Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Свинг по-днепропетровски

Состоялся ХIII фестиваль «Джаз на Днепре»
28 октября, 2004 - 19:33

Открылся он выступлением Днепропетровского губернаторского биг-бэнда под управлением Юрия Паламарчука. Вышли 15 здоровяков, экипированных в красные жилеты, врезали две знаменитые темы: «Хамелеон», потом «Текилу», и процесс пошел... После краткой оркестровой увертюры на сцене обосновались весьма именитые московские гости, которым был полностью отдан первый день. Трио пианиста Михаила Окуня в классическом составе (контрабас Игорь Уланов и барабаны Владимир Журкин) играет очень качественно. Это годами выверенный, отработанный, отточенный, классный мейнстрим, временами оттененный легкими состояниями кула и интонациями бопа. Трио не стремится к открытию новых пространств. Однако уровень инструментального и интонационного мастерства, исполнительская и вся сценическая культура его участников тянут не только на звания «Заслуженных артистов», которыми все они обладают, но, если бы это было принято в джазе, коллективу смело можно было бы присвоить наименование «академический». Это не мешает музыкантам быть раскованными, шутить и музыкально «прикалываться». А слушателям чувствовать присутствие в их музыке постоянного выразительного легкого грува.

На смену им пришла другая группа солистов-инструменталистов оркестра Олега Лундстрема — квартет под руководством ученика Окуня пианиста Льва Кушнира. Из предыдущего состава в нем остался басист Игорь Уланов, за барабаны сел Игорь Игнатьев, а к ним присоединился еще один заслуженный артист России прекрасный тенор-саксофонист Иван Волков. И эти музыканты выделяются высоким мастерством: изысканностью импровизаций, глубоким звучанием, блестящей техникой. После исполнения квартетом двух стандартов на сцену вышла молодая вокалистка Анна Бутурлина. Как сказал ведущий фестиваля популярный московский джазовый комментатор Михаил Митропольский, Анна выступала в разных городах СНГ, в Скандинавии, ее пение высоко оценивает знаменитый саксофонист Игорь Бутман, с биг-бэндом которого она поет. Совершенно свободно, легко, без внешних эффектов и малейшего напряжения, отлично ансамблируя с аккомпанирующим составом, то периодически отдаляясь от сопровождения, то перекликаясь в дуэтах с Кушниром и Волковым, Анна прекрасно исполнила ряд популярных tunes. Певица обладает ровным во всем широком диапазоне мягким глубоким тембром, интересной вибрацией, отличным скэтом. Ей свойственно тонкое блюзовое интонирование, ненавязчивы ее приятные нечастые глиссандирования. Миниатюрная, с миловидной славянской внешностью, она отлично управляется с традиционно «черным» свинговым материалом. Аккомпанемент был простой, но совсем не простенький, а периодически набрасывающий на основную вокальную линию легкую модальную вуаль...

В третьем сете вышли участники известного вокального квартета «Москва-Транзит» (присмотримся к словесной ассоциации с «Манхеттен-Трансфер»). Поют хорошо, за редким исключением, чисто и довольно артистично. Назвать идеальным ансамбль москвичей нельзя, хотя поют грамотно и на подобном фестивале их заключительное выступление первого дня было красочным и привлекательным. Правда, временами инструментальное сопровождение солистов-лундстремовцев, так называемый бэкграунд (а к ним присоединились еще трубач Александр Гуссейнов, барабанщик Владимир Журкин и играющий на бонгах Александр Брыксин), был более ярким и качественным. Не спеть под занавес «Чатанугу» и «Караван» в качестве динамической коды первого фестивального дня квартет не мог. И это дало правильно рассчитанную радостную эмоциональную реакцию слушателей. Тут уж и ведущий пошутил на тему «какая песня без баяна, какой джазфест без «Каравана».

После этого динамика фестиваля (в значении громкости) не спала, но в развитии драматургии пошла на убыль. Хотя несправедливо было бы не отметить в выступлениях двух последующих дней отдельных участников. Киевлян из вокального секстета «Джаз экспромт», поющих под руководством заслуженного артиста Украины Александра Лысоконя, в Днепропетровске я слушала спустя месяц после их выступления на «Джаз-карнавале». Как и в Одессе, пели качественно: почти чисто, в меру выразительно. На сей раз выступление выглядело несколько увереннее, спокойнее, но в нем не было не только ни одной новой по сравнению с Одессой ноты, но и шутки, позы или улыбки. Ребята, а где же джаз?

Бесспорно, оригинальной стилистикой и прекрасным уровнем порадовало московское трио «Второе приближение». Киевляне прекрасно помнят эту группу по их участию в первом фестивале «Еднисть» 2002 года. Трио состоит из композитора-пианиста Андрея Разина, выпускника по классу композиции профессора Киевской консерватории Юрия Ищенко, уроженки Днепропетровска, певицы, заслуженной артистки России Татьяны Комовой и контрабасиста Игоря Иванушкина (в отличие от коллег — россиянина-челябинца). Сами музыканты не определяют свой стиль как «авангард»: вместе они создают музыку, сочетающую авторские композиции Разина, отличную стилистическую интуицию Комовой и Иванушкина с разными «модерновыми», как это не так давно называлось, находками (экспрессионистическими, импрессионистическими, ладогармоническими, пуантилистическими) и этническими славянскими (и не только) интонациями и элементами. К слову, на протяжении всего фестиваля публика не только радостно встречала популярные стандарты. Не менее восторженный прием слушатели оказали и современным джазовым поискам «Второго приближения», что говорит о наличии в Днепропетровске умной музыкальной аудитории. Трио использует перформанс, играет на «подготовленных» рояле и контрабасе, экзотических ударно-шумовых инструментах, Комлева прекрасно применяет приемы «инструментального» вокала. Это интересно и в столице, и на небольшом фестивале.

Третьим во второй день был киевский секстет «Киев Арт Ансамбль» (опять же, в названии звучит перекличка с легендарным «Чикаго Арт Ансамблем»). Чтобы дать такое громкое имя своему детищу, нужно быть очень уверенным в своих претензиях. Киевлян я слушала много раз. И всегда впечатление было, мягко говоря, «средним». Как говорил Остап Бендер, «это не Рио де Жанейро». Чистая интуитивность, конечно же, хороша, но не по ходу концерта, а во время джем-сейшна.

В третий день я увидела, что с задника сцены сняли первое слово из висевшей два дня надписи «Московский джаз на Днепре». Вместе с ним почти закончился и джаз этого фестиваля. Я впервые слушала похожего внешне на Джо Кокера очень виртуозного и эмоционального днепропетровского гитариста Александра Любченко. Он играл в сопровождении басиста Юрия Пивня и барабанщика Виталия Хренова. Любченко блестящий гитарист. Как исполнителю ему цены нет, у него прекрасный ясный звук, он супертехничен, временами просто дух захватывало от неимоверных сумасшедших пассажей, взлетающих мельчайшими длительностями вдоль гитарного грифа. К сожалению, он играл собственную музыку. Сам этот факт не порицается, а опора на песенно-массовую лирическую интонацию не несет никакого вреда. Но в стенах джазфеста она «смотрится» не так, как, безусловно, того заслуживала бы в другом, более жанрово близком ей месте. Композиции не были достаточно энергетичны, хотя децибел местами было даже многовато (кстати, работа звукорежиссера на протяжении всего фестиваля высоким качеством, увы, не порадовала). Пьеса «Ключ», безусловно, является прекрасным достижением Любченко-автора и исполнителя. На ней бы и закончить, но он расслабился и потерял чутье, поэтому последняя вялая «Бессамемучьо» сбила возникший после «Ключа» накал...

Великолепно-профессионально-качественно зазвучали с первых нот вышедшие предпоследними участники чешского дуэта «Brothers». Пианист Ондржей Крайняк и контрабасист Томаш Барош — действительно кузены. И музицируют вместе с детства. Несмотря на молодость, они удивили редким мастерством, зрелостью и высокой культурой. Музыканты играли простые стандарты, но их исполнение поражало безупречностью и даже лоском, достигнутым благодаря настоящему фортепианному туше, идеальному чувству ритма и прекрасной агогике. И благодаря созданному ими роскошному бэкграунду по-другому, изысканно и тонко зазвучал американец- вокалист Ли Дэвисон, накануне в сопровождении «Арт Ансамбля» В. Соляника выглядевший, как выражаются музыканты, «ну никак». Завершил фестиваль молодежный израильский коллектив. Ребята стараются, но им еще нужно учиться, копить мастерство, и их выступление «на закуску» было не продуманным.

Нельзя не вспомнить о том, что многие участники фестиваля посвятили свои выступления памяти Владимира Михновецкого, руководителя одного из лучших в мире вокальных ансамблей — секстета «ManSound», гордости украинского джаза. Недавно, 6 октября, 41-летний киевлянин внезапно умер во время гастролей в Эстонии. Хлеб музыканта нелегок...

Что же касается организации фестиваля, то его главным «отцом» выступила областная госадминистрация, представитель которой юный Андрей Саклаков на протяжении фестиваля по необъяснимым причинам откровенно препятствовал работе прессы. Несмотря на это мне удалось взять интервью у одного из «китов» российского джаза — радиокомментатора, обозревателя, промоутера, ведущего многих фестивалей Михаила Митропольского, о содержании которого вы, дорогой читатель, узнаете в следующий раз.

Ольга КИЗЛОВА, специально для «Дня». Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ