СНАЧАЛА О РЕЖИССЕРЕ
Картина «Від війни до весни» - режиссерский дебют Светы Залоги, хотя в кино она уже десять лет. Причем, начала сразу как стайер, попав в съемочную группу известного украинского документалиста Сергея Буковского, который снимал масштабный фильм «Живые» на болезненную для украинцев тему о Голодоморе. Марафонскую дистанцию Залога преодолела без видимых травм, и в титрах картины «Украина. Точка отсчета», которую Сергей Буковский делал к 20-летию провозглашения независимости Украины и распада Советского Союза, стоят уже две фамилии режиссеров. Как и в совершенно иной по жанру, очень личной для Буковского, камерной ленте «Главная роль», героиней которой стала мама автора актриса Нина Антонова. После этого фильма, лауреата прошлогоднего Одесского кинофестиваля, режиссеры Светлана Залога и Ирина Громозда сняли картину «Як тебе звати?» Это истории трех семей, пострадавших во время войны на Востоке Украины.
И, наконец, сольный режиссерский дебют. Картина «Від війни до весни», сделанная Залогой на студии «Кінематографіст» (художественный руководитель Светлана Степаненко) при поддержке Госкино и Министерства культуры Украины. История ее создания драматична: изначально этот фильм, один из цикла «Десятая муза в Украине», должен был снимать известный документалист Александр Столяров, но летом прошлого года его не стало. Непростую работу предложили делать Светлане Залоге. Непростую потому, что режиссеру нужно было рассказать о фильмах послевоенного периода, когда до «важнейшего из искусств», по сути, никому не было дела – только закончилась Вторая мировая война, необходимо было восстанавливать страну, которая лежала в руинах, кормить и одевать людей. Кино казалось сущей безделицей по сравнению с этими неподъемными проблемами. Но все-таки оно снималось.
Однако здесь таилась главная ловушка. Был жив и здоров Сталин, триумфально праздновавший победу Советского Союза над фашизмом, и продолжавший вести скрытую войну с народами своей страны. Соответственно, даже те единичные картины, которые делали в первое послевоенное десятилетие, подвергались жесточайшей цензуре еще на уровне замысла.
Вот такой исходный материал для киноанализа достался Свете Залоге. На премьере картины она призналась, что приступая к работе над фильмом, не знала об этом периоде практически ничего. Пришлось пересмотреть все работы, снятые в то время на киевской студии, километры хроники, прочитать массу литературы, чтобы понять, как жили, о чем думали ее коллеги, разбивая заветную тарелку в первый съемочный день. А когда она уже была, что называется, в теме, встала еще одна дилемма: как донести этот архаичный во многом материал до сегодняшнего зрителя, привыкшего к другому киноязыку, к иному ритму и стилю кинематографа, имеющего доступ к шедеврам мирового кино, чтобы фильм получился современным и не скучным.
Признаюсь, я очень ждала премьеру картины «Від війни до весни». Потому что давно знаю режиссера, дружу с ней, с удовольствием вспоминаю работу на нескольких телевизионных проектах (Светлана родом из тв) – мы делали вместе передачу «Имя» на телеканале «ТЕТ», «Эгоистку» на КТМ. Ее потенциал именно как кинорежиссера был виден уже тогда – до сих пор совершенно незнакомые люди спрашивают меня порой, почему мы не делаем больше свои «эгоистичные» «фильмы» о городах и весях. И это не подмена понятий, когда непосвященный человек путает термины «телепрограмма – фильм». Света Залога всегда находила режиссерский ход, не только отличающий одну передачу от другой, но и точно раскрывающий особенности страны, о которой мы рассказывали.
«ОТЦЫ И ДЕТИ» - О КИНО 70-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ
Режиссерский вкус и безупречное владение ремеслом не подвели Залогу и на сей раз. В фильме «Від війни до весни» кроме персонажей послевоенного времени – режиссеров, операторов, актеров, которые снимали свое кино и играли в нем, кроме реальных людей, кого мы видим в кинохронике, полноправными героями стали (уже даже не их дети и внуки, а правнуки!) студенты и выпускники «Могилянки» и МастерскойDOC Сергея Буковского, многие из которых до сегодняшнего дня вообще не видели советское кино, даже поздних лет, поскольку родились и выросли уже в независимой Украине, и их эстетические предпочтения сильно отличаются от вкусов родителей, бабушек и дедушек. Это как минимум.
Камера оператора Сергея Крутько следит за реакцией ребят во время просмотра – от этих кадров невозможно оторваться, настолько они эмоциональны и непосредственны, это готовый материал для отдельного кино (мне тотчас вспомнился знаменитый фильм прекрасного латышского документалиста Герца Франка «Старше на десять минут», который он сделал в 1978 году с оператором Юрисом Подниексом. Картина снята одним планом, без единой склейки, в кадре – лицо маленького мальчика, который смотрит невидимый зрителю кукольный спектакль, и та буря эмоций, которую переживает ребенок за короткие 600 секунд).
Не менее интересно обсуждение студентами увиденного. Их размышления – искренние и неглупые, иногда наивные, иногда смешные до коликов (фраза девочки, признавшейся, что вообще никогда до этого дня не видела советское кино, и оно напоминает ей фильмы Чарли Чаплина!) – подобны заметкам на полях библиотечной книги, читая которые, воспринимаешь знакомое произведение абсолютно по-иному. Ребята пытаются понять эстетику старого наивного советского кино, проводят параллели с сегодняшним днем, когда в нашей стране вновь идет война, рассуждают, какие картины будут востребованы зрителями после ее окончания.
Реплики студентов изящно смонтированы с комментариями авторитетных в среде кинематографистов людей – кинокритика Сергея Тымбача, оператора Богдана Вержбицкого, сценариста Сергея Полховского, режиссеров Аркадия Непиталюка, Ахтема Сейтаблаева, историка Владислава Гриневича. Иногда они как бы вступают в полемику с молодежью, иногда подхватывают их мысли, иногда просто усмехаются – эта режиссерская вязь снимает пафос прямолинейного идеологического кино, а благодаря анализу специалистов и точным фрагментам фильмов становится понятно, почему иронизируя порой над плакатными черно-белыми героями кинокартин 70-летней давности, мы до сих пор цитируем их. «У вас продается славянский шкаф?» - «Шкаф продан. Могу предположить никелированную кровать». - «С тумбочкой?». – «С тумбочкой». Вы помните? Ну, наверняка помните. А вот если спросить, откуда эта цитата, даже киноман может попасть впросак. На будущее, если захотите пошутить, – «Подвиг разведчика», режиссер Борис Барнет, оператор Даниил Демуцкий, 1947 год. Оттуда же, кстати, и хрестоматийная фраза майора Алексея Федотова (он же Генрих Эккерт), героя Павла Кадочникова, в которого были влюблены женщины нескольких поколений: «За победу! За нашу победу!»
МНОГОТОЧИЕ В ФИЛЬМЕ – ЗНАК УДАЧИ
«Подвиг разведчика», пожалуй, самая известная картина, снятая на киевской киностудии тех лет, которую знают не только специалисты. А за десятилетие после окончания Второй мировой на экраны Советского Союза вышли еще и такие фильмы: «Перемога на Правобережній Україні» и «Мичурин» Александра Довженко, «Центр нападения» Семена Деревянского и Игоря Земнаго, «Третий удар» и «Тарас Шевченко» Игоря Савченко, «Щедрое лето» Бориса Барнета, «Судьба Марины» Исаака Шмарука и Виктора Ивченко. Чуть раньше – «Радуга» Марка Донского, прогремевшая на весь мир.
Многие студенты, участники фильма Светланы Залоги «Від війни до весни», увидев эти картины, говорили, что они стали для них стимулом посмотреть и другие ленты советского периода, потому что не только помогают лучше понять историю своей страны, разобраться в истоках сегодняшних разногласий с ближайшим соседом, но и проанализировать профессиональные приемы кинематографистов того времени, талант которых был, без преувеличения, штучным. Если честно, мне тоже захотелось пересмотреть некоторые фильмы, ведь где сегодня можно увидеть легендарных Гната Юру, Амвросия Бучму, Бориса Барнета, Дмитрия Милютенко, кумиров юности Леонида Быкова, Николая Гриценко, Сергея Бондарчука, Бориса Андреева, Марка Бернеса, Вячеслава Тихонова и других звезд, в те годы только начинающих свою кинокарьеру? Именно в картинах киевской киностудии можно и увидеть, а это уже само по себе дорогого стоит.
Завершает свой фильм Света Залога эпизодом на Одесской киностудии, куда (уже после смерти генералиссимуса) тогдашний директор студии истинный реформатор Александр Горский пригласил молодых талантливых кинематографистов, чтобы снимать другое кино. Не пропагандистское, не идеологизированное, а о людях и для людей, о любви и надежде (простите за вынужденный пафос, автор фильма этого очень не любит, но из песни слов не выкинешь). Именно там родилась любимая многими по сегодняшний день «Весна на Заречной улице» режиссеров Марлена Хуциева и Феликса Миронера с обаятельным Николаем Рыбниковым в главной роли. «Что такое многоточие?», - отвечает его герой на вопрос экзаменационного билета. – «Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое еще осталось впереди…»
Более точный и светлый финал, мне кажется, придумать было трудно, и когда под известную песню Алексея Фатьянова и Бориса Мокроусова «Когда весна придет, не знаю…» начали плыть титры, в зале не поднялся ни один человек, что сегодня редкое явление даже на профессиональных просмотрах. И в титрах мы прочитали, что над фильмом работали (кроме уже названных режиссера Светланы Залоги и оператора Сергея Крутько) – сценарист Сергей Трымбач, редактор Виктория Бондарь, редактор архива Виктор Суржа, ассистент режиссера Юлия Веремко-Бережная, звукорежиссеры Георгий Стремовский и Сергей Савченко, руководитель группы Валерий Сардудинов, генеральный продюсер Светлана Степаненко и другие. Текст читал Сергей Буковский.
P.S. Прошло уже немало времени после премьеры картины, а мне не дает покоя фраза, которую советский разведчик произносит, назначая явку: «Данцигер Штрассе, 18. Парикмахерская «Элит». Интересно, есть ли такая улица в Берлине сегодня, и что там находится ? При оказии проверю обязательно…