Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Соло на трубе

Имя Валерия Посвалюка вошло в ряд зарубежных энциклопедий как одного из лучших европейских инструменталистов
18 июля, 2007 - 19:50
ВАЛЕРИЙ ПОСВАЛЮК

Украинский трубач, солист симфонического оркестра Национальной оперы Украины, заслуженный артист Украины Валерий Посвалюк довольно известная личность в современном музыкальном мире. И не только украинском. Его имя вошло в ряд зарубежных энциклопедий и справочников как одного из лучших европейских музыкантов-инструменталистов, мастера с достаточно широким и ярким полем творческой деятельности, таким как оркестровое и сольное исполнение, педагогика, и в конечном итоге незаурядный вклад в организацию уникального творческого объединения украинских инструменталистов — Гильдии трубачей Украины, президентом которой он является вот уже почти десятилетие. Следует сразу сказать, что и инициатива ее создания, и дальнейшая активная творческая деятельность — следствие кипучей энергии Валерия Посвалюка, его яркого музыкального дарования.

ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В... ШЕСТЬДЕСЯТ

По большей части труба как инструмент воспринимается в контексте оркестрового исполнения, а значит, роль артиста опосредованно сводится к элементу коллективного музыкального звучания, даже в том случае, когда автор пишет для этого инструмента больший или меньший сольный фрагмент. Но справедливо ли такое отношение к инструменту, к трубачу как артистической личности? Что это не так, убедительно досказывает своим творчеством Валерий Посвалюк, профессиональная творческая биография которого, как ни удивительно, началась в десятилетнем возрасте. Сегодня ему шестьдесят, но на афише с полным правом можно написать — «пятидесятилетие творческой деятельности», потому что начинал он как музыкальный вундеркинд, поразив своим детским исполнением одного из наиболее выдающихся духовиков ХХ в., профессора Киевской консерватории Вильгельма Яблонского, который, собственно, сумел не только сформировать мощный технический аппарат будущего ведущего трубача симфонического оркестра, что суперважно в этой профессии, но и привил тонкое чувство роли, места и значения звучания духового инструмента в палитре как симфонического, так и камерного оркестра, настроить на понимание самодостаточности произведений для трубы в музыкальном наследии ХVI—ХХ в. Через много лет все это вылилось в яркую концертную деятельность Валерия Посвалюка, который поднял свой инструмент до вершинного звучания, которому стали подвластны тончайшие классически-романтические произведения, в частности сонаты композиторов эпохи барокко итальянцев Д. Габриэли, Дж. Вивиани, немца Г. Телемана, представителя так называемой «золотой эпохи трубы» Г. Перселла, а также концертные композиции для солирующей трубы известных отечественных композиторов Е. Зубцова, Р. Свирского, Ж. Колодуб. Выдающийся трубач стал едва ли не наиболее ярким пропагандистом современной зарубежной музыки для трубы, в частности исполнил в составе созданных им коллективов ряд виртуозных концертных программ из композиций О. Артюняна, Г. Кларка, П. Эбена, Е. Порино, Л. Андерсена, Е. Боцца, Е. Ховарта и др.

Как солист трубач участвовал в первом исполнении в Киеве Бранденбургского концерта №2 (дирижер И. Блажков) и Рождественской оратории Й. С. Баха (дирижер Г. Сорокопуд), где особенно мощно раскрылось не только техническое мастерство виртуозного трубача, но и его умение преподнести звучание инструмента как доминирующе-объединительного, раскрыть силу и красоту звучания трубы, которая в давние времена довольно часто приобретала роль солирующего инструмента, завораживая зрителей то мощью призывного ритма, то прозрачной изысканностью органного дополнения, то красотой и утонченностью в составе крошечного придворного оркестра... Как пишет музыковед Марина Суторихина: «Валерий Посвалюк одним из первых в Украине начал исполнять на трубе-пикколо сонаты и концерты, написанные для так называемой трубы «кларино», высокое по регистру звучание которой поражает наполненностью звуковедения, виртуозностью, полихроми ей звука. В его творческом наследии ряд концертов для трубы с оркестром А. Вивальди, Г. Телемана, Т. Альбинони, сонаты Г. Перселла, М. Каззатти, П. Бальдассаре, что значительно обогатило и расширило представление общества украинских любителей музыки о творчестве этих, к сожалению, призабытых сегодня композиторов эпохи барокко.

РОМАНТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Виртуозный стиль Валерия Посвалюка, которого выдающийся украинский дирижер Владимир Кожухар назвал «романтическим», особенно ярко раскрывается в камерно-ансамблевом исполнении, которому известный инструменталист сегодня уделяет особое внимание, создав вместе со своими единомышленниками ряд блестящих и без преувеличения уникальных программ, которые обогащают наши знания о камерном и инструментальном творчестве многих европейских композиторов различных эпох. Нужно отметить и тот факт, что многие эти произведения появились в записях на компакт-дисках, получивших очень высокую оценку как украинских, так и зарубежных специалистов и любителей музыки. И если вам случится увидеть где-то альбомы под названием «Музыка барокко для трубы», «Концертные произведения для трубы и фортепьяно», купите, чтобы получить настоящее творческое наслаждение, открыть для себя прекрасного исполнителя и прекрасный инструмент.

Еще студентом Киевской консерватории Валерий Посвалюк борется за право играть в Государственном симфоническом оркестре УССР. Это право он подкрепил значительным достижением — победой на Всеукраинском конкурсе исполнителей на духовых инструментах. Потом был конкурс в симфонический оркестр Киевского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко и творческое благословение выдающегося украинского дирижера Стефана Турчака, который сразу заметил не только высокие технические каденции молодого инструменталиста, но и своеобразие его исполнительского мастерства, виртуозность, глубину чувства духовой палитры в оркестровом звучании. А это так много значит в оперном и балетном исполнении, в раскрытии каждой партитуры, где всегда есть большая или меньшая партия для трубы... Вот уже почти три десятилетия Валерий Посвалюк солист-регулятор симфонического оркестра Национальной оперы Украины. Он сделал очень много для того, чтобы его инструментальная группа по-настоящему глубоко раскрывала партитуру каждого автора, звучала ярким контекстом раскрытия авторской партитуры. Трудно посчитать все премьеры Национальной оперы Украины последних десятилетий, непосредственным участником которых был Валерий Посвалюк... Но каждой он отдал частицу своего сердца, горячую энергию творческого вдохновения. И что бы ни исполнялось на сцене: опера или балет, симфония или оратория, знаменитые реквиемы Верди, Моцарта, Бриттена или Станковича, концертная программа — он обогащал палитру звучания партией трубы, доносил музыкой слаженностью и исключительной красотой игры своей инструментальной группы.

Его игра всегда высоко ценилась дирижерами, о чем свидетельствует много интересных приглашений участвовать в том или ином музыкальном представлении. Для исполнения своих важнейших программ украинского трубача Валерия Посвалюка приглашали Юрий Симонов, Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Карло Цекки, Шарль де Лаконт, Луи де Форман... Представьте, что после исполнения «Петрушки» Игоря Стравинского Юрий Темирканов вывел на авансцену не первую скрипку, а украинского трубача Валерия Посвалюка. Именно его пригласил в свой престижный гастрольный тур Казанского симфонического оркестра в Москве Натан Рахлин...

КАК ОБЪЕДИНИТЬ ШКОЛЫ

Гильдия трубачей-профессионалов Украины, президентом которой он является, — не формальная, а очень действенная и активная организация, имеющая большое влияние на развитие и пропаганду музыки, написанной для древнего и вечно молодого инструмента — трубы. Прежде всего, она занимается организацией концертов, которые раскрывают малоизветный и несколько подзабытый пласт инструментальной музыки, в первую очередь эпохи барокко и тех направлений, которые сейчас рождает влияние американской духовой школы. Во-вторых, Гильдия является непосредственным организатором специальных конкурсов исполнителей на этом инструменте: Киевского открытого конкурса юных трубачей (2002), уже традиционного международного конкурса «Искусство ХХI в.» (2002, 2003, 2004, 2005, 2006), ежегодного Всеукраинского конкурса молодых трубачей им. М. Старовецкого (2000), Всеукраинского конкурса исполнителей на духовых инструментах им. Вячеслава Старченко (2005). Прекрасным начинанием Гильдии стал выпуск на компакт-дисках «Антологии украинских трубачей». Концепция издания, подбор произведений принадлежат Валерию Посвалюку. Сейчас он готовит следующий диск-том, который будет представлять современных ведущих трубачей-профессионалов Украины.

Творческая биография Валерия Посвалюка была бы неполной, если не сказать о его научно-педагогической деятельности. Вот уже много лет он сочетает инструментальное исполнение с работой заведующего кафедрой духовых инструментов Национальной музыкальной академии. Профессор Базельской консерватории и директор музея трубы в г. Бак-Закингене (Германия) Эдвард Х. Тарр писал в предисловии к книге Валерия Посвалюка «Искусство игры на трубе в Украине» (2006): «Я впервые услышал о богатом украинском наследии из его блестящего доклада, иллюстрированного исторической аудиозаписью 5 августа 1997 г. в Гетеборге (Швеция) во время проведения ежегодной конференции Международной гильдии трубачей (ITG). Впоследствии результаты исследований были опубликованы в нескольких статьях, одна из них появилась в ITG Journal 22/4 (май 1998) и даже в двухтомной книге «Трубачи Киева: прошлое и настоящее» (Киев, 2000; на русском и английском языках), где я имел честь быть редактором английского текста)... Валерий Посвалюк первым начал интеграционное дело объединения украинских трубачей с трубачами других школ...».

Эта цитата широко представляет научную деятельность Валерия Посвалюка, которая, однако, не ограничивается только этим аспектом. Он еще и автор ряда статей и методических разработок, в которых рассмотрен преподавательский опыт, проанализированы исполнительские традиции не только киевской, но и одесской, львовской, харьковской и донецкой школ. Но самым главным считает дело подготовки молодого артистического поколения, которое учит не только исключительно сложной технике игры на духовых инструментах, но и глубинному пониманию музыки, как неисчерпаемой сокровищницы культурного наследия многих народов и цивилизаций.

Василий ТУРКЕВИЧ, заслуженный деятель искусств Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ