому обращение актрисы к женским образам из драматургии Генрика Ибсена вполне естественно. Юни боготворит своего классика и страстно о нем рассказывает (английским владеет свободно и играет на этом языке по всему миру). В частности, обращает наше внимание на то, что в центре большинства известных пьес Ибсена — женщины. Гедда Габлер, фру Альвинг, Нора, Йордис и другие предстают между комментариями артистки в своих центральных монологах и смонтированных репликах. Поражает способность артистки переключаться с рассказа о ситуации той или иной пьесы до проживания экстремальных моментов судьбы ибсеновских героинь, таких разных и таких вынуждено сильных в трагических обстоятельствах жизни. При этом актриса работает без каких-либо деталей костюма или реквизита — одна в черном платье на белом фоне занавеса, словно на родном норвежском снегу...
Разные, особенные, своеобразные актрисы — они представляют не только разные культуры, но и разные типы театров. Психологический, славянский — Лариса Кадырова и ее белорусские подруги. Политический, плакатный, знаковый — Нора Амин. Аутентичный, фольклорный, пратеатр — Наталья Половинка. Абсурдистский, интеллектуальный — Ирена Юн. Эпический, брехтовский, отстраненный — Юни Дар.
Объединяет актрис то, что их спектакль об одном, главном — о самодостаточности женщины, о ее высоком достоинстве. А если, не сговариваясь, актрисы разных стран так последовательно и страстно разрабатывают эту тему, значит «неладно что-то в Датском королевстве», как говорил Гамлет, что-то неладно в «королевстве» современной цивилизации, которое держится (и держится ли?) на патернализме, на мужском начале. Может, фестиваль «Мария» — одна из первых ласточек приближения феминистской, женской по сути, цивилизации?
Все участницы продемонстрировали филигранную актерскую технику и незаурядную эмоциональность, стильность, гармоничность. Хотя участниц фестиваля условно можно было бы разделить на две группы: тех, кто по возрасту по объективным (и не очень) причинам теряет в родных театрах бывшее звездное положение, а накопленное ими мастерство и еще мощные творческие силы ищут выхода в моно- творчестве, и тех, кто несет определенную осознанную миссию в духовном мире человечества. Обе позиции вызывают восторг, уважение и преклонение. Ему нет цены — творческому, духовному потенциалу Женщины, женщины-Актрисы. А следовательно — театральному фестивалю под сенью святого имени Марии жить и жить...