Где-то озвучивались данные, что фильм еще до выхода в прокат заработал более $50 миллионов на сувенирах и другой сопутствующей продукции. Сообщения о премьерах в выпусках новостей занимали места рядом с катастрофами и официальными встречами мировых лидеров.
Неудивительно. Ведь «Звездные войны» — устоявшаяся и разветвленная мифология, что-то наподобие современного международного эпоса, еще и с примесями религиозного культа; в Сети даже попадаются те, кто всерьез верит, что цикл повествует о настоящих инопланетянах и реально существующих цивилизациях. А кроме того, это еще и самый успешный коммерческий проект в истории киноиндустрии.
Были опасения, что перезапуск франшизы обернется провалом. Ведь, во-первых, автор оригинальной сексталогии Джордж Лукас продал права на дальнейшие съемки студии Диснея, во-вторых, три предыдущих части, снятых тем же Лукасом в 1999, 2002 и 2005 годах, собственно провалами и были: спецэффекты там, по сути, заменили историю.
Режиссером «Пробуждения силы» является 49-летний Джеффри Абрамс (третья «Миссия: невыполнима», сериалы «Шпионка» и «Остаться в живых»). Как у любого налаженного производства, у «Войн» есть набор стандартных составляющих, и Абрамс не стал ничего изобретать. Имперская супербаза а-ля «Звезда смерти» с суперлазером для уничтожения мятежных планет, ее разрушение смелым кавалерийским наскоком, экзотические цивилизации, отец и сын, разделенные темной стороной Силы, ключевой поединок на джедайских мечах в финале, фатальная встреча двух антагонистов на мостике над бездной — все эти лекала хорошо известны и более-менее удовлетворительно срабатывают через почти 40 лет после того, как мир узнал об одной далекой-далекой галактике.
Радует внимание к деталям, которого не хватало в 1999—2005 гг. Дизайнеры не пожалели сил и красок на проработку и прорисовку интерьеров и механизмов разной степени изношенности, на физиономические особенности многочисленных галактических рас, на пейзажи — география «Пробуждения силы» тянет на отдельный атлас. Кажется, машины здесь вышли отчасти интереснее людей; по крайней мере, центральный персонаж первой трети фильма — трогательный, смешной и сообразительный робот с очень подходящим именем Би-Би-8, который катается верхом на шаре и играет при этом лучше некоторых живых актеров. Есть несколько по-настоящему смешных сцен — опят же, безусловный прогресс по сравнению с тремя хронологически предыдущими частями. А самой большой неудачей следует признать образ темного джедая — Кило Рена, который в исполнении Адама Драйвера тоже вызывает смех в зале, но не так, как планировали авторы, а из-за тщетных потуг выглядеть серьезно и патетично. Не вышло нового Дарта Вейдера — может, и не нужно было. Зато Харисон Форд освежил собственные штампы, уже в который раз сыграв состарившегося межзвездного ковбоя с неотразимой улыбкой, бластером на бедре и остатками мачистского шарма. В конечном итоге, как и в предыдущих сериях, добро, хоть и не без потерь, победило — а разве могло быть иначе?
Новое поколение зрителей получило свои «Звездные войны». Это и есть главный итог.