В дни, когда Василию Стусу должно было исполниться 70 лет, он мог быть среди нас. Но его нет. Нет более 20-ти лет, потому что поэт успел прожить меньше пяти десятилетий, погибнув в советском концлагере в России. Умер Стус несломленным, и все эти годы его пример стучит в сердца украинцев — чтобы не забывали, чтобы боролись, чтобы побеждали...
Откровенно говоря, когда недавно перечитывал стихотворения поэта, особенно ранние, то вдруг словил себя на мысли, что драматические коллизии его судьбы постепенно сменили светлое восприятие жизни, которое присуще в молодые годы, на трагическое и в определенной степени проводническое. Но я так и не решил для себя, хотел ли он умереть, чтобы смертью утвердить свои идеалы? Возможно, профессиональные исследователи жизни и творчества Стуса скажут, что это не вопрос. Михаил Слабошпицкий говорит, что его образ — как правозащитника и борца, омрачает в общественном восприятии самоценность созданной им поэзии. Однако для Леонида Мыколаенко, автора книги стихотворений «Шлях на Голгофу» (подзаголовок «Пам’яті Василя Стуса»), которая готовится к печати в житомирском издательстве «Полісся», убеждение, что тот уже в наши времена повторил подвиг Иисуса Христа, является краеугольным и определяющим. К сожалению, нельзя сказать, что это имя является широко известным среди писательской когорты. Хотя, будучи в 60-х годах прошлого века студентом филологического факультета Житомирского педагогического института, он встречался с рядом тогдашних художников украинского слова, в том числе Олесем Гончаром. А за горячее публичное выступление в защиту романа последнего «Собор» чуть не «вылетел» из института, а некоторые компартийные боссы даже угрожали ему за это тюрьмой. Как признается сейчас сам Леонид Федорович, возможно, тогда от тюрьмы спасло его то, что первый секретарь Житомирского обкома КПУ Терехов оказался достаточно умным человеком и не дал команды на преследование молодого студента. Следовательно, впоследствии дипломированному филологу (потом еще историку) пришлось и учителем поработать, и поруководить на педагогической ниве. Однако с наибольшей гордостью он вспоминает о тех 20-ти годах жизни, когда возглавлял сельскую власть в Мирополе, что на Житомирщине. Вспоминает, как проводили газ, укладывали дороги, словом, обустраивали городок, как могли. Собственно, такой долгий срок пребывания во главе общины сам по себе вызывает уважение, потому что свидетельствует о доверии людей. Это, так сказать, общественная ипостась. А для души были экскурсы в исторические хроники, и были стихотворения. Еще — новеллы и рассказы. Созданные на эпическом историческом фоне, или, наоборот, проникнутые глубокой лирической душевной болью. Написанные многочисленные литературные пародии были напечатаны в местной прессе. Упомянутая книга будет третьей в заделе бывшего поселкового глaвы — до нее изданы сначала «Зурочений євшан» (евшан — это, в соответствии с древними легендами, снадобье, которое пробуждает чувство любви к Родине), несколько позже появился сборник «Осягнення суті». Сами названия уже свидетельствуют о стремлении автора проникнуть в значение исторических событий и человеческих порывов. На этом пути он и встретился с Василием Стусом — коллизии собственной судьбы, жизненные принципы послужили толчком для восприятия драмы жизни и творчества поэта всеми глубинами души. Уже во втором сборнике этому посвящен отдельный раздел, который и послужил основой для новой книги. Однако «цикл Стуса» появился не в одно мгновение — в нашем разговоре, который состоялся в его доме в Мирополе, Леонид Федорович рассказал, что к этой теме он обращался за вдохновением, отдельными импульсами, которые выливались в несколько стихотворений. Теперь их хватало на отдельную книгу. Но сам неоднократно подчеркивал, что, рискнув в них выступать от имени погибшего поэта, не стремился «пополнить» творческое наследие Стуса. Потому что, как утверждал в одном из стихотворений, от художника такого уровня «говорить могут лишь апостолы в день праздника»... Названия стихотворений, большая часть которых вдохновлена теми или иными строками Василия Стуса, говорят сами о себе: «У кожного своя епоха», «Домовить слово», «За Україну рветься серце», «В безмежжі простору», «Вибрав сам я дорогу», «Подай, як святочну обнову», «Думки не затиснути в бетон»... Собственно, весь цикл можно охарактеризовать как современную апологию Стуса, написанную человеком, который душой воспринял его творчество, позицию, которая утверждает, что личность выдающегося поэта является ценной, в первую очередь, как эталон высокого достоинства и чести.