Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Стрімголов»: нелегкая и необходимая история

У Одесского кинофестиваля в этом году насыщенная Национальная конкурсная программа — шесть полнометражных лент, из них четыре — игровые
21 июля, 2017 - 12:41
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОДЕССКИМ МЕЖДУНАРОДНЫМ КИНОФЕСТИВАЛЕМ

На сайте фестиваля отмечено: «Украинские полные метры. Каждый — на вес золота. Каждый — родной. Мы разрываемся между желанием найти пророков в своей отчизне и нашей собственной требовательностью; мы всматриваемся в каждый из них пристально и с надеждой».

Слова, с которыми трудно не согласиться. Сколько бы замечательных короткометражек и выдающейся документалистики  не снимали наши авторы, все же национальное кино составляют полнометражные игровые фильмы. До последнего времени именно эта категория у нас была самой проблемной. Слишком много неудачных попыток. Слишком много фальшстартов. Причины известны: нехватка экранных (не театральных) актеров, кризис сценарного цеха, неуверенность режиссеров на длинных дистанциях. Но нынешний конкурс в Одессе наглядно показывает, что состояние дел, наконец, начало улучшаться.

Один из приятных сюрпризов — фильм Марины Степанской «Стрімголов».

Марина родилась в Киеве, в 2004-м окончила кинофакультет Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого. Работала с непрофессиональными исполнителями в экспериментальном театре «Школа», принимала участие в полугодовой программе Archidoc, проведенной французской киношколой La Femis для европейских документалистов. Ее короткометражный фильм «Чоловіча робота» (2015) стал победителем Одесского фестиваля и получил награду фестиваля «Молодость» за лучший актерский ансамбль и работу режиссера с актерами. «Стрімголов» — полнометражный дебют режиссера.

Это история трех людей с очень разными судьбами — Антона (Андрей Селецкий) — алко— и наркозависимого музыканта (в эпизоде появляется его тоже пьющая мать — Лариса Руснак), его волевого деда с еще советской диссидентской закалкой (Олег Мосийчук) и Екатерины (Дарья Плахтий) — бывшей художницы, которая собирается эмигрировать в Берлин с бойфрендом — иностранным фотографом.

Недостатки здесь типичны  для дебюта: определенная литературность диалогов, неравенство ритма, предсказуемость некоторых сюжетных поворотов. Однако сильные стороны преобладают.  В первую очередь картина радует сценарием и актерским составом. Степанская безошибочно прописывает современных, узнаваемых городских героев, каждому дает свой язык, свои характерные черты. Ее Киев — город темных улиц, застывших многоэтажек, утренних автобусов и вечной осени — очень точно, легко и в то же время выпукло передан австрийским оператором Себастьяном Талером (имеет награды на международных фестивалях, уже работал с украинцем Юрием Речинским над драмой «Січень-березень»).

Развязка «Стрімголову» — «трагічна випадковість»  (слова из одного из диалогов) — только на первый взгляд. По сути, этот фильм — не то чтобы об утраченном, а скорее  о растерянном поколении. И у Антона, и у Кати был талант; и оба они отреклись от своего дара.  «Все мы — привидения», — утверждает в конце Антон; поэтому каждому — по обобщениям его. Вся семья фактически держится на деде — он единственный имеет принципы и волю к сопротивлению. Так, в фильме есть упоминания о Майдане, об АТО (очень примечательно, что Антону эта аббревиатура ни о чем не говорит), но наибольшая битва — в которой каждый сражается отдельно — с рутиной и энтропией. Степанская приняла  на себя огромный вызов — всмотреться в эту ежедневную драму без очевидного победителя, без понятного и легкого разделения на добро и зло — и вывести ее на экран.

Отмеченное на «Молодости» умение строить актерский ансамбль режиссер сохранила и развила. Однако в первую очередь хочется отметить работу Плахтий. Не вспомню за последние несколько лет в отечественном фильме настолько органическую исполнительницу главной роли; самим только движением глаз, без единого лишнего слова или жеста, Дарье удается передать изменение настроения героини. Такой уровень заслуживает поощрения.

Это  нелегкая, но необходимая история. И именно ее убедительное существование на экране — хорошая новость: мы, наконец, нашли голос, чтобы говорить о самых тяжелых вещах. А значит, выход есть.

Марина СТЕПАНСКАЯ:

— Сценарий «Стрімголов» вырос из моего жизненного опыта и из желания увидеть фильм, который говорил бы обо мне и моих друзьях. Сценарий я писала приблизительно год. До этого работала вторым режиссером в съемках  экспериментальных фильмов, где использовали много импровизаций и документального наблюдения. Я во все это наигралась и решила, что когда буду снимать свою картину, то пойду максимально классическим путем. Актеры прочитали сценарий, продумали его, даже больше — до съемок у нас был месяц репетиций. Каждую сцену разбирали. Мне были важны не ход событий и не характеры, а то, чтобы они были проработаны, точны. Поэтому на площадке мы довольно быстро двигались, потому что у нас были определенные точки, обозначенные на репетициях. Но, конечно, кино не может делаться по полностью заранее определенным лекалам, всегда остается место для спонтанности. Поэтому, например, одна из самых сильных сцен фильма — между героями на кухне — полностью молчалива, полностью сымпровизирована. Но в целом все сделано в соответствии с уже написанными диалогами и ремарками. Так что у меня нет особенных новых методов работы с исполнителями. Главное, чтобы у них был тот жизненный опыт, который бы резонировал со сценарием. И мне кажется, что у Даши и Андрея он был.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День», Одесса — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ