В Одессе завершился ХVІІІ Международный фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки». Этот ежегодный апрельский форум современного искусства является примером сотрудничества государственных учреждений с творческими объединениями, общественными организациями, местными благотворительными и международными культурными фондами. Фестиваль, в частности, проводит созданная в Одессе в 1995 году Ассоциация «Новая музыка» в сотрудничестве с Национальным союзом композиторов, Национальным комитетом Международного Музыкального Совета и другими творческими организациями Украины при поддержке Министерства культуры Украины, Одесской облгосадминистрации, областного и городского советов. Авторами и главными «режиссерами» Фестиваля являются известный украинский композитор Кармелла Цепколенко (артистический директор), один из ведущих представителей современной музыки Германии, дирижер Бернгард Вульф (президент) и неизменный директор Фестиваля Александр Перепелица.
Одесский форум достиг своего совершеннолетия и стал неоспоримым явлением современной культуры не только в Украине, демонстрируя мировое композиторское творчество ХХІ века. Большинство из почти 90 произведений, прозвучавших в Одессе, написаны в последнее десятилетие, немало из них исполнялись впервые. На фестивальном подиуме была представлена музыка 32 стран. «Два дня и две ночи...» имеют уже постоянных стран-друзей и вместе с тем приобщают каждый раз новых представителей. В частности, в этом году впервые приехали музыканты Словении и Казахстана.
Во многом в Одессе формируется лицо современного творчества. В первую очередь благодаря фестивалю «Два дня и две ночи новой музыки» расширилось представление о новой музыке, которую еще недавно связывали с сугубо технологическими поисками (пуантилизм, алеаторика, серийная техника, минимализм и т.д.). В число новой музыки вошли образцы этнического искусства разных народов. Фестивальная палитра демонстрировала, в частности, уникальное аутентичное монгольское пение Самдандамбы Бадамхорол, звучание фольклорных литовских инструментов канклес и бирбине (Айсте Бружайте, Ирмантас Андрюнас).
Уникальный формат Одесского фестиваля, который проходит на протяжении двух дней и двух ночей в формате музыкального «нон-стопа», переняли и другие страны: в Монголии, Азербайджане, Северной Корее, Вьетнаме, Киргизстане возникли его сателлиты. А после нескольких посещений Одессы менеджером Дрезденских «Дней современной музыки» Андреасом Лоренсом фестивали в Германии уже три года подряд проходят в жанре одесских «Двух дней и двух ночей».
Вместе с тем биография фестиваля в Одессе является биографией формирования взаимоотношений музыкальной культуры новой Украины с современным художественным миром. В ХХІ веке Украина, имея доступ к мировой культуре, уже сама добывает право в ней на собственный голос. В частности, фестиваль в Одессе активно способствует появлению совместной художественной копродукции: значительная часть представленных на нем произведений возникает в результате сотрудничества украинских и зарубежных музыкантов. Скажем, недавно в Венской камерной опере состоялась премьера монооперы Кармеллы Цепколенко, которая звучала наряду с монооперами ее коллег из Австрии и Венгрии, в исполнении известного австрийского певца Руперта Бергмана. Один из ведущих мастеров современной оперного искусства Руперт Бергман представил в Одессе еще одно произведение известного украинского композитора — Юлии Гомельской. Именно он обратился к нашей соотечественнице с предложением написать для него монооперу и приобщил к этому проекту австрийского поэта Карла Марию Кински.
Каждый раз фестиваль «Два дня и две ночи» отражает определенные, характерные для современного искусства явления. В частности, ведущим на ХVІІІ фестивале стал жанр мини-монооперы, который представил популярную разновидность современного сценического искусства. В Одессе он был презентован также произведениями украинских композиторов Виктории Полевой, Людмилы Самодаевой и их коллег: Ирис тер Шипгорст (Германия), Элизабет Шиман (Австрия), Кэти Берберян (США), Шимон Восечек (Чехия), Рики Наримото (Япония), Цветы Димитровой (Болгария), Кристиана Орозко (Эквадор).
Творческое сотрудничество соединило Владимира Рунчака и духовой квинтет Казахской филармонии. На Фестивале в их выполнении звучала музыка казахских и украинских авторов. Ярко презентовал новую музыку Румынии и Словении ансамбль современной музыки из Словении MD7, включивший в свою программу произведение Кармеллы Цепколенко.
Замечательный дуэт из Великобритании «Musik on the Edge» (флейта, кларнет, саксофон), впервые принимавший участие в Фестивале, также включил в свою программу произведения украинских композиторов — Александра Шимко и Аллы Загайкевич. Предложил исполнить образец украинской музыки и необычный для концертной практики дуэт солистов-контрабасистов — Ушия Мартинес Ботана (Испания) и Ристо Вуолане (Финляндия): по их просьбе Кармелла Цепколенко переложила свое произведение, написанное для альтистов Лондонского Симфонического Оркестра.
Объединение в интернациональные музыкальные коллективы уже давно является типичным признаком в современном музыкальном мире. Одесский фестиваль активно способствует созданию совместных исполнительских ансамблей. Такие международные группы создаются в Одессе для презентации международных проектов. Например, для исполнения на последнем Фестивале моноопер объединились на основе ансамбля «Senza Sforzando» под руководством его артистического директора Александра Перепелицы-младшего музыканты Украины, Австрии, Эквадора и Китая и др. Этот замечательный молодежный ансамбль, рожденный Фестивалем, представил также музыку композиторов Украины и России: российские композиторы Юрий Гонцов и Александр Рындин стали специальными участниками ХVІІІ фестиваля.
В сущности, каждый из представленных на фестивале в Одессе творческих образцов продолжает присущую современной музыке театрализацию и поиски новых форм исполнения. Так настоящим концертным зрелищем стали выступления Ансамбля перкуссий Фрайбургского музыкального университета под руководством Бернгарда Вульфа, «Дуэль-дуэт» тромбона и фортепиано Дирка Амрайна и Юрга Геннебергера (Германия-Швейцария), швейцарско-немецко-белорусского ансамбля «Inverspace», замечательный брас-квинтет медных духовых инструментов «Мажор Киев», который впервые принял участие в Одесском форуме. Соло-солиссимо известного украинского баяниста Романа Юсипея звучало как инструментальный монолог-представление современной баянной музыки Украины и России.
Настоящим открытием стал на Фестивале ансамбль «Neue Stuttgart Vocalsolisten», который впервые приехал в Украину и поразил слушателей мастерством и новизной исполнительских возможностей. Этот квартет представил произведения композиторов Германии, Италии, США, Финляндии, Ирландии. Приезд на Фестиваль одного из ведущих ансамблей в области современной музыки стал возможным благодаря финансовой поддержке Немецкого культурного центра — Гете-Института в Киеве и Немецкого культурного центра «Баварский дом, Одесса». Постоянным партнером Одесского фестиваля выступает также Посольство Государства Израиль. При его поддержке в Одессу приехали из Израиля композиторы Владимир Школьник и Анастасия Садомски, произведения которых исполнил уже упоминавшийся «Senza Sforzando».
Фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки» в Одессе, который уже давно стал брендом не только музыкальной Украины, но и всей новой музыки, вырастил уже несколько новых поколений музыкантов и слушателей.
КОММЕНТАРИИ
Юрий КРУЛИКОВСКИЙ, генеральный директор Фонда содействия развитию искусств (Украина):
— Весна всегда ассоциируется для всех любителей музыки с таким в Одессе известным и прекрасным фестивалем, как «2 дня и 2 ночи новой музыки». Честно скажу, мое личное отношение к тому, кто является подлинной элитой нашей страны, — это люди, посвятившие свою жизнь академическому музыкальному искусству. Ведь музыка — именно то, что объединяло и будет объединять людей во все времена. Она владеет единым, понятным каждому языком и не знает границ. И фестиваль одесский каждый раз — уже в восемнадцатый — удивительно цельная и творческая картина того, как композиторы и музыканты-исполнители слышат сегодняшний мир. Наш фонд все годы по мере сил поддерживает и будет поддерживать это грандиозное событие культурной жизни не только Украины, но и мира.
Владимир Рунчак, композитор и дирижер (Украина):
— В нашей жизни сейчас есть много наносного, о чем, тем не менее, пишут и говорят. Одесский же фестиваль Новой музыки действительно достоин самых высоких похвал. Я поздравляю Украину, что она имеет такую высочайшую международную трибуну, где собирает лучшее, что создано в нашей стране и за рубежом, для демонстрации этого в весенней Одессе. Меня восхищает энтузиазм организаторов фестиваля, которые уже в 18-й раз собирают лучших музыкантов и лучшую публику. Лишь тот, кто ничего не делал, не знает, как это сложно. Для меня этот фестиваль — лучший в Украине. К сожалению, я не был на первых фестивалях, но когда приехал сюда впервые (а это было уже давненько), понял: это тот форум, которого Украине по-настоящему не хватало. Это фестиваль качества, фестиваль будущего, сюда хочется приезжать, показывать свою музыку. Здесь собирается все лучшее, что есть в Украине и в мире. Здесь я приобрел много друзей — коллег-композиторов и музыкантов-исполнителей, с которыми мы дружим и осуществляем совместные проекты. Не будь фестиваля, не было бы таких встреч и многое не было бы написано. За это отдельная благодарность Кармелле Цепколенко, Бернгарду Вульфу и Александру Перепелице-старшему. Цитируя самого себя, скажу — мир поделен на две части: тех, кто уже был и постоянно участвует в этом фестивале, и тех, кто еще только должен здесь быть. Тогда международных проектов, рожденных в Украине, будет еще больше.
Бернгард Вульф, соучредитель и президент фестиваля, профессор Фрайбургской консерватории, перкуссионист и дирижер (Германия):
— Наш фестиваль является самой большой платформой для современной музыки в Украине. Каждое настоящее искусство нуждается в диалоге с другими искусствами. Без плотного сотрудничества с североафриканскими странами, с испаноязычными странами у нас не было бы таких инструментов, как труба, флейта и гитара. Наш фестиваль также способствует развитию новых систем и нового исполнительства. Вопрос в том, что такое искусство, что такое музыка... Чтобы понять это, нужно обладать интеллектом на нескольких уровнях. Для этого необходимы условия: креативность, вдохновение и видение. И еще необходимы ваши собственные ощущения в конкретный момент. Чистота помыслов, которая дает нам возможность создавать какие-то концепции, реальной этики. Именно для этого нужен многогранный интеллект, пробуждающий наше вдохновение. Это всегда очень индивидуальный и очень личный поиск. А само искусство демонстрирует нам то, что мы еще не открыли до этого, какие-то детали, которые прошли мимо нас. И у создателя музыки, по сути, та же задача — обратить внимание на детали, которые ранее не были такими очевидными большинству. Мне, например, неинтересен композитор, который показывает то, что я слышал уже сотни раз. Он должен сделать что-то, что позволит мне увидеть этот мир лучше. Для этого используют различные инструменты, танцы, инсталляции. В свою очередь публика должна быть максимально открыта для восприятия нового и готова дать работу своему разуму. Бывает так, что творец не совсем уверен в своей работе. Тогда это лишь потеря времени. Но иногда, прослушивая сотни произведений, ради двух-трех ярких, самобытных стоит того.
Реувен Дин Эль, Чрезвычайный и Полномочный Посол государства Израиль в Украине:
— Наше посольство уже не один год поддерживает этот уникальный праздник современной музыки. Я очень рад, что на этой сцене каждый год выступают музыканты из Израиля, исполняются произведения наших композиторов, органично вписывая нашу музыкальную культуру в современный контекст. Получая отзывы участников фестиваля, отмечаю, с какой теплотой они вспоминают свои концерты в Одессе, чуткую, внимательную атмосферу и заинтересованное внимание организаторов к каждому из них. От всей души благодарю тех, чьими стараниями фестиваль проходит уже в 18-й раз, и желаю организаторам вдохновения, новых проектов и удивительных открытий.
Кармелла Цепколенко, арт-директор фестиваля, композитор, профессор Одесской государственной музыкальной академии им. А. В. Неждановой:
— Фестиваль воспитывает нашу молодежь. И это не просто слова, сегодня в нем участвуют молодые ребята, которых 18 лет назад еще не было. Они учились на этом фестивале, не пропуская ни одного концерта. Сначала были зрителями, теперь сами стали участниками. Это замечательные молодые композиторы и музыканты-исполнители. 48 часов прослушанной музыки не улетучиваются просто так, они оседают в подсознании и рождают потрясающие идеи и проекты (одно из главных «последствий» нашего фестиваля).