Без непримиримости дефиниций, скандалов наподобие «я тоже так могу!» прошло экспонирование в Музее современного украинского искусства Корсаков выставочного проекта «Dokumento essе» Анастасии Подеревянской и Александра Смирнова. С учетом определенной провокативности формата ожидалось бурное выплескивание отрицательной энергии со стороны зрителей. Однако, то ли наш современник на самом деле добился значительных успехов в понимании новейших художественных практик, то ли — научился хорошо имитировать компетентность: в каждом случае удивлением для музейщиков была, скорее, не скандальная атмосфера хода выставки, а наоборот — заостренное внимания к авторским техническим и технологическим приемам, попытки погружения в мир представленных образов, неединичное и по-настоящему профессиональное смакование стилистикой. Следовательно, можно с уверенностью заметить, что молодые, однако действительно известные в украинском арт-пространстве художники Анастасия Подеревянская и Александр Смирнов этим проектом завоевали немало новых фанов своего творчества, поставив перед критикой, да и всем художественным сообществом, много актуальных и даже щекотливых вопросов.
Характерным признаком проекта «Dokumento essе» является неожиданно интересное сочетание не всегда сочетаемых вещей. По-классически весомые, лаконичные, почти по-пуритански сдержанные стилистические средства Александра Смирнова и преисполненные страстей, неистовства, бурлескной риторики, азартного жонглирования эстетикой маскультуры объекты Анастасии Подеревянской создавали в выставочной среде невероятное эмоциональное напряжение. Круглая скульптура, рельеф, декупаж на грани с живописью и гобеленом — все в целом как бы наполненный ассоциацией поэтический текст, погруженный в екзистенционную глубину. Здесь — огонь ритмов, неистовая игра красок, чувственность вплоть до грубости, поразительная наивность и, в то же время, печаль и определенный драматизм. Однако является ли самоцелью проекта буффонадно-балаганный разгул страстей? Оставляя далеко за бортом искушение банальным эпатажем, без намека на пафос или пролеткультовские заявления «о новаторстве», Анастасия Подеревянская и Александр Смирнов с настоящей изысканностью пользуются известными открытиями времен модернизма, когда рядовой предмет приобретает особое содержание в среде выставочных залов, трансформируясь в метафору или философские обобщения. Интеллектуальность, хорошая академическая подготовка, обстоятельные знания в области изобразительного искусства не позволяют им экспериментировать в угоду амбициозному «не так, как все!». Приоритеты этих мастеров — взвешенные и осмысленные, их поиски направлены к другому. И хотя поверхностный уровень восприятия проекта не исключает провокативного высмеивания, насмешек и даже сарказма, в каждом произведении звучит щемящий лейтмотивом стремления художников опять отыскать «в человеке человеческое», напомнив ему в это время катастрофических дисгармоний о старых и извечных ценностях: Любви — Нежности — Преданности — Искренности, которые действительно способны спасти мир.
Композиции панно Анастасии Подеревянской построены из деталей бэушной одежды, кусочков, сотлевшей от времени, вышивки, пожелтевшего кружева, старомодных салфеток из бабушкиного серванта, фрагментов игрушек, афиш, вышитых рушников. Они словнотени прошлой жизни. Историческое течение времени, неумолимый ход дней, минут, секунд... О том, как нынешнее становится прошлым, говорят эти предметы. В стремительной круговерти времени, под давлением исторических реалий, социальных условий, общественных переломов вещественный мир подвергается постоянным трансформациям. Поэтому банальный предмет: обертка дешевого мыла или бутылка из-под пива способны отразить не только стилистические тенденции эпохи, но и определенное измерение бытия, индивидуально пережитые моменты радостей, успеха, сожаления. Вводя подобную продукцию в плоскость своих произведений, Анастасия Подеревянская не просто делает вызов консервативным вкусам, а создает удивительные композиции, подчеркивает в них едва скрытую печать вечности, побуждая зрителя почувствовать сердцем или прочесть умом результаты ее авторских исследований о вещах далеко непростых, таких, как: смысл бытия, прошлое, сегодняшнее, будущее. С помощью этих, порой смешных, деталей с ярмарочных полок она доносит до современника важную истину о неповторимости каждого мгновения, словно заставляя его осмыслить себя и собственную жизнь в измерениях вечного.
Особую непосредственность и лирическую окраску произведениям Анастасии в проекте «Documento esse» придают листы школьных тетрадей ее сына — реального ученика, с его выполнением реальных заданий, оценками и замечаниями реальных учителей. С помощью этих фрагментов, которые в руках художницы приобрели содержание артефактов, утверждается главная идея всего проекта — зафиксировать, отразить, наконец задокументировать наше время во всем разнообразии его проявлений.
Ироничные, а в чем-то и по-настоящему трогательные образы произведений Александра Смирнова усиливают эмоциональную тональность всего проекта. Однако едва уловимый персональный оттенок, невыразительное ощущение тревоги, исходящее от его лаконичной пластики, побуждают зрителя сосредоточиться на других мировоззренческих парадигмах. Оставляя вне поля зрения стереотипы сегодняшнего мира с его суетой, жадностью, манерностью, художник ищет в искусстве духовное равновесие и гармонию. Не хаос предметной среды, не тотальная материализация человеческой жизни, а сам человек с его ранимой, возможно, заблудшей, однако, нетленной душой, в центре его творческих поисков. Авторские жесты Александра Смирнова лишены морализаторства. Его посылы направлены к тем, кто способен услышать. Почти в каждой работе скульптора — абрисы человеческих фигур: праведников, грешников, святых. Он пристально всматривается, словно пытаясь осмыслить и запечатлеть человеческий облик. Он по-настоящему провоцирует современника вспомнить слово поэта: «Ти знаєш, що ти людина? Ти знаєш про це чи ні?», призывает взглянуть на реальность именно сквозь призму этих нетривиальных идей.
Художественный проект «Documento esse» — это взаимовлияние и пересечение высокого искусства и поп-культуры, которые, по утверждению авторов, сейчас уже невозможно разъединить, разве что попытаться принять во всей исчерпаемости художественных наслоений.