Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Страсти по Роксолане

21 сентября, 1999 - 00:00


Два месяца на базе Ялтинской киностудии проходят съемки 20-серийного телефильма «Роксолана — владычица мира».

К эпохальной работе приобщили большой актерский коллектив, на 99 процентов состоящий из украинских артистов. Вот только нежиться на солнышке и купаться в море им некогда. Живут в жутких условиях гостиницы «Кинотавр», больше напоминающей захудалое общежитие. А в последнее время из-за отсутствия финансирования съемок вообще перебиваются с хлеба на воду. Ежедневно долг увеличивается на 1200 гривен. Именно столько стоит пребывание в Ялте и работа 17 человек, оставшихся в Крыму. Они сами себя «приковали» к ленте, как на галерах. Получается, и бросить жалко, но и работать так нельзя.

Нынче съемочной группой пройдено треть пути. К батальным сценам еще не приступали. Рассчитывать на что-то грандиозное, в результате, вряд ли приходится. Похоже, опять в целях экономии три лошади будут заменять эскадрон, а несколько статистов изображать полки воинов. Как ни включаешь фантазию, но трудно поверить, что Султан Сулейман II Блестящий (Анатолий Хостикоев) и его супруга Роксолана (Ольга Сумская) — обладатели несметных богатств Османской империи. Настолько убоги их наряды, украшения, интерьеры дворца, повторяющиеся из серии в серию.

Закономерно напрашивается вопрос — зачем затевать столь масштабный проект, если на него нет средств? Принесет ли сериал славу отечественному кинематографу или вновь зрителей ждет разочарование, как от просмотра предыдущих 26-ти серий?

Беседуя с актерами, занятыми в съемках картины, поражаешься их долготерпению. Они готовы работать за гроши, бесплатно. Только бы сниматься. И пусть их смущают многие исторические нестыковки сценария — на все закрывают глаза. А напридумывали Денис Тисленко с Борисом Нибиеридзе немало. Если фильм все же выйдет на экраны, то мы узнаем о судьбе детей Роксоланы — Селима и Баязета. Как младший сын пойдет против своего отца, перейдя на сторону казаков (привет от гоголевского «Тараса Бульбы»). Умная Роксолана-Хурем вертит своим звездным супругом Сулейманом, как хочет. Увидим нелегкий путь возникновения Запорожской Сечи, узнаем о ее основателе — гетмане Дмитрии Вишневецком (Байде). Немало приключений связано с визирем Аланом-беем Крымского ханства. Его играет Виталий Борисюк. Козней, заговоров и убийств на долю главных героев выпадает немало. Свою лепту в интриги внесут итальянские вельможи. Кстати, их играют «иностранцы» — российские актеры Игорь Дмитриев и Борис Хмельницкий. В роли принцессы Корнаро дебютирует Дарья Хмельницкая.

Узнав о перипетиях сюжета, естественно, хочется узнать о соотношении правды и вымысла. Тем более, что зарубежные историки вообще считают Роксолану итальянкой по происхождению, а не галичанкой, уроженкой Рогатина Настей Лисовской, как утверждают украинские ученые. Эту гипотезу не отбрасывают даже в наших справочниках по истории Украины. За комментарием обратилась к писателю, мэтру исторической литературы, автору популярного романа «Роксолана» Павлу Загребельному .

«Я никакого отношения к данному сериалу не имею, — подчеркнул Павел Архипович. — Если хотите побольше узнать о нашей далекой соотечественнице, то внимательно прочитайте мой роман о ней. «Роксолану» придирчиво изучали историки, но никаких погрешностей, не соответствующих событиям, не нашли. Баязет никогда не выступал против своего отца. В те суровые века существовал «кровавый» закон Фатиха, когда оставляли одного наследника, а всех остальных мальчиков убивали. Эта участь постигла и младшего сына султана Баязета. Его пробовала спасти Роксолана, но ей это не удалось. Меня сильно огорчил тот примитивизм, который показали в первой части сериала. Не думаю, что продолжение кардинально изменит ситуацию. Опять создадут очередную «мыльную оперу», сдобренную украинским колоритом».

Исполнитель роли Сулеймана II Анатолий Хостикоев тоже недоумевает, почему в фильме его герой получается подкаблучником Роксоланы: «Не мог Султан быть таким бесхарактерным. Да, он сильно любил свою жену, возможно выслушивал ее советы, но поступал, как считал нужным. Ведь в период его правления в 1520 — 1566 годы Османская империя оставалась могущественной. Владения простирались от части Венгерского королевства, Закавказья, Месопотамии, Аравии, территории Триполи и до Алжира». Актер убежден, что сумеет переубедить режиссера, и его образ немного подкорректируют. Он больше переживает за своего старшего сына Георгия (студента второго курса Киевского театрального института им. Карпенко-Карого), дебютирующего в роли Баязета. В Ялте Хостикоев-старший, видя, в каких антисанитарных условиях живут члены съемочной группы, снял за свой счет квартиру и сам, в целях экономии, готовил еду. Подобным образом поступила и Ольга Сумская, которая вместе с супругом Виталием Борисюком жила в Форосе. Она патриот сериала. Переживает, что не дают возможности довести начатое дело до конца. Между прочим, за два месяца съемок Ольга получила фантастический гонорар... 60 гривен. Этой суммы как раз хватило, чтобы добраться домой. Приехав в Киев, занимается «пробиванием»: обзванивает все инстанции, просит найти «потерявшиеся» деньги, выделенные на съемки. Ей на словах сочувствуют, обещают разобраться, а дни неумолимо летят. Бегая по кругу, Сумская в сердцах восклицает: «Если мы такие умные, то почему такие бедные? В год один фильм снять не можем!»

У режиссера Бориса Нибиеридзе тоже настроение неважное. Он считает, что над картиной витает злой дух. По смете им должны выделить 5 миллионов гривен, а реально получено всего 200 тысяч. Именно поэтому начали снимать на четыре месяца позже намеченного. В Ялте построили декорации. Вместо флотилии соорудили один корабль, а к нему три модификации съемных каркасов (вот уж действительно — голь на выдумки хитра). Это позволяет «создать» сразу четыре разных судна. Работы еще непочатый край. Вторую неделю группа живет ожиданием. А ведь скоро начнется непогода, надо спешить. Где-то «гуляют» выделенные Кабмином деньги. Они на счет НТКУ и «Укртелефильма» (заказчиков сериала) до сих пор не поступили. «Мы фактически два месяца работали без выходных, — с горечью рассказывает Борис Константинович. — Но все нечеловеческие усилия оказались напрасными. Уже снято семь с половиной серий, но завершить ялтинский период никак не можем. Я бы давно все бросил, но жалко — столько сил вложено в картину. Очень приличный материал получается. Сам пятый месяц зарплату не получаю. Ничего не прошу. Только дайте возможность завершить работу!»

Итак, страсти по Роксолане продолжаются.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ