В экспозиции представлены знаковые работы из серий «Бенилюкс» и «Вокруг Европы». Художник принадлежал к числу ведущих мастеров украинской станковой и книжной графики 1960—1970-х. Произведениям Георгия Васильевича Малакова (1928—1979) присущи черты яркой индивидуальности, высокого мастерства, широты творческой фантазии. Художник работал в разных жанрах и техниках, но наиболее удачные у Г.Малакова — линогравюры, пишет uartlib.org. Почитателей творчества мастера всегда привлекала высокая познавательность его произведений, насыщенных большим количеством документально точных атрибутов быта, военного снаряжения, растительного и животного мира. На удивление наблюдательный художник словно приглашает зрителя присмотреться к окружению, — ведь эти вещи несут определенную информацию об изображаемой исторической эпохе или конкретном событии.
Мастерская Георгия Васильевича напоминала музей: здесь были каски, штыки, снаряды, мины, патроны, фронтовые зажигалки, пуговицы, монеты, сигаретные и спичечные этикетки, детали самолетов, танков, автомобилей и тому подобное. Отдельно стояли модели самолетов, танков, а рядом — старинные бокалы с оловянными крышками и готическими буквами, дальше — корабельное рулевое колесо, топовый фонарь, компас, стул, искусно сделанный из обломка деревянного самолетного винта. И много книжек — по искусству, истории, по военному и морскому делу, справочники, словари, комплекты систематизированных вырезок из журналов. Любовь к предметному миру, к животным пронизывает все произведения Малакова так же, как неизменны улыбка и доброта...
«ПАРИЖСКИЕ ЗАРИСОВКИ» ИЗ СЕРИИ «ВОКРУГ ЕВРОПЫ», 1961. БУМАГА, ЛИНОГРАВЮРА (СБОРНИК НАЦИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ УКРАИНЫ)
«В ноябре 1959 года, после увлекательного путешествия в страны Бенилюкс, впечатлениями от которой добродушный Гога охотно делился на каждом шагу, Союз художников направляет его в командировку в политуправление Краснознаменного Черноморского флота (это уже теперь можно шутить относительно сочетания цветов в этом названии: красно-черный! УПА!). Находясь в тогда еще закрытом городе Севастополь, Георгий Малаков мог осмотреть и, имея соответствующее удостоверение, изобразить руины Херсонеса, вспомогательные и некоторые боевые корабли в бухтах и вволю поработать как художник на борту крейсера с артиллерийским вооружением «Фрунзе». По возвращении создал серию цветных линогравюр «Черноморцы», которая сразу же получила высокое признание, была даже издана в Москве комплектом почтовых карточек. Но одновременно Георгий работал и над серией «Бенилюкс», которая также имела успех», — вспоминал об отце сын художника Дмитрий Малаков в статье «Вот такой был Гога Малаков...» («День» № 23 за 2013 г.).
К 90-летию мастера в музее будет представлена выставка, в основе которой лежат две серии графики: «Бенилюкс» (1960—1961 гг.) и «Вокруг Европы» (1961—1962 гг.). Они созданы по мотивам туристического путешествия художника 1959 года в страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) и круиза вокруг Европы в 1961 году — тогда Малаков посетил Осло, Лондон, Париж, Рим, Неаполь, Помпеи, Афины, Стамбул. Работы выполнены в популярной на то время технике линорита — гравюры на линолеуме. Кроме 12 листов из музейной коллекции, будут экспонироваться также один линорит и акварельная композиция из семейного сборника Малаковых.
На примере произведений из серий «Бенилюкс» и «Вокруг Европы» наблюдаем первые шаги молодого художника в овладении техникой линориты. А еще можем увидеть трансформацию эмоционального опыта человека, который оказался в необычной среде, — за рубежом, в свободном мире. (Понятие «свободный мир» сформировалось в период «Холодной войны» и характеризовало демократические страны, важной культурной ценностью которых было право личности на свободный выбор образа жизни.) Для туриста из СССР увиденное стало настоящим культурным шоком, а для художника — богатейшим материалом, требовавшим творческого осмысления.
По словам организаторов вернисажа, в этих работах заметно искреннее увлечение автора графическим дизайном рекламы мировых брендов, модной одеждой, прическами, характерными типажами и бытовыми сценами — стилем бурных 1960-х. В линоритах увиденное переосмысливается — Георгий Васильевич отбирает самые яркие сюжеты, стилизует, прибегает к контрастным сравнениям и доброжелательно иронизирует над картинами того мира, который советская пропаганда упрямо называла «загнивающим Западом».
Выставка продлится до 20 мая.
Иллюстрации предоставлены PR-отделом НХМУ