Неюбилейные размышления театроведа... Жаль, что в нашем государстве культура на последнем месте. И по финансированию, в по законодательству, и в головах власть имущих, и даже рядовых граждан. Ну, с электоратом более-менее понятно. Исследовано, что во все времена в театр ходили и ходят приблизительно десять процентов населения. Кроме древней Греции — тогда в театр принудительно водили даже преступников, для перевоспитания. А уровень нашей общей культуры видим по потасовкам в Верховной Раде. Гадко смотреть. Трудно понять. Я не за подчеркнутую манерность, однако необходимо уважать человека и ценить уникальность.
Вот, недавно начали внедрять в театрах контрактную систему (нашли время!). Это чтобы и себе к Европе приравняться. Хорошее дело, в Европе плодотворно работает, ротация творческих кадров освежает, омолаживает творческую кровь. Но сколько веков Европа к этому шла! Музыкой воспитывала народонаселение, танцами формировала культуру тела детей, искала (и находила) материальную, финансовую, юридическую инфраструктуру отрасли. А у нас?
Чтобы наладилось кровообращение, в организме сценического искусства должно произойти немало принципиальных изменений в этой сфере. Власть — от крупной до местной — должна осознать потребность этих десяти процентов народа в театре. За ними потянутся остальные. Мастера сцены должны иметь достойное вознаграждение за свой нервный изнурительный труд, чтобы не растранжиривать талант на подработки, не удешевлять душу, которая является орудием их труда (а кто из простых тружеников это понимает?). Театры должны иметь собственный жилищный фонд достаточно большого метража неподалеку от театра без права его приватизировать, что могло бы обеспечить ротацию кадров. А еще проблемы художественного образования, критики-аналитики, рекламы, менеджмента... В конце концов в той конкурсной системе — а судьи кто? Кто будет решать, кого на кого обменять? Критерии? Условия? Коррупция? Профессионализм? Нравственность? Дай, Бог, чтобы все было хорошо...
Простите, Эдуард Маркович за то, что вместо поздравлений Митницкого с круглой датой творчески-насыщенной жизни, я цепляю проблемы нашей с Вами общей жизненной нивы. Волнуюсь. Очень. Потому что с Вами должны заключать (или не заключать) тот контракт.
А собственно, кто такой тот Митницкий, чтобы с ним церемониться? Режиссер. Автор легендарных, памятных для многих спектаклей. Одна «Варшавская мелодия» чего стоит! Ставит и сегодня, двигаясь в средствах выразительности в ногу со временем. А начинал и в «народном театре», и на украинском радио. Больше тридцати лет тому назад создал в Киеве Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра, провел его через беспризорность к перестройке кинотеатра «Космос» в сценическое помещение с малой сценой. Возглавлял Киевскую Русскую драму, ставил в других городах Украины, России, Литвы. Пользовался и там достаточно большим успехом.
Левый берег» — сегодня один из лучших театров Киева! На его базе профессионально выросли в ведущих режиссеров нашего государства ученики Э.М. Митницкого, студенты Киевского национального университета им. И. Карпенко-Карого. Процесс продолжается — молодые актеры и режиссеры, ученики профессора сегодня играют и ставят в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра. Что дает основания утверждать — существует «Школа Митницкого». Понятие «школы» редко в искусстве (и в науке). Ее возникновение и существование обусловлено наличием учителя, яркой мудрой личности, мастера, способного передать свое мастерство, свои художественные и мировоззренческие принципы следующим поколениям.
Режиссерская и педагогическая основа художественной личности Эдуарда Митницкого основана на выявлении в драматургии самых тонких психологических связей и мотиваций персонажей, а как художник-мыслитель он исповедует «критический позитивизм», я бы так сказала. Его беспокоят неурядицы современной действительности, но он верит в человека, в его красоту и творческую силу. Верит в Украину. Работает для нее, ради нее.
Эдуард Маркович плодотворно работает с драматургами, умеет раскрыть талант актера, внимательно относится к профессиональной критике, доверяет молодежи. Ценит и бережет старшее поколение и коллектив в целом — цехи, администрацию, актеров. Смело предоставляет возможность реализоваться новым именам во всех сферах сценического искусства.
Итак, собственно, кто такой Эдуард Митницкий? Одно слово — Строитель. Их так мало! Это такая редкость. Давайте ценить их! Беречь!
Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, театровед
«МАЙН КАМПФ, ИЛИ НОСКИ В КОФЕЙНИКЕ» — О ЗАРОЖДЕНИИ ФАШИЗМА Э. МИТНИЦКИЙ ПОСТАВИЛ ЕЩЕ В 1995-м, НО ДО СИХ ПОР ЭТОТ СПЕКТАЛЬ ОЧЕНЬ АКТУАЛЕН. НА ФОТО: ВЛАДИМИР ГОРЯНСКИЙ В РОЛИ ГИТЛЕРА И АНАТОЛИЙ ЯЩЕНКО (ГЕРЦЕЛЬ) / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА
«День» от всего сердца поздравляет Эдуарда Марковича с юбилеем. Желаем аншлагов в театре, интересных постановок, благодарных учеников и зрителей, здоровья и счастья.
Эдуард Митницкий читает нашу газету с первого выпуска — а это, между прочим, 20(!) лет — не пропускает ни одну фотовыставку. Мы решили полистать подшивку «Дня» и выбрать несколько цитат из интервью режиссера (где он говорит о самом главном — современном театре), которые были напечатаны в разные годы.
«...Жизнь человечества неисчерпаема, на каждом витке истории она видоизменяется. И это должны изучать не только социологи, но и художники. Поэтому театр, неверное, все же должен расщеплять человека и предъявлять такие художественные комбинации, чтобы даже самого прагматичного и бесчувственного заставить чувствовать. Говорить о человеческом устройстве — вот предназначение театра.
***
Советская власть сформировала в искусстве ложь, которая называлась социалистическим реализмом. А теперь вообще власть ничего не формирует. Искусство формируется само. Но как искусство может сформироваться сейчас? Люди хотят развлечься и убежать от проблем. Потому что искусство проблемы не решает. И государство не решает! Проблемы остаются. Нужно от них хотя бы спрятаться.
Театр — увлечение человека, который на несколько часов погружается в другой мир, восприятие которого зависит от силы воображения самого человека. Воздействие театра трансформируется в какое-то иное качество, может быть, в следующих поколениях, в общекультурном контексте. Культурное наследство передается незримыми путями — культура восприятия, культура мышления, культура чувств. В конце концов, мир не так страшен, когда есть театр.
***
Театр — такой, какая жизнь вокруг. Он — производная жизни, он никогда не возвращал ее, не редактировал и не менял ее, это — за пределами возможностей театра, да и искусства в целом.
***
Во все тяжелые времена люди связывают свои надежды с театром: они стремятся услышать правдивое слово, или пережить страсти чужой жизни, или почувствовать творческое наслаждение. Ведь зритель — соучастник творчества, только он с другой стороны рампы.
Поэтому театр — это тайник для человека; он помогает удержать равновесие, становится душевной поддержкой, которая так необходима человеку. Такое хранилище, я уверен, призывает театры к серьезной ответственности.
***
Каждая формация модернизирует проблемы, но они похожи почти как Близнецы... Состояние дел в обществе, государстве, мире уже не может не влиять на искусство. Ведь никогда искусство не формировало власть. Это власть формирует искусство — отображаясь в нем.
***
Газета «День», как ни одно другое издание, как и раньше, невзирая на все пертурбации в социуме, отличается ориентацией на широкое просвещение людей, анализ проблем и явлений, их квалифицированную разностороннюю оценку. Естественно, как ни одна другая рубрика, привлекает внимание раздел «Культура» своими авторами, материалами, этическими позициями. Отдельно нужно заметить, что издание помнит, что в Украине живут не только политики и шоумены, но и философы.
***
«День» — многовекторный голос Украины! Общедоступный, политически объективный и убедительный.
***
Это оптимистичная газета, даже когда говорит горькую правду... «День» неожиданно похудел, его миниатюрность выглядит элегантно, но непривычно. Все, у кого день начинается «Днем», понимают, что «День» — невероятно животворный орган в нашей жизни»