Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спор лириков, комиков и трагиков до сих пор актуален

Премьера оперы «Любовь к трем апельсинам» нашего земляка Сергея Прокофъева стала знаковым событием, и не только на харьковской сцене
11 июля, 2019 - 11:34

Харьковский национальный академический театр оперы и балета им.Н. Лысенко («Восток Opera») традиционно завершает театральный сезон масштабным фестивалем. Его идея — парад самых ярких событий 143 сезона: за три недели  публика имеет возможность увидеть спектакли , которые представляют яркую и разнообразную палитру оперных и балетных премьер, а также представлений прошлых лет, которые выбрали из рейтинга наилучших сами зрители. Без сомнения, долгожданная премьера одной из самих радостных опер ХХ века — «Любви к трем апельсинам» нашего земляка Сергея Прокофъева стала знаковым событием, и  не только на харьковской сцене.

Напомним, менее трех месяцев пройшло со дня предыдущей премьеры  балета Прокофъева «Ромео и Джульетта». Но если о нем  можно сказать, что «нет повести более грустной в мире.», то веселее оперы «Любовь к трем  апельсинам» мало что можно  вспомнить. Написанное  еще в 1919 году, это произведение стало первой комичной оперой молодого композитора и содержит лучшие черты его неповторимого стиля. Причем в Харькове «Любовь к трем  апельсинам» теперь поставлена впервые на профессиональной сцене (хотя в конце прошлого века состоялась ее постановка в Оперной студии Харьковского университета искусств).

История меланхоличного Принца, которого нужно рассмешить, чтобы он не умер от отсутствия позитива, отправляет в фольклорное и театральное прошлое, откуда и тянутся истоки этого непритязательного, но захватывающего  сюжета. Первым, кто выдумал «Любовь к трем  апельсинам «, был драматург и сказочник ХVІІІ века Карло Гоцци, чей сарказм был направлен на творчество соперника по театральной сцене Карло Гольдони. А в начале ХХ ст.  идеи Гоцци  взяли на вооружение гений режиссуры Всеволод Мейерхольд и его соратники. Они даже выпускали журнал с таким названием, видя смысл сценического искусства в искренней театральности и наиболее полном использовании театральных традиций.

Потом эстафету принял Сергей Прокофьев, композитор, который вел себя с классическим наследством без лишних церемоний, но позже маэстро занял место на музыкальном Олимпе рядом с признанной классикой.

Какие образцы нужно создавать художникам? Кто должен быть их зрителями или слушателями? Эту неотложную и до сих пор проблему постановщики вслед за композитором (он же автор либретто) выносят в пролог своего зрелища и наподобие капустника иллюстрируют  ироническими лозунгами  — глуповатыми парафразами еще с советских времен. Однако спор лириков, комиков и трагиков актуален на все времена и, как по мне, не нуждается в лишнем толковании. Тем более, что с открытием занавеса зритель харьковского представления попадает в водоворот фантастических выдумок сценографа и автора костюмов Алии Байтеновой и режиссера Армена Калояна. Кое-где они напоминают путешествие к космической Галактике «Кин дза дза» из популярного фильма Георгия Данелии, временами — осовремененную и мистифицированную комедию масок. Ведь в действительности в произведении «Любовь к трем апельсинам» высмеивается и сказочный «протекционизм»: некоторые маги и колдуньи симпатизируют определенной группе персонажей, некоторые — становятся их соперниками.

Большинство  сценических решений постановщиков вызывает настоящее восхищение. Да, один апельсин вмещает сразу три «цитруса» и напоминает «настоящий» космический модуль. Он распадается на три сегмента :в боковых отсеках содержатся две принцессы, которых не нашли спасение от жажды и умерли. А принцесса Нинетта, которая наблюдает за событиями из «апельсина» через перископ, после  ряда метаморфоз наконец  достигает желанной цели — вступает в брак с  Принцем. Поэтому все происходит как в настоящей сказке.

Однако постановщики не забывают, что главным действующим лицом в опере всегда является музыка. Поэтому в элементы декоративного оформления включены конструкции органных труб, которые определенным образом напоминают ракеты,  направляющиеся в прокофьєвскую галактику. Оркестр под руководством дирижера Дмитрия Морозова, подбадривает сценическое действие, движения исполнителей, захватывает неистовым звучанием знаменитого буфф-марша в чудаковатой процессии. В действительности же музыка вынуждает забыть, в чем суть дискуссий сторонников комедий и трагедий, потому что эти жанры изобретательно смешиваются в темпоритмических, аллегорических интермедиях, где господствует скерцозность итальянской комедии дель арте и решительно отметаются театральные шаблоны.

Трудно было представить, чтобы оперная музыка Прокофъева, что в данном случае не имеет ни одной развернутой арии (а их так любят меломаны!) встречалась с таким единодушным зрительским захватом. Поэтому постановщикам и исполнителям (они заслуживают отдельный подробный разговор) повезли сделать представление с героями, которые умеют смешить не только сказочных персонажей, но и публику. Однако должен поздравить участников премьерного представления: Сергея Крижненко (Король), Максима Ворочека ( Принц ), Александра Золотаренко (Труфальдино), Никиты Маринчака (Панталоне), Юрия Кудрявцева (Маг Челий), Аллы Мишаковой (Фата Моргана) и Михаила Олийник, что с большим юмором и мастерством  выполнил партию Кухарки.  А зрители убедились, что оперный репертуар ХХ века еще не исчерпан в своей  тематике и выразительных возможностях и ожидает новых трансгалактических  музыкальных путешествий.

Следующий показ представления «Любовь к трем  апельсинам» состоится 13 июля в рамках фестиваля Summer Opera Fest.

Александр ЧЕПАЛОВ, заслуженный деятель искусств Украины, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ