Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Соломия Крушельницкая и Италия

16 ноября, 54 года тому назад, перестало биться сердце прославленной украинской певицы
14 ноября, 2006 - 19:59
СОЛОМИЯ КРУШЕЛЬНИЦКАЯ / ФОТО ИЗ АРХИВА

Похоронена Соломия Крушельницкая во Львове на Лычаковском кладбище, рядом с могилой великого Каменяра. И хотя умерла певица уже немолодой, однако смерть оперной примы ошеломила современников, ведь на ее исполнительское искусство время, казалось, не действовало...

Рим, Париж, Варшава, Петербург, Буэнос-Айрес, Мадрид, Нью-Йорк, Оттава — это далеко не полный перечень городов, где с триумфом выступала на сценах известных театров С. Крушельницкая. Но, бесспорно, особое место в ее биографии занимает Виареджо. В этом итальянском курортном городке, который расположен на западном побережье Аппенинского полуострова к югу от Генуи, испытала Соломия счастье в супружеской жизни и огромный успех как оперная певица.

Поселиться там она решила в 1904 году, выбрала дом в уютном квартале Пасседжата, между улицей Флавио Джойя и бульваром Кардуччи. С балкона Соломия могла любоваться фантастической красотой заката солнца и морем, которое бывало по-итальянски то кротким, то бурным, покрытым волнами, которые мистраль нагоняла друг на друга, и это, как упоминают источники тех времен, иногда напоминало певице поля Родины, на которых ветер колышет колосья.

— В Виареджо помнят и уважают Соломию Крушельницкую, — рассказывает директор мемориального музея «Вилла Пуччини» Симонетта Пуччини, — хотя со времени, когда певица навсегда покинула наш город, вернувшись в Украину, прошло уже 67 лет.

Недавно на доме, где жила украинская певица, была открыта мемориальная доска. Она установлена по случаю 100-летия триумфального исполнения Соломией главной партии в опере Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», и произошло это через три месяца после того, как премьера потерпела полное фиаско.

«По удачному стечению обстоятельств именно этой оригинальной певице из далекой и почти неизвестной страны судилось представить к восторгу всего мира один из музыкальных шедевров Джакомо Пуччини», — так оценивает заслугу С. Крушельницкой Антонелла Черретини в статье «Чистый образ над морем Виареджо: биография Соломии Крушельницкой», опубликованной в «Бюллетене истории и культуры» (2001, №1), который издает Институт истории провинции Лукка (к этой провинции административно относится Виареджо).

Автор обстоятельно рассказывает, как судьба свела украинскую певицу и итальянского композитора.

«Джакомо Пуччини еще в 1891 году, когда Соломия только начинала учиться в консерватории, переехал в Торре-дель- Лаго, вблизи Виареджо. В особняке на берегу озера Массачукколи маэстро искал тишины и покоя, чтобы посвятить все свое время музыке. В Торре-дель-Лаго он создал оперу «Манон Леско», премьера которой состоялась 1 февраля 1893 года в Турине в театре «Реджо». Впоследствии там же была представлена «Богема», но ее публика встретила несколько прохладно».

Первое, заочное, знакомство молодой певицы с Дж. Пуччини состоялось в конце 1894 года — во Львове Соломия пела в опере «Манон Леско».

Тем временем Дж. Пуччини упорно работает над новыми произведениями. 14 января 1900 года в Риме в театре «Констанци» композитор представил «Тоску», 17 февраля 1904 года в Милане на сцене Ла Скалы состоялась премьера «Мадам Баттерфляй». И там произошло непредвиденное: опера претерпела неудачу. Композитор, не дождавшись окончания спектакля, покинул театр и, подавленный, вернулся в Торре-дель-Лаго, чтобы в уединении разобраться, какова же причина этой неудачи. Он был уверен в творческом совершенстве своего произведения и решил внести лишь некоторые технические изменения в композицию, и стал задумываться над следующей постановкой и над вопросом: кто мог бы после провала оперы исполнить главную роль?

В тот момент и произошла личная встреча Соломии и маэстро. Наверное, уже никто точно не сможет сказать, друзья ли Пуччини нашептали ему на ухо об украинской певице, или ее слава уже дошла до него, ведь она перед этим с большим успехом выступила в Вене в операх Р. Вагнера. Как бы там ни было, но две уникальные личности встретились, и Соломия приняла предложение маэстро. О том, насколько серьезно отнеслась она к работе над новой ролью, свидетельствует хотя бы тот факт, что певица почти три месяца (пока шла подготовка к новой постановке) даже после репетиции не снимала одежду, которую носила на сцене, чтобы еще больше войти в образ японской гейши Чио-Чио-сан.

Наконец, наступил день 28 мая 1904 года. За кулисами театра «Гранде» в Бреших дрожит от ожидания Пуччини, волнуется Соломия, она преисполнена решительности вложить всю себя в мадам Баттерфляй. Результат известен: полный триумф.

Тогдашний беспрецедентный успех С. Крушельницкой еще и сейчас вызывает искреннее изумление и восторг у специалистов. Над этим феноменом задумываются исследователи истории итальянского театра Дж. Гуалерци и Дж. Рампоне в статье «Возвращение из прошлого» (Турин, 2000): «Чио-Чио-сан в интерпретации Соломии Крушельницкой была подана на высоком интеллектуальном уровне, но без ущерба для непосредственности и сценической правды образа героини, сущность и глубина которого могли, без сомнения, удовлетворить требования самого утонченного вкуса». И далее: «Ориентализм» Баттерфляй дал певице прекрасную возможность продемонстрировать свой изысканный артистизм».

Успех практически повторной премьеры оперы «Мадам Баттерфляй» стал переломным не только в жизни маэстро, но и Соломии, потому что она решила остаться в Виареджо.

В своем доме певица часто принимала гостей — актеров, музыкантов, почитателей театра. Такие вечера вскоре стал посещать тогдашний мэр города Виареджо, адвокат Альфредо Чезаре Аугусто Риччони (он родился 18 января 1868 года), который был поклонником таланта гостеприимной хозяйки. А еще больше — ее красоты.

Ухаживания сеньора Риччони были долгими, но в конце концов чувства возобладали, и двое влюбленных решили вступить в брак 10 июля 1910 года в Буэнос-Айресе, где в то время выступала Соломия...

Супруги жили в доме певицы в Виареджо. Как свидетельствуют предания, которые дошли с тех времен, внимание горожан, особенно женщин, к Соломии еще больше возросло. Они с нетерпением ждали ежедневной прогулки привлекательной пары, чтобы рассмотреть прическу и каждую подробность в одежде С. Крушельницкой, ведь она была само совершенство во всем...

И еще вернемся к мемориальному музею «Вилла Пуччини». В его экспозиции есть немало фотографий, на которых Соломия изображена в разных ролях в операх Дж. Пуччини. Есть также фотография певицы с композитором, когда они в 1904 году находились в Каире (кстати, это фото можно увидеть и в музее С. Крушельницкой в Белой вблизи Тернополя). Собраны также и публикации в прессе, исследования специалистов. В частности, фонд «Фестиваль имени Пуччини» в 2003 году положил начало серии статей, которые выходят отдельными изданиями и посвящены выдающимся певцам прошлого. Первая публикация музыковеда Лизы Доменичи рассказывает об украинке Соломии Крушельницкой и итальянке Амелии Каролу, а на обложке помещена фотография Соломии в роли Мадам Баттерфляй.

Жизнь певицы проходила в курортном городке спокойно и счастливо до 1936 года, когда не стало ее мужа. После смерти Чезаре Риччони С. Крушельницкая все больше склоняется к мысли вернуться на Родину. 23 апреля 1937 года она обратилась за разрешением, чтобы ей выдали заграничный паспорт.

Унаследованную уникальную коллекцию книг Соломия решила подарить местной коммунальной библиотеке. И теперь этот сборник находится в пользовании классического лицея. Поэтому не одно поколение читателей с благодарностью вспоминает этот благотворительный взнос С. Крушельницкой в развитие культуры Виареджо.

В 1939 году она навсегда покинула солнечный и приветливый итальянский городок, который дольше всего радовался присутствию всемирно известной певицы.

...Виареджо. Сейчас он насчитывает более 60 тысяч жителей. Город известен своими знаменитыми карнавалами, парусной регатой, литературным конкурсом и, бесспорно, музыкой Пуччини, а также продолжает хранить в памяти благодарных потомков чистый образ своей бывшей жительницы Соломии Крушельницкой.

Владимир ЛУЧКАНИН, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ