Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спектакль «Леди в лавандовом» Полтавского областного театра кукол

Маршрут №5. «Театральный туризм» — «День» продолжает серию публикаций о лучших спектаклях ведущих украинских театров, которые соревновались на фестивале-премии «ИГРА»
22 февраля, 2022 - 15:06

Спектаклем «Леди в лавандовом» по новелле британского прозаика и драматурга Уильяма Джона Локка – главный режиссер Полтавского областного театра кукол Нико Лапунов продолжает развивать направление взрослых, вечерних  спектаклей в детском кукольном театре, что здесь внедряется, очевидно, стратегически. Ничего нового для таких театров в Европе, но все еще продолжает обращать на себя внимание, как нестандартное явление, в областных центрах Украины. И если для самих театров  такая репертуарная политика уже привычна – публика, приученная к детским утрам и соответствующему репертуару, – до сих пор удивляется.

       Хотя, кажется, полтавчанам уже удалось сломать эти стереотипы. На спектакле, который мы смотрели в рамках просмотров фестиваля-премии «ИГРА» был полнейший аншлаг, и среди зрителей были целые группы, специально и организовано приехавшие из районных центров области.

       Надо отметить, что такая реакция – не безосновательна. Созданную Нико Лапуновым в безграничном порыве нежности, светлой печали, пропитанную импрессионистическим настроением, лавандово-сиреневой гаммой цветов и пронзительной музыкой испанского композитора Хавьера Наваррете, сотканную из полутонов постановку, следует назвать спектаклем-ощущением. Он завораживает, не оставляет никого из зрителей безразличным, заставляет поднять из глубин души волны, забитые реалиями – щемящей боли, живых непосредственных эмоций и искренних реакций, даже слез. Этого так не хватает иногда в современном театре.

    В своей инсценировке  режиссер переносит действие новеллы, написанной в самом начале прошлого века, в годы Второй мировой, только намекая на современную войну через звуковой фон военных баталий и видеопроекцию на заднике, тревожные  новости из радиоприемников, упоминание в контексте героя Андреа еврейских погромов в Польше и фабульную коллизию спасения беженца материковыми жительницами. Весь этот ужасный, злой, катастрофический мир находится за пределами этого «кукольного» домика на берегу океана, в котором жизнь застыла где-то в  счастливом детстве двух пожилых героинь. Как вдруг, ночной шторм выносит на их одинокий берег молодого человека-иностранца. Из-за него в их размеренную, неэмоциональную, едва окутанную  лавандовыми  оттенками жизнь, которая постепенно угасает, – врывается молодость, чувство, экспрессия, музыка, а с ними и отзвук войны.

     Леди начинают выхаживать юношу и... жить. По  Лапунову – Дженет и Урсула – все еще две маленькие девочки, что играют в куклы, воссоздают ритуалы чаепития с целым набором детской «посудки», доставая из старых, побитых молью чемоданов свои игрушки (в частности, и персонажей, лишенных человеческой ипостаси в спектакле) – счастливую мгновенность прошлого, потерянные надежды, неосуществленные мечты.

      Куклы-тильды – двойники героев, а хрупкий кукольный мир, лавандовые платья, «лавандовый» свет и даже горшки с лавандой (сценограф и художник  по костюмам Нико Лапунов), – работают на атмосферу, которая сохраняется в течение всего спектакля, делает ее на удивление целостной и немного иллюзорной. Ведь весь этот предметный мир, все эти тонкие материи в буквальном и переносном значении могут быть и сном, и виденьем, и фантазией.

   Сочетание визуальных компонентов, определенной невесомости, мягких и приятных глазу красок, музыки с психологически тонкой, выразительной, эмоционально окрашенной игрой Аллы Витряк (Дженет) и Валентины Щекиной (Урсула) – вызывает исключительное ощущение гармоничности. Образ Андреа, сыгранный Сергеем Мамоном – лишь наметанный немного. Возможно, этого и достаточно.

      В финале, когда происходит триумф польского скрипача Андреа Моровски в Королевском Ковент-Гардене, а кукольные домики героинь превращаются в ложи театра, в которых сидит кукольная публика, – под проницательные звуки сольной скрипки начинается налет фашистов на Лондон, воет сирена, которая заглушает прекрасную музыку. Режиссер усиливает драматизм ситуации, да и всей истории, выводя на проекцию кадры кинохроники с самолетами-бомбардировщиками. За этим ходом, кажется, стоит еще один намек: поражение в «войне» за сердце юноши двух сестер.

      Эмоциональная и эстетическая составные «Леди в лавандовом» – тонко прочувствованы и сбалансированы, поэтому спектакль стоит посмотреть, съездив в Полтаву. Поскольку именно таких, ювелирно выверенных, эстетских спектаклей не так уж и много среди премьер последних «холодных» лет.

 

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ