Государство никак не может постичь, что только освободив от безумных налогов людей, которые хотят поддерживать кинопроизводство, можно стимулировать их желание вкладывать деньги в культурные или социальные проекты. Ибо при ситуации, когда развалена система кинопроката, зарабатывать деньги на кино невозможно
На днях встретил знакомого актера. Понурый вид, погасшие глаза. В театре, где он работает, зарплаты нет уже несколько месяцев, дубляжей на коммерческих каналах не очень густо, кино почти забыло о нем. Единственная радость — начинаются съемки бессмертной «Роксоланы», но и там обещают только суточные. Такая себе неутешительная картинка. И таких, как он, сегодня очень много. Поскольку китайской «Как закалялась сталь» на всех не хватает. И киностудия имени Александра Петровича Довженко, которая кормила почти всех актеров Украины в прямом и переносном смысле, сегодня, если напоминает о своем существовании, то очень редко и почти шепотом.
Так что происходит сегодня с украинским кино и нашей культурой вообще? Чего ждать? На что надеяться? Об этом и о многом другом мы говорили с народным артистом Украины, известным кинорежиссером, директором киностудии имени Александра Довженко Николаем МАЩЕНКО в его уютном кабинете.
— Недавно в Польше я был свидетелем грандиозного успеха фильма Ежи Гофмана «Огнем и мечом». Мои польские друзья, высказывая свой восторг работой Богдана Ступки, вдруг сказали, что десять лет назад этот фильм Гофман должен был снимать в Украине, именно на киностудии имени Довженко.
— Этот фильм — моя радость и моя боль. Десять лет назад мы договорились с Ежи Гофманом о том, что съемки его фильма будут проходить именно на базе нашей киностудии. Тем более, что натурные съемки должны вестись в Украине. Наша студия получила заказ на изготовление костюмов, всей бутафории и реквизита. После окончания фильма все это остается у нас и становится основой для фильма «Богдан Хмельницкий». Таким образом десять лет тому должны были появиться фильмы, которые бы помогли двум народам поладить и лучше понять свою историю. Однако тогда нашлись «большие патриоты» — поэты, кинорежиссеры, которые подняли бучу, что это антиукраинское произведение и приложили все усилия к тому, чтобы этот проект в Украине не состоялся. Я тогда сказал, что Гофман и без нас снимет эту картину. Так и случилось.
— Десять лет назад вам мешало работать идеологическое давление. Сегодня — экономическое. Что дальше? Тупик?..
— Кризисное состояние экономики больнее всего сказалось именно на кинематографе. Режиссер или кинооператор не могут работать, как писатель или живописец, потому что они зависимы от технических средств, пленки и многих вещей, которые стоят очень дорого. Причем, если литературное произведение, не напечатанное сегодня, может дождаться своего часа, то режиссер, который так и не снял свой первый фильм, просто утратит свой талант. Потому что он может развиваться только в работе на съемочной площадке. Все это заставляет нас задумываться над тем, где и как заработать деньги.
— Наверное, все-таки именно государство должно заботиться хотя бы о частичном финансировании кинопроизводства. Или создать законодательные условия для развития меценатства в Украине.
— Кое-кто из режиссеров, прилагая невероятные усилия, все же находит какие-то деньги на свои фильмы. Понемногу и государство дает на некоторые проекты. Хотя... Часто случается так: решение правительства есть, но оно не выполняется, игнорируется на уровне среднего звена чиновничества. Кроме того, нет законов. Государство никак не может постичь, что только освободив от безумных налогов людей, которые хотят поддерживать кинопроизводство, можно стимулировать их желание вкладывать деньги в культурные или социальные проекты. Ибо при ситуации, когда развалена система кинопроката, зарабатывать деньги на кино невозможно. Мы обращались по этому поводу в Верховную Раду и властные структуры множество раз. Вот вам пример — франко-украинский проект «Приятель покойника» В. Криштофовича. Были люди, которые могли дать очень большие деньги именно на эту картину. Мы обратились с просьбой об освобождении этих денег, вложенных в кино, от налогов. Нас поддержали на наивысшем уровне. Но эти решения были заторможены где-то в недрах бюрократического аппарата. Финансисты говорят, чтобы мы добились принятия решений на законодательном уровне. Однако «Закон о кино» до сих пор не принят. У меня такое впечатление, что пока будет сидеть эта Верховная Рада, не будет принято ни одного жизнеспособного закона, который давал бы возможность развиваться этому государству.
К сожалению, все решения Президента по нашим обращениям также остаются пустым звуком. Вот вам еще один, свежий пример: по моей инициативе, поддержанной Академией искусств Украины, Президент установил гранты молодым кинематографистам. Издал указ. Нам сказали, что деньги пошли. Под это молодой режиссер В. Тихий провел большую подготовительную работу со своей группой для съемок фильма «Мойщики автомобилей». И уже пять месяцев Министерство финансов не выполняет это распоряжение.
Для полноты картины добавлю еще такую информацию: уже несколько лет существует указ Президента о национальных учреждениях культуры и их финансировании, где киностудия имени Александра Петровича Довженко стоит второй строчкой. Однако за эти годы государство не выделило ни одной копейки на ее содержание.
— Я не знаю, утешит ли это вас, но почти то же самое происходит сегодня и с национальными театрами. Государство не выделяет средств на новые постановки и коммунальные расчеты, а недавно театры обязали отчислять пятьдесят процентов зарплаты из внебюджетных поступлений. И это все тоже вопреки указу, о котором вы вспоминаете.
— Вот видите. Но мы не успокоились и добились еще одного постановления, согласно которому Национальную киностудию имени А. Довженко нужно сохранить как сокровищницу национального кинематографа. Поскольку крайне необходимо сегодня сберечь уникальные профессиональные кадры, техническую базу. Но и это постановление остается только на бумаге. Во времена советской власти мы снимали, работая не в полную силу, 12 кинокартин и 16 серий телевизионных фильмов (студия по своей мощности рассчитана на 45 лент в год).
— То есть работа студии сегодня сократилась почти на девяносто процентов?
— Да, именно на девяносто. И все же мы работаем, когда нам, конечно, не мешают. Благодаря нашему соглашению с каналом «1+1», мы получили один миллион долларов. (Кстати, именно об этом соглашении в какой-то газете я недавно прочитал полный вздор, но об этом немного позже.) Так вот. Мы получили эти деньги и решили израсходовать их на закупку самого современного оборудования для технического переоснащения студии, потому что техническая база — это главное условие сотрудничества со студиями других стран, заинтересованными в работе наших специалистов. Мы только обратились к руководству государства с просьбой, учитывая то, что оборудование фактически покупается для государства (студия же государственная), освободить нас от уплаты налогов и пошлины. Наше ходатайство удовлетворили. А таможенная служба уже четыре месяца требует от нас заплатить триста тысяч долларов налогов, иначе нам эту аппаратуру не пропустят через границу. Я вас спрашиваю: что это делается? Вы скажете, что виноваты таможенники. Да, они виноваты, но если бы мудрая Верховная Рада приняла нормальные, цивилизованные законы, то не нужно было бы каждый раз вымаливать очередные исключения.
— Наверное, рядом с условиями для развития культуры, должны существовать условия для всесторонней пропаганды достижений культуры и, в частности, кино.
— Что касается пропаганды наших фильмов, то это должно было бы делать Национальное телевидение. Но у них нет денег для закупки отечественных фильмов, хотя, похоже, хватает на всякое «мексиканское мыло». Но это их дело. А нам нет никакого смысла бесплатно отдавать наше достояние. Из коммерческих каналов серьезную заинтересованность проявила «Студия «1+1». И честно говоря, мне непонятно, как можно печатать всякую ерунду, даже не поинтересовавшись у меня, не посмотрев документы. Дело в том, что «Студия «1+1» предложила нам очень выгодное соглашение, по которому она покупает у нас пакет фильмов нашей студии с правом дальнейшего показа в эфире и возможностью продавать их другим телестудиям. Предложенные нам условия можно назвать супервыгодными, потому что в том пакете лент были, как вы понимаете, разные по своей художественной ценности фильмы.
Тем более все это огорчительно, когда речь идет о партнерах, с которыми у нас, так сказать, улица с двусторонним движением. Именно «Студия «1+1» спасла в свое время многих лучших наших профессионалов от обнищания, и теперь они работают на этом канале. Более того, «1+1» уже несколько лет полностью содержит наш большой кинопавильон, где коммунальные платежи достигают астрономических цифр, арендует для своих программ еще один павильон. Мы недавно разговаривали с Александром Роднянским и договорились о том, что «1+1» будет участвовать в создании наших больших кинопроектов. А с сентября на канале в рубрике «Свое кино» будут показывать лучшие украинские фильмы.
Именно такие партнерские взаимоотношения дают нам возможность своевременно выплачивать, хоть и небольшую, зарплату нашим работникам, переоснащать студию и, главное, — напоминать зрителям, что киностудия имени Александра Петровича Довженко была, есть и будет.
— В разделе «была» действительно есть чем гордиться, а вот что касается «будет», после того, что вы рассказали, есть сомнения.
— С частичной государственной поддержкой сняли фильмы Михаил Беликов, Вячеслав Криштофович, Андрей Бенкендорф. Так же с долевым участием государства и при большой финансовой поддержке западных инвесторов сегодня на студии снимает Олесь Янчук картину «Командир армии бессмертных», заканчивает свой режиссерский дебют в кино Людмила Ефименко — фильм «Аве Мария», Дмитрий Томашпольский готовится к съемкам фантастической кинокомедии «Привет всем». Есть надежда, что государство поддержит два наших больших и очень важных для Украины проекта — фильм Юрия Ильенко «Мазепа» и мою давнишнюю мечту — «Богдана Хмельницкого».
— Желаю, чтобы она, наконец, осуществилась.