Единственный в Украине театр пластической драмы существует в Кривом Роге и своим названием — «Академия движения» — все 45 лет творческой деятельности доказывает верность выбранному жанру, демонстрирует палитру оригинальных сценических поисков, продолжает совершенствование эстетических задач невербального театра. Этот уникальный коллектив местные поклонники называют просто «Театр Бельских» по фамилии его очнователей, руководителей и неизменных вдохновителей — Александра и Антонины Бельских. Эти мастера и их единомышленники едва ли не основной своей миссией считают идею пропаганды пластического театра, идею влюбленности в свое искусство широкой общественности криворожцев.
Кроме мощной репертуарной афиши, «Академия движения» делает много творческих акций, наилучшим образом представляет пластическое искусство. Так, в прошлом году было возобновлено проведение Международного фестиваля «Мим-сессия», где искусство жанра сценического молчания представляли украинские и зарубежные коллективы. Должен быть этот фестиваль и в этом году, но пандемия коронавируса помешала проведению масштабного действа. Но неутомимые энтузиасты своего дела Бельские нашли способ еще раз напомнить о своем любимом искусстве.
Возникла идея проведения на базе Театра «Академия движения» Всеукраинской лаборатории музыкально-пластического искусства. К ее воплощению активно подключились Днепропетровское межобластное отделение Национального союза театральных деятелей Украины и Управление культуры исполкома Криворожского городского совета. В названии Лаборатории была воплощена ее главная тема: «Пантомима как многофункциональная основа мастерства актера и режиссера театра». Работа, к которой были привлечены профессиональные актеры Кривого Рога, Херсона, Калуша, Днепра, студийцы, творческая молодежь, была разделена на теоретическую и практическую части. Участники Лаборатории имели возможность услышать доклады: «Режиссерский анализ драматического произведения на основе пяти событий. Выразительность сценической речи в драматическом и музыкально-пластическом искусстве» (Владимир Федоров) и «Разнообразие пластического языка в спектаклях современных украинских театров» (Алла Подлужная). В практической части Лаборатории состоялся мастер-класс «Методы, техники, ресурсы в работе с телом актера» директора-художественного руководителя Театра «Академия движения» А.Бельского. Пластическими секретами работы с собственным телом для достижения успеха в спектакле поделилась балетмейстер, педагог и актриса Ольга Санина (Херсон).
В рамках Лаборатории была проведена презентация книги «Феномен Бельского» Аллы Подлужной (Издательство АВІАЗ). В ней приняли участие представители более 50 библиотек Кривого Рога, и теперь читатели смогут узнать о творчестве своего известного земляка. Таким образом, будет еще больший резонанс о таком местном культурно-художественном центре, как Театр «Академия движения».
Для обсуждения участникам Лаборатории были представлены два спектакля «Академии движения», яркие образцы возможностей пластического искусства и силы эмоционального воздействия на зрителей. Переосмысление мифа о Дон Жуане предложил режиссер А.Бельський в пластической драме «Дон Жуан» по мотивам «Маленьких трагедий» Пушкина. Здесь всемирно известный обольститель женщин предстает в образе силы, которая ради удовольствия способна разрушать вечное и прекрасное. Экспрессия музыки, хореографического рисунка передает противостояние человека и фатума, бесспорность расплаты за содеянное. Для Дон Жуана нет ничего святого, его пример порождает уродливых последователей, апологетов вседозволенности в отношениях и морали. Движение Командора здесь звучит шагами судьбы, от карательного меча которой не скрыться никому и никогда.
Пластическая драма «По ту сторону кургана» создана по мотивам легенд Древней Скифии. Режиссер Сергей Бельский обращается к историческому прошлому. Криворожский курган — прообраз Египетской пирамиды, скрывающей загадки веков. В украинском кургане не меньше тайн, поэтому спектакль предлагает заглянуть по ту сторону тайны веков. Сценическое пространство свободно, черный кабинет подчеркивает глубину сцены и создает объем, необходимый для повествования — ощущение широты и свободы скифских степей. На темном фоне графически выглядят фигуры воинов, жрецов, древних людей племени. Спектакль разделен на тематические картины, которые создают сюжетную канву Вселенная, Скифы, Дары, Братья, Руда, Жизнь. Действие сопровождает не музыка, а скорее, звукоряд, ряд тревожных звуков, передающих состояние повествования. Пластический рисунок взаимодействия персонажей причудливый, выразительное противостояние массы и индивида. Стройность рядов воинов противостоит хаосу природы, которая является для древних людей угрозой. Конфликт человека и природы используется постановщиком в сценах противостояния и воинственных стычках сложными конфигурациями траекторий движений, широкими мазками построений мизансцен. Ценность художественной интерпретации театром темы древних легенд состоит в попытке опоэтизировать Криворожье, этот суровый промышленный край, рассказать о его истории вдохновенно, средствами яркой театральности.
Подводя итоги работы Лаборатории, ее организаторы выразили надежду, что в следующем году будет возможным провести очередной Фестиваль «Мим-сессия», на котором искусство пластической тишины «зазвучит» полноценно, мощно и впечатляюще.