Харьковский национальный академический театр оперы и балета им.Н. Лысенко («Восток Opera») традиционно завершает театральный сезон масштабным фестивалем. Его идея — парад самых ярких событий 143 сезона: за три недели публика имеет возможность увидеть спектакли , которые представляют яркую и разнообразную палитру оперных и балетных премьер, а также представлений прошлых лет, которые выбрали из рейтинга наилучших сами зрители. Без сомнения, долгожданная премьера одной из самих радостных опер ХХ века — «Любви к трем апельсинам» нашего земляка Сергея Прокофъева стала знаковым событием, и не только на харьковской сцене.
Напомним, менее трех месяцев пройшло со дня предыдущей премьеры балета Прокофъева «Ромео и Джульетта». Но если о нем можно сказать, что «нет повести более грустной в мире.», то веселее оперы «Любовь к трем апельсинам» мало что можно вспомнить. Написанное еще в 1919 году, это произведение стало первой комичной оперой молодого композитора и содержит лучшие черты его неповторимого стиля. Причем в Харькове «Любовь к трем апельсинам» теперь поставлена впервые на профессиональной сцене (хотя в конце прошлого века состоялась ее постановка в Оперной студии Харьковского университета искусств).
История меланхоличного Принца, которого нужно рассмешить, чтобы он не умер от отсутствия позитива, отправляет в фольклорное и театральное прошлое, откуда и тянутся истоки этого непритязательного, но захватывающего сюжета. Первым, кто выдумал «Любовь к трем апельсинам «, был драматург и сказочник ХVІІІ века Карло Гоцци, чей сарказм был направлен на творчество соперника по театральной сцене Карло Гольдони. А в начале ХХ ст. идеи Гоцци взяли на вооружение гений режиссуры Всеволод Мейерхольд и его соратники. Они даже выпускали журнал с таким названием, видя смысл сценического искусства в искренней театральности и наиболее полном использовании театральных традиций.
Потом эстафету принял Сергей Прокофьев, композитор, который вел себя с классическим наследством без лишних церемоний, но позже маэстро занял место на музыкальном Олимпе рядом с признанной классикой.
Какие образцы нужно создавать художникам? Кто должен быть их зрителями или слушателями? Эту неотложную и до сих пор проблему постановщики вслед за композитором (он же автор либретто) выносят в пролог своего зрелища и наподобие капустника иллюстрируют ироническими лозунгами — глуповатыми парафразами еще с советских времен. Однако спор лириков, комиков и трагиков актуален на все времена и, как по мне, не нуждается в лишнем толковании. Тем более, что с открытием занавеса зритель харьковского представления попадает в водоворот фантастических выдумок сценографа и автора костюмов Алии Байтеновой и режиссера Армена Калояна. Кое-где они напоминают путешествие к космической Галактике «Кин дза дза» из популярного фильма Георгия Данелии, временами — осовремененную и мистифицированную комедию масок. Ведь в действительности в произведении «Любовь к трем апельсинам» высмеивается и сказочный «протекционизм»: некоторые маги и колдуньи симпатизируют определенной группе персонажей, некоторые — становятся их соперниками.
Большинство сценических решений постановщиков вызывает настоящее восхищение. Да, один апельсин вмещает сразу три «цитруса» и напоминает «настоящий» космический модуль. Он распадается на три сегмента :в боковых отсеках содержатся две принцессы, которых не нашли спасение от жажды и умерли. А принцесса Нинетта, которая наблюдает за событиями из «апельсина» через перископ, после ряда метаморфоз наконец достигает желанной цели — вступает в брак с Принцем. Поэтому все происходит как в настоящей сказке.
Однако постановщики не забывают, что главным действующим лицом в опере всегда является музыка. Поэтому в элементы декоративного оформления включены конструкции органных труб, которые определенным образом напоминают ракеты, направляющиеся в прокофьєвскую галактику. Оркестр под руководством дирижера Дмитрия Морозова, подбадривает сценическое действие, движения исполнителей, захватывает неистовым звучанием знаменитого буфф-марша в чудаковатой процессии. В действительности же музыка вынуждает забыть, в чем суть дискуссий сторонников комедий и трагедий, потому что эти жанры изобретательно смешиваются в темпоритмических, аллегорических интермедиях, где господствует скерцозность итальянской комедии дель арте и решительно отметаются театральные шаблоны.
Трудно было представить, чтобы оперная музыка Прокофъева, что в данном случае не имеет ни одной развернутой арии (а их так любят меломаны!) встречалась с таким единодушным зрительским захватом. Поэтому постановщикам и исполнителям (они заслуживают отдельный подробный разговор) повезли сделать представление с героями, которые умеют смешить не только сказочных персонажей, но и публику. Однако должен поздравить участников премьерного представления: Сергея Крижненко (Король), Максима Ворочека ( Принц ), Александра Золотаренко (Труфальдино), Никиты Маринчака (Панталоне), Юрия Кудрявцева (Маг Челий), Аллы Мишаковой (Фата Моргана) и Михаила Олийник, что с большим юмором и мастерством выполнил партию Кухарки. А зрители убедились, что оперный репертуар ХХ века еще не исчерпан в своей тематике и выразительных возможностях и ожидает новых трансгалактических музыкальных путешествий.
Следующий показ представления «Любовь к трем апельсинам» состоится 13 июля в рамках фестиваля Summer Opera Fest.