Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Супербас из Ясенивки

Сергей МАГЕРА: «После победы в Андорре обо мне писали, что победил украинец из загадочной далекой страны»
10 ноября, 2004 - 19:58
СЦЕНА ИЗ ОПЕРЫ «ДЖОКОНДА». СЕРГЕЙ МАГЕРА (АЛЬВИЗЕ) И ТАТЬЯНА АНИСИМОВА (ДЖОКОНДА) / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День» СЕРГЕЙ МАГЕРА ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Несмотря на молодой возраст, у этого певца уже есть много поклонников таланта, которые отмечают красоту и силу его голоса, актерское мастерство. Он не только премьер столичной Оперы. Украинского баса хорошо знают во многих странах мира. Своим искусством Магера повышает престиж не только родного театра, но и имидж нашей страны.

«В МОНТСЕРРАТ КАБАЛЬЕ ЕСТЬ ЧТО-ТО КОЛДОВСКОЕ»

— Сергей, вы принимали участие в различных престижных международных вокальных конкурсах и фестивалях, получая там высокие награды. В частности, завоевали Гран- при на конкурсе Монтсеррат Кабалье. Расскажите, как проходило это творческое соревнование?

— Как правило, в мире проходят конкурсы в честь памяти выдающихся художников, которые уже давно ушли в мир иной. Их можно назвать музыкальными памятниками легендарным мастерам. А конкурс Монтсеррат Кабалье проводит знаменитая певица, которая до сих пор активно гастролирует и известна во многих странах мира. Конкурс проходит в Андорре — небольшой горной стране в Восточных Пиренеях (между Францией и Испанией). Если я не ошибаюсь, то в этих местах у сеньоры Монтсеррат находится вилла... У меня уже был опыт конкурсных соревнований. Конкурс М. Кабалье стал девятым в моей творческой биографии. Я уже был закален и не так сильно волновался. Поставил себе цель: не только хорошо выступить, но и получить награду (потому что призовой фонд этого конкурса от 6 до 10 тысяч долларов). Готовился тщательно. Поехал на конкурс за собственный счет. В театре никому не говорил, куда собрался. Зачем? Если бы проиграл, то коллеги начали бы говорить, что не нужно было туда лезть. Я же понимаю, что выступление каждого певца на международном форуме — это всегда политика, престиж страны, которую ты представляешь. Конкурс М. Кабалье имеет оперно-камерное направление. Там есть обязательная программа. Она разделилась по стилям: старинная музыка, камерные произведения, оперные арии (репертуар должен быть на трех иностранных языках). Соревнования проходили в три тура. В финале заключительный концерт, на котором проходило награждение. У меня перед конкурсом была эпопея. В начале мая 2000 года выступал в Италии на Сицилии в Алькамо (это в 60 км от Палермо) на международном конкурсе. А через день уже начинался монтсерратовский конкурс в Андорре. Фортуна оказалась ко мне благосклонной дважды. Я выиграл и в Алькамо, и в Андорре. Пресса написала, что «победил украинец из далекой и загадочной страны». Кстати, в Андорру я приехал в приподнятом настроении. Красиво пел и получил первую премию. Кабалье все туры не сидела в жюри, а появилась уже перед решающим третьим туром. Вместо нее на прослушивании был ее брат Карлос. В этом конкурсе членами судейской бригады стали очень известные импресарио и директора ведущих оперных театров мира. Певцов только двое: Монтсеррат Кабалье и Илиана Котрубас. Я был счастлив, что получил не только награду, но и высокую оценку о своем пении у этих выдающихся примадонн сцены.

— Этим летом Монтсеррат Кабалье выступала в Киеве. Ее партнерами были два тенора — Николай Басков (Россия) и Владимир Гришко (Украина). Были ли вы на концерте и встречались ли с сеньорой Монтсеррат?

— Мы встретились с певицей в гостинице «Национальная» за день до ее выступления в дворце «Украина». Я был приятно поражен, что Кабалье меня очень тепло встретила. Она вспомнила, как впервые услышала мое пение. Рассказала, что о ходе конкурса ей каждый день рассказывал брат Карлос. Уже после первого тура он взволнованно сказал: «Среди соискателей есть супербас. Приедешь и сама услышишь этот бриллиант»! Она сказала, что все члены жюри были единодушны и присудили мне победу. Монтсеррат считает, что у меня есть большой потенциал и впереди будет много творческих побед. Она интересовалась моими успехами. Потом я побывал на ее концерте и получил огромное наслаждение от ее выступления. Кстати, наш тенор Владимир Гришко был хорошим партнером.

— Сергей, а как вы относитесь к разговорам, что сегодня голос М. Кабалье уже не так прекрасен, как когда-то?

— Дай Бог, чтобы другие певицы в ее возрасте (в прошлом году Кабалье отметила свое 70- летие — Т. П. ) так замечательно выступали и, как она, гастролировали по всем континентам. Она поет на самых престижных сценах мира и всегда собирает аншлаги. Я считаю, что сеньора Монтсеррат Кабалье — оперная примадонна, на которую нужно равняться. У нее тонкий вкус в составлении концертных программ. Она очень артистична на сцене. Блестящая партнерша. По-видимому, есть в ней что-то колдовское. О монтсерратовском магнетизме пения говорят не только слушатели, но и критики. Кабалье только начинает петь — и все забывают об ее немолодом возрасте, грузной фигуре. Да, голос, с годами, амортизируется, но певица берет другим: она виртуозно владеет техникой, феноменальной артистичностью. Пусть сейчас она уже не играет в оперных постановках, потому что ей тяжело двигаться, но в концертном репертуаре она супер. Кабальє — очень сильная женщина. Перед гастролями в Киеве она упала. Получила травму. Но не сорвала концерты. Прилетела в нашу столицу. Ходила, опираясь на костыли, а на концерте выходила под руку по очереди с Басковым и Гришко. В зале зрители даже не догадывались, что певица сдерживает боль. Она собрала свою силу воли и пела прекрасно. Поэтому она является легендарной и неповторимой примадонной по имени — Монтсеррат Кабалье.

РАВНЕНИЕ — НА ШАЛЯПИНА

— В перечне ваших наград есть и шаляпинский знак отличия. Выступать на родине великого баса — большая честь для певца. На фестивале в Казани вы уже не впервые. Что это за фестиваль?

— Больше 20-ти лет в феврале месяце в Казани проходит Шаляпинский фестиваль. Он считается одним из наиболее престижных в мире. Во время феста идут оперные спектакли славянской и зарубежной классики, а также репертуар, в котором прославился Федор Иванович. Лучшие басы различных стран выступают перед публикой. Я уже трижды был на фестивале. Впервые в Казань меня пригласили в 1997 г., когда я был еще студентом Львовской консерватории, на постановку «Богемы» Дж. Пуччини. Исполнил партию философа Коллена. Дебют оказался очень хорошим, и дирекция Казанской оперы предложила подписать с ними контракт, даже обещали дать квартиру. Но я отказался. Казань — красивый город, имеет и хороший театр, но это все не для меня. Я не могу себе даже представить, что можно жить где-то, кроме Украины. Поэтому поблагодарил за предложение, и мы договорились, что буду приезжать на гастроли, а в труппе выступать не буду. Ездил с россиянами в двухмесячное зарубежное турне. Потом меня пригласили в Казань на конкурс им. М. Глинки (получил тогда вторую премию). Выступал в операх «Богема», «Севильский цирюльник» и в концертной программе. Мне приятно, что меня уже помнят и публика очень тепло принимает.

В прошлом году принимал участие в фесте уже третий раз. Сейчас в Казанской опере коллектив небольшой (20 артистов). Они работают на европейский манер: солистов приглашают на конкретный спектакль. Театру помогает не только государство, но и богатые спонсоры. Во время фестиваля, кроме оперных спектаклей, в других залах проходят концерты классической музыки. Интересные вечера организовывают в Мемориальном музее Ф. Шаляпина. Мне нравится атмосфера фестиваля, теплый и приветливый прием публики. Есть возможность послушать лучших певцов из ближнего и дальнего зарубежья. Я подружился со своими коллегами из Большого театра и Мариинки. Вы знаете, выступать на Шаляпинском фестивале почетно и очень тяжело. Есть определенные традиции, основанные еще самим Федором Ивановичем. В городе есть даже «Клуб поклонников оперы». Они организовывают вечера, концерты, приглашая звезд вокала. Там выступали Соловьяненко, Нестеренко и другие мастера оперы.

«ПАРТИЮ БАЗИЛИО Я ПЕРЕУЧИВАЛ ПО-УКРАИНСКИ»

— В Киевской опере вы сколько лет работаете?

— Уже пошел седьмой сезон. В 1997 г. я закончил Львовскую консерваторию (тогда она называлась Высшим музыкальным институтом им. Лысенко, а сейчас — академией). Полгода числился во Львовском оперном театре. Немного там пел. А с 1998 г. работаю в Национальной опере Украины. Дебютировал в партии Базилио в «Севильском цирюльнике». У нас в театре он идет на украинском языке. А я подготовил ее на итальянском, потому что везде в мире оперы исполняются на языке оригинала. Дирекция киевской Оперы заставила меня переучивать партию по-украински. Сейчас в моем репертуаре уже есть 20 партий (больших и второстепенного плана). Выступаю и с концертными номерами.

— Сергей, в конце прошлого сезона театр подготовил премьеру «Джоконды» Понкьелли. В этой опере вы исполнили роль Альвизе. Как вам работалось с итальянским режиссером Корради?

— Мне показалось, что сеньор Марио не характерный итальянец. Как правило, итальянцы вспыльчивые, эмоциональные, а Корради — очень спокойный человек. Он работал, внося коррективы по ходу репетиций. Говорил: поставить здесь хор или там солистов. Ходил с клавиром, постоянно туда заглядывая. Мне показалось, что у этого режиссера компьютерное мышление. Корради не приносил готовые схемы на бумаге, а свои замыслы держал голове. Вы знаете, самое главное, что опера «Джоконда» появилась в репертуаре нашего театра. Потому что выросло несколько поколений слушателей, которые не слышали этого прекрасного произведения (последний раз «Джоконда» ставилась на киевской сцене более 80 лет тому назад — Т. П. ). А еще, благодаря этой опере, в нашем театре появилось электронное табло с титрами, и теперь публика может читать синхронный перевод и не заглядывать в программку. Хотя после премьеры некоторые меломаны подходили ко мне и спрашивали, что за ерунду выдавал «суфлер для публики». Я думаю, что у нас был не очень хороший перевод (подстрочник, а не литературный адаптированный текст). Первые попытки, еще не отработали перевод, но в процессе работы все совершенствуется и становится на свои места.

«РОДИТЕЛИ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ Я СТАЛ ВОЕННЫМ»

— У каждого артиста своя история, а как вы стали певцом?

— С детства я о сцене не мечтал. Любовь к оперному пению и театру пришла постепенно. Сейчас я уже не представляю, чем другим мог бы заниматься, хотя я человек не ленивый и мог бы работать во многих сферах. В детстве я с родителями жил на периферии (село Ясинивка Золочевского района Львовской обл.). Когда был маленьким, в те времена появилась мода отдавать детей заниматься музыкой. С детского садика, с 5 лет, стал ходить на уроки игры на скрипке. А когда стал первоклассником, родители отдали меня еще и в музыкальную школу. Скрипку я забросил и начал учиться игре на баяне. После 8 класса мой педагог сказал родителям, что у меня есть способности, и на семейном совете решили, что нужно мне поступать в музыкальное училище. Хотя родители колебались. Они сначала хотели, чтобы я стал военным. Но музыка победила. Я стал студентом Львовского педагогического училища им. Ф. Колессы. Думал стать учителем музыки. Охотно занимался дирижированием, вокалом. Педагоги отмечали, что владею хорошим голосом. Но я не очень поддерживал вокальный режим. Гулял, бегал за девушками, попробовал водку... Короче говоря — веселился. Я тогда о карьере певца даже не думал. Потом поступил учиться в Педагогический институт, и там педагог по вокалу сказал, что мне следует серьезно заниматься. И я словно очнулся. Начал думать, что я делаю, кем хочу стать в будущем? Стал заниматься дополнительно, увлекся пением. А после двух лет учебы в институте я поступил во Львовскую консерваторию. Мой педагог — Лужацкий Виктор Петрович, заслуженный артист Украины, известный бас. Ему уже за 70. Человек очень талантливый, прекрасный художник. Он не навязывал нам только одну точку зрения, относительно техники вокала. Виктор Петрович говорил, что каждый вокалист должен сам разобраться: как ему нужно петь. Я ему очень благодарен за науку, за демократизм в отношениях, за то, что умел будить у нас желание быть лучше, ища свой особый путь, а не копировать кого-то.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ