Она — скульптор, поэт, творец нового синтетического жанра, где музыка, поэзия и скульптура совмещаются с актерской игрой на сцене и световыми эффектами. Имя Мирталы Пилипенко — дочки известного писателя и общественного деятеля в годы послереволюционного Возрождения Сергея Пилипенко — хорошо известно во всем мире. С творчеством именитой художницы имела возможность познакомиться и украинская общественность. Коллекцию своих скульптур Миртала подарила Украинскому дому в 1991 году ко Дню независимости Украины. Недавно работы мастерицы экспонировались в рамках выставки «Украинский дом открывает фонды».
Мирталина коллекция скульптур — сурово-монументальная, философско-грациозная, в то же время солнечная, воспроизводящая жизнеутверждающие символы нескончаемости пространства и времени. Практически всю жизнь мастерица провела за океаном (в США), но душой всегда была в родной Украине. Национальный дух и мировосприятие пронизывают все ее творчество. Миртала родилась в Харькове. В годы сталинского террора ее отец был репрессирован как «враг народа», а они с матерью и старшей сестрой были депортированы из Украины. Лишь в канун Второй мировой войны им удалось вернуться из Твери в Винницу. Во время оккупации Миртала вместе с родными была вывезена в Германию на принудительные работы. Пришлось девушке перенести ужасы лагерей, скитания по Италии, Англии, а затем она очутилась в эмиграции в Америке...
К своим творческим достижениям скульптор шла долго и настойчиво. Художественная критика, высоко оценивая творчество Мирталы-скульптора, все же склонна к мысли, что ее бронзовые творения оторваны от жизни. Но разве может философское обобщение не иметь основ реалий? Как отметил известный искусствовед Иван Галантич, «без обременительных реалистических деталей Миртала достигает почти материальной ясности своих композиций: фигуры скульптур наводят на мысль о непрерывной одиссее человечества; безграничное пространство и вечное время приобретают физическую форму и человеческое измерение. Они будто обращаются к нам, рассказывая о нашей внутренней сути».
Человек и Вселенная, идеальное и материальное, пространство и время, красота и вера — вот те неисчерпаемые темы, которые на протяжении многих лет вдохновляют скульптора. Работы Мирталы экспонировались на многих персональных и групповых выставках в США и Канаде, ее бронзовые скульптуры украшают свыше двухсот частных коллекций, а также экспонируются в музеях и на выставках Канады, США и Украины.
Скульптуры художницы привлекают душевной гармонией. Они — будто поэзии в бронзе. И не удивительно, потому что владеет Миртала и искусством поэтического слова. Она выдала несколько сборников поэзий, один из них — «Райдужний міст» — вышел в издательстве «Український письменник» (Киев, 1992). «Я хочу, щоб слово спокійно світило...» — так просто и непретенциозно Миртала высказала свое кредо в стремлении к согласию сердца со временем в эпоху психологических сломов и мировых катаклизмов. Человек с его достижениями и потерями, неповторимым внутренним миром — одна из ведущих тем поэтессы. В ее произведениях читатель найдет своеобразные, а временами и необычные образы, преисполненную глубоким философским содержанием символику, музыкальный ритм, простоту высказывания.
И в скульптурных композициях, и в поэтических произведениях сквозной темой проходит солнечное настроение — поворачивает «соняшник-голову сонцю назустріч», а все художественное пространство — это украинская поэтика: «спалене жовте жито», «щоб верби плакать перестали», «притулок зелених левад» и весь неповторимый, преисполненный свежих ветров и живительных дождей, мир. Скульптура и поэзия — две грани, которые гармонично дополняют друг друга, незаурядного таланта художницы.
— Рядом с монументальной строгостью в скульптурах выразительно прочитываются солярные знаки. Нельзя не заметить их родства с символикой трипольской культуры, о чем ярко говорят, например, скульптуры «Центральное солнце», «Стремление», где воспроизведен древний знак «завиток», который символизирует безграничность Вселенной. «Эволюция» — также скрижали развития цивилизаций, а в центре — Человек с его вечным стремлением к полету в высшие миры, — делится впечатлениями от выставки Ярослав Стратий, выпускник Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Михаила Бойчука.