Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Супермаэстро

Виктор Плоскина о настоящем и будущем Киевской оперы — в чем секрет, что все премьеры проходят с аншлагами
25 сентября, 2020 - 10:23
НА ВІДКРИТТІ НОВОГО ТЕАТРАЛЬНОГО СЕЗОНУ СЮРПРИЗОМ ДЛЯ ПУБЛІКИ СТАЛО ЗІРКОВЕ ТРІО: БАСА ТАРАСА ШТОНДИ, БАРИТОНА АНДРІЯ БОНДАРЕНКА І ТЕНОРА ВАЛЕНТИНА ДИТЮКА (ДИРИГЕНТ ВІКТОР ПЛОСКІНА), ЯКІ ВИКОНАЛИ НА БІС ПОПУЛЯРНИЙ РОМАНС «ЧОРНІЇ БРОВИ, КАРІЇ ОЧІ» / ФОТО МИКОЛИ ТИМЧЕНКА / «День»

Виктор Михайлович не просто главный дирижер, но и один из лидеров украинского оперного пространства. Можно позавидовать коллективу Киевской оперы (Киевского академического театра оперы и балета для детей и юношества), который имеет в своих рядах такого супермаэстро. Если перечислять произведения, которые В.Плоскина исполнял в различных ведущих коллективах за рубежом и в Украине, а также ныне представляет меломанам, то получится длинный список: украинская и мировая классика, произведения современных композиторов. 26 сентября приглашает на «Grand-Gala Виктора Плоскина» и обещает публике немало приятных сюрпризов, а в октябре маэстро отметит годовщину, как связал свою творческую судьбу с Киевской оперой. О вызовах, которые поставил COVID-19, путях выхода из карантина; новинках, которые готовят мастера театра; почему сейчас Виктор Михайлович начинает и заканчивает свой день с «белорусского вопроса»; о его общественной и творческой позиции — наша беседа.

«КАРАНТИН ДАЛ НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ, СДЕЛАТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ПЕРЕЗАГРУЗКУ»

— Для многих коллективов карантин стал серьезным вызовом — фактически полгода не проходили концерты, спектакли, были отменены гастроли. Но вы с Симфоническим оркестром Киевской оперы не сидели сложа руки. Уже состоялось два масштабных события — гранд-концерт звезд оперы на Софийской площади и большой концерт, который открыл 39 сезон театра, продемонстрировав, что музыканты и вокалисты в прекрасной творческой форме. Хотя ваши коллеги из Национальной оперы, опасаясь карантина, не решились играть полным составом оркестра в зале и открыть свой занавес, аккомпанируя певцам под рояль... Выступать музыкантам в масках — большая нагрузка. Судя по тому, что пандемия набирает обороты, масочный и дистанционный режим сохранится надолго... Какое настроение в коллективе? Как проходят репетиции — вживую или онлайн?

— Пандемия показала, что одно дело, когда театр в карантин работал в обычном режиме, и совсем другая ситуация сейчас — в сложных условиях, когда всем сотрудникам и руководителям коллективов надо уметь исходить из сложившихся обстоятельств. Мы сейчас работаем, как при военном положении. Поэтому руководителям надо быть креативными, мобильными и инициативными, чувствовать время и четко понимать, чем нужно заниматься. В обстоятельствах, которые сложись в Украине из-за COVID-19, я не вижу ничего супертяжелого, а считаю, что карантин дал нам всем возможность переосмыслить, сделать определенное перезагрузки. Вместе с музыкантами мы проделали много работы, на которую ранее, в условиях текущего театрального сезона, не хватало времени. Мы занимались по группам с оркестрантами, а потом сводили все на общих репетициях. Я считаю, что нужно желание работать, а когда оно есть, то все получается хорошо. Надеюсь, что выдержим те вызовы, которые сегодня ставит перед нами пандемическая ситуация. Хотя каждый день смотрю статистику, которую озвучивает Минздрав, и смущает, что количество больных коронавирусом ежедневно растет. Главное, чтобы не происходило непредсказуемых осложнений. Мы все ходим под Богом и, к сожалению, от того, чтобы заболеть COVID-19, никто не застрахован... Каждый день молю Господа, чтобы у нас в коллективе не было больных. Потому что летом в театре уже были случаи с подхватившими эту напасть, а сейчас, в любой момент все может повториться... Я считаю, что не надо сидеть, сложа руки, иначе мы потеряем свою высокую квалификацию. Да, мы в прошлом сезоне сделали много интересных вещей, уверен, что еще много сделаем и порадуем слушателей. В театре сейчас работает классная команда единомышленников, которую возглавляет руководитель коллектива — Петр Качанов, главный режиссер Виталий Пальчиков, главный хормейстер Анжела Масленникова, главный балетмейстер Татьяна Боровик, а также мы имеем высокопрофессиональных вокалистов, танцоров, музыкантов... Фактически уже готова новинка — премьера «Ромео и Джульетты» Шарля Гуно, которая будет исполняться на украинском языке. Главные партии подготовили два состава солистов: Дарья Миколенко и Юлия Засимова (Джульетта), Анатолий Погребной и Дмитрий Фощанка (Ромео).

— Премьеру,  которой планировали открыть сезон, отложили именно из-за COVID-19, в афише октября этого спектакля тоже нет. Перенесли на ноябрь?

— Мы не можем подвергать людей опасности, а потому решили показывать не только  эту оперу, а все спектакли  в формате концертного исполнения, потому что пока будут карантинные ограничения, полноценные постановки мы не сможем показывать. А потому предлагаем публике концертные встречи с  классическим искусством. Потому что именно тактильные контакты вокалистов, танцовщиков и музыкантов  провоцируют на заболевание. Это происходит почти во всех театрах. Мы сознательно от этого отмежевываемся до тех пор, пока ситуация не улучшится.

— 26 сентября  вы приглашаете на новую встречу — «Grand-Gala Виктора Плоскины». В концерте будут принимать участие как солисты вашего театра, так и гости. Эта программа с успехом была представлена в прошлом сезоне. Сейчас будут изменения в исполнении произведений?

— Будет много изменений в программе. Концерт состоится согласно новой концепции, и  это будет не мой спектакль, как маэстро, а зрители услышат талантливую молодежь: сопрано — Инну Гусеву, Юлию Алексееву и  Екатерину Левицкую,  тенора Даниила Клягина,  скрипача Григория Амбрацумяна, а с ними также будут выступать известные солисты — басы Андрей Гонюков и  Сергей Ковнир, меццо-сопрано Анжелина Швачка, тенор Валентин Дитюк и другие. Сочетание молодости и мастерства ярких личностей — это всегда очень интересно для публики. «Изюмину» в  программе подготовят и танцовщики балета: Марина Берлизова, Христина Дейнега и Лада Романова.  Сюрпризов на вечере будет немало, и потому  всех меломанов  приглашаю на «Grand-Gala».

«Я ПО-НОВОМУ СМОТРЮ НА БЕЛАРУСЬ, В ДРУГОМ  РАКУРСЕ  УВИДЕЛ  ЛЮДЕЙ»

— Большая страница  вашего творчества  была связана с Минском: с 2007-го до мая 2019 работали  главным дирижером Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. В настоящее время весь мир прикован к протестам Маршей справедливости, которые проходят еженедельно в Минске. По вашему мнению, Лукашенко пойдет на уступки,  прислушается к голосам народа  и  оппозиции? Или прибегнет к жесткому сценарию?

— Об Александре Лукашенко я не хочу говорить, потому что он себя уже дискредитировал кровавыми действиями, цепляясь за власть и президентское кресло, в котором сидит 26 лет. А силовые органы Беларуси продолжают применять насилие против демонстрантов и задерживать протестующих. По данным оппозиции,  с начала демонстраций уже было задержано свыше 10 тысяч лиц, а несколько людей погибло!  Я считаю, что «Бацка Лукашенко» — это уже прошлое Беларуси. Главное, что народ преодолел свой страх и выходит на  марши протеста по всей стране,  и не хочет мириться с фальсификациями президентских выборов.  Я по-новому смотрю на Беларусь,  в другом  ракурсе  увидел  людей. Белорусы — большая европейская нация и ей по силам решить моральные задачи, которые они сейчас поднимают. Дело не в Лукашенко и не в  его режиме, который рано или поздно развалится. Уже пошел другой счет времени. Белорусы уже прошли экватор событий,  я уверен, что они победят. Меня удивляет, что мы, украинцы, не помогаем протестующим, которые сейчас в беде. Жаль, что и министры иностранных дел стран Европейского союза на заседании Совета ЕС в понедельник не смогли договориться относительно введения санкций против высоких должностных лиц Беларуси за фальсификацию выборов и нарушение прав участников акций протестов, которые длятся со дня выборов. Например,  Литва будет продолжать настаивать на существенных санкциях.  В Беларуси на людей ужасно давят — морально, физически, бьют, бросают в автозаки... А они все равно выходят на марши протеста.

— Виктор  Михайлович, вы общаетесь с экс-коллегами? Что они говорят?

— Все свое свободное время не оставляю мобильный телефон! Часами разговариваю с прежними коллегами-минчанами. Переживаю за них, чувствую, что им моя моральная поддержка очень важна. Так получается, что начинаю и заканчиваю день с «белорусского вопроса». Кстати, все театры там  работают (кроме Национального театра им. Янки Купалы, который в этом году должен был бы отметить свое 100-летие). Напомню, директора Купаловского театра Павла Латушко, который поддержал протестующих на улицах Минска, призывал расследовать жестокость силовиков, а министра внутренних дел пойти в отставку, — уволили. После того, как на его место был назначен представитель Минкульта, сотрудники театра поставили ультиматум: вернуть Латушко, иначе уволится весь коллектив. Их власть не услышала, и  артисты написали заявления на увольнение, записали видео с призывом остановить террор в стране, а в  знак протеста, театр остановил показы спектаклей. Позиция у этих артистов решительная. Весь творческий состав  театра-жемчужины уволился! Театр им. Янки Купалы является знаковым коллективом (наподобие нашей первой сцены Украины — Национального театра им. И. Франко). Этот театр можно назвать совестью нации!

Все другие коллективы активно  работают и напомню, в Беларуси никаких карантинных дистанционных ограничений в театрах, концертных и филармонических залах не было, потому что власть заявила, что коронавирус они преодолели, и больных у них тоже нет.

«КРЫМ НЕ НАШ, ПОТОМУ ЧТО МЫ ЕГО ПРОСТО ПРОВОРОНИЛИ»

— Давайте вспомним еще об одном штрихе из вашей творческой биографии: в сезоне 2004 — 2005 были главным дирижером Крымской филармонии.  По вашему мнению, почему россиянам легко удалось аннексировать Крым и почему Крымский полуостров до сих пор не украинский?

— Я всего год работал в Крымской государственной филармонии.  А Крым не наш, мы его просто проворонили.  Проворонили не тогда, когда появились так называемые путинские «зеленые человечки», а значительно раньше, потому что много лет мы не вели проукраинскую позицию.  Считаю, что аннексия Крыма также произошла из-за того, что не было и до сих пор нет украинской власти, пусть это и странно звучит.  Потому что фактически имели пророссийскую, даже кремлевскую власть.  Это почти всегда было и сейчас есть.  Киевские чиновники всегда смотрели на соседку — Россию, ожидая указания ЦК КПСС, затем московитов... Во время президентства П. Порошенко всматривались за океан — на Вашингтон, а сейчас снова власть заглядывается на Москву... Так и живем.  Жаль, что не вытравили из себя хуторянство...

ТВОРЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

— Интересно, а каким произведением началась ваша дирижерская карьера?

— Как дирижер я дебютировал с одноактной оперой «Алеко» С. Рахманинова, как и у многих студентов, которые заканчивают консерваторию.  Я закончил Львовскую государственную консерваторию им. Н. Лысенко в 1993 году.  После спектакля «Алеко» получил одобрительный отзыв от музыкального патриарха, композитора-классика Николая Филаретовича Колессы.  Знаете, оркестровая яма Львовской оперы имеет чрезвычайную энергетику, и по сей день не могу забыть тот день... Мурашки по спине идут, когда только вспоминаю о том знаковом событии, с которого все только начиналось в моей творческой судьбе.

— Вы работали с разными прославленными коллективами за рубежом и в Украине — филармоническими и оперными театрами, в частности, в Днепре, Симферополе, Киеве, Харькове... А какой коллектив считаете №1 в нашей стране?

— Это Национальный симфонический оркестр Украины под руководством Владимира Сиренко.  Благодарю судьбу, что имел счастье работать с этим прославленным коллективом, и считаю, что именно в этом ведущем оркестре я стал дирижером.  А еще знаковым было время сотрудничества с Национальной оперой Украины. Именно эти два коллектива стали моими творческими университетами.  С теплотой вспоминаю и 12 лет работы в Минске в качестве главного дирижера Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.  Именно на той сцене родились резонансные постановки, в частности «Аида», «Турандот», «Макбет», «Саломея», «Сельская честь», «Седая легенда», «Анастасия» и другие, которые до сих пор украшают афишу этого флагманского оперного  театра Беларуси.  Именно эти симфонические оркестры считаю фундаментом моей дирижерской судьбы.

— Сейчас Национальный харьковский театр оперы и балета им.  Н. Лысенко выступает под международным брендом «Схид-Опера»...

— Там очень творчески сильный коллектив, который может выполнять серьезную художественную функцию, и я верю, что это обязательно произойдет в ближайшее время.  «Схид-Опера» уже демонстрирует интересные новые постановки, как оперные, так и балетные, и я уверен, что расцвет театра еще впереди.

— Вы немножко уже рассказали о планах, а над чем сейчас работают оркестранты под вашим руководством главного дирижера Киевской оперы?

— 1 октября пригласим слушателей на симфонический концерт под названием «...ко дню музыки», посвященный 250-летию со дня рождения Бетховена.  Исполним Пятую симфонию классика, и этот концерт я хочу посвятить белорусскому сопротивлению, ибо первое слово, которое ассоциируется с музыкой Бетховена, это свобода!  А сейчас люди в Беларуси борются за свою свободу.  В программе также будет звучать бессмертное произведение Брамса Двойной концерт для виолончели и скрипки.  Это произведение композитор написал в 1887 году для знаменитых музыкантов того времени: скрипача Йозефа Иоахима и виолончелиста Роберта Хаусмана.  Глядя в ноты, трудно отделаться от мысли, что сольные партии скрипки и виолончели — это две... руки пианиста, настолько похожа фактура!  Музыка всего концерта наполнена красивыми мелодиями — произведение потрясающее, но редко исполняется.  Вместе с нашими оркестрантами выступят солисты: Екатерина Полянская, виолончель и Богдана Пивненко, скрипка.

— Последний год-два Киевская опера демонстрирует много креативных художественных проектов, практически все новинки вызывают резонанс у меломанов, музыковедов.  Радует, что в театр приходит много молодежи, а спектакли интересны зрителям всех возрастов.  Наступаете «на пятки» коллегам из Национальной оперы?

— Мы не соревнуемся с Национальной оперой, а работаем вместе, чтобы количество поклонников высокого искусства возрастало.  У нас, к сожалению, разные финансовые возможности, но меня радует, что работа Киевской оперы привлекает внимание, что у нас выступают мастера и талантливая молодежь.  Главное, что мы не стоим на месте, а все время в творческом поиске.

СПРАВКА «Дня»

Виктор Михайлович Плоскина — главный дирижер Киевской оперы.  Окончил Львовскую государственную консерваторию им. Н. Лысенко (1993).  В 1998 году стал лауреатом I премии Второго Национального конкурса дирижеров им.  С.Турчака (Киев).  Работал в Национальном заслуженном академическом симфоническом оркестре Украины, сотрудничает со всеми ведущими украинскими симфоническими оркестрами!  В 2000 — 2002 гг.. возглавлял Национальный оперный театр Сербии (г. Нови Сад).  В сезоне 2002—2003 — главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Днепропетровской филармонии, в сезоне 2004 — 2005 — главный дирижер Крымской государственной филармонии.  С 2007-го по май 2019-го — главный дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

На белорусской сцене осуществил постановки спектаклей: опер — «Сельская честь» П.Масканьи, «Борис Годунов» М. Мусоргского (концертное исполнение), «Трубадур», «Набукко», «Макбет» Дж.Верди, «Тоска», «Богема», «Турандот» Дж.Пуччини, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Дон Паскуале» Доницетти, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Саломея» Р.Штрауса, «Седая легенда» Д.Смольского;  балетов — «Сильфида» Х.Левенсхольда, «Щелкунчик» П.Чайковского, «Тамар» на музыку М.Балакирева, «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, «Жар-птица» и «Петрушка» И. Стравинского, « Шесть танцев» на музыку Моцарта.  Впервые в Беларуси представил в концертных версиях оперу «Макбет» Дж.Верди и оперу-ораторию «Царь Эдип» И. Стравинского.  С симфоническим оркестром театра Белорусского театра интерпретировал: «Фантастическую симфонию» Берлиоза, симфонию №2 И. Брамса, симфонию №3 Г.Малера, симфонию №5 и симфоническую поэму «Манфред» Чайковского, симфонии №2, №3 и  кантату «Весна» Рахманинова.  Дирижировал также операми — «Волшебная флейта» В.А.Моцарта, «Аида», «Травиата» Дж.Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини, «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и  «Иоланта» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.Бородина, «Хованщина» М. Мусоргского, «Летучий голландец» Р. Вагнера, рядом балетов, произведениями кантатно-ораториального жанра, в частности «Реквием» Дж.Верди.  Гастролировал с театром в Германии (Моншау; в программе «Трубадур», «Лебединое озеро», концерт симфонической музыки), Испании (Ла Пальма; в программе «Реквием» Моцарта, концерт симфонической музыки), Нидерландах и Бельгии (Роттердам,  Эйндховен, Бреда, Гаага, Гент; в программе «Трубадур»).  Лауреат Национальной театральной премии Республики Беларусь за постановку оперы «Набукко» Дж.Верди.  В 2019-м за постановку оперы «Богема» Дж.Пуччини получил театральную премию «Хрустальная Павлинка» (лучшая оперная постановка года в Беларуси).  С 2014-го параллельно с работой в Беларуси стал музыкальным руководителем и главным дирижером (на конкурсной основе) в Харьковском национальном академическом театре оперы и балета им.  Н.В.  Лысенко, где поставил кантату «Кармина Бурана» К.Орффа, балет «Болеро» Равеля, оперу «Кармен» Ж. Бизе.  23 августа 2014 года впервые осуществил open-air постановку спектакля «Тарас Бульба» Лысенко, которая имела большой общественно-политический резонанс.  Дирижировал спектаклями в Национальной опере «Эстония» («Богема» Дж.Пуччини), Софийской Национальной опере («Аида» Дж.Верди), выступал с оркестрами Новосибирской филармонии, Одесской филармонии, Азербайджанской филармонии им. М.Магомаева. Выступал с концертами в Вене (костел Св. Петра), дирижировал рядом спектаклей в «Астана Опера» (Казахстан), Грузинской национальной опере им. З.Палиашвили и Государственном академическом Большом театре Узбекистана им. А. Навои.  Осуществил постановки в Италии: оперу «Дон Паскуале» Доницетти в театре г. Ровиго, балет «Жизель» А.Адана в театре г. Бари.  Поставил оперу «Евгений Онегин» П.Чайковского в г. Хайфа (Израиль).

С мая 2019-го — главный приглашенный дирижер Большого театра Беларуси.  С октября 2019-го — главный дирижер Киевской оперы (Киевского академического театра оперы и балета для детей и юношества).  На этой сцене дебютировал концертными программами «Молитва Екатерины» и «Grand-Gala Виктора Плоскины», в 2020-м — стал дирижером-постановщиком концерта «Новые мелодии Рождественской ночи», оперы «Cavalleria rusticana (Сельская честь)» П.Масканьи (концертная версия)  и балета «Щелкунчик Чайковского.  Дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» Прокофьева и «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова.

В сентябре 2019-го дирижировал оперой «Макбет» Дж.Верди на Международном музыкальном фестивале в г. Пафос (Кипр).

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ