Прошлой весной к людям вернулась еще одна волынская Богородица. В мае в Музее волынской иконы были представлены отреставрированные в Львове четыре святые образа из старенькой церкви в селе Рудка-Козынская в Рожищенском районе. Эти иконы в 80-е годы прошлого века были переданы тогдашним настоятелем храма иеромонахом Нифонтом специальной комиссии, которая проводила, так сказать, инвентаризацию церковной утвари в закрытых в 60-е годы, да и в действующих храмах. Научная экспедиция под руководством Павла Жолтовского тогда спасла не одну сотню уникальных вещей, которые могли бы составить славу любого мирового музея. Вот и иконы, которые иеромонах Нифонт нашел на чердаке храма, имеют почерк неизвестного, но самобытного волынского мастера. Это счастье, что молодой тогда священник понимал значение этих деревянных «досок», потому что и после, став митрополитом Волынским и Луцким и возглавив Волынскую епархию Украинской православной церкви, владыка Нифонт остается одним из тех, кто пополняет Музей волынской иконы ценными иконами из сельских приходов и материально поддерживает их реставрацию. Собственно и первые научные сборники музея профинансировал именно он.
То, насколько ценными бывают иконы из обычных волынских церквей, свидетельствует последующая судьба икон из Рудки-Козынской. Комиссия специалистов отобрала их в экспозиции Музея волынской иконы для презентации на выставке в столице, посвященной 1025-летию Крещения Руси. Выставка называется «Великое и величественное», и именно эти ощущения овладевают каждым, кто переступает порог Музея волынской иконы. Здесь бывали президенты, митрополиты и послы из разных стран мира, а еще музей ежегодно принимает паломников из Польши, России, Парагвая и Израиля и других стран мира, которые приезжают поклониться чудотворной холмской иконе Богородицы. Это так называемая апостольская икона, которую, как считают специалисты, написал апостол Лука. Об истории ее мытарств после Второй мировой войны, когда святой образ был эвакуирован из Холма (теперь город Хелм в Польше), о том как реставратор Анатолий Квасюк 12 (!) лет по миллиметру восстанавливал ее (в первые годы делал это и подпольно) и почему образ передан на вечное хранение именно в Музей волынской иконы, газета «День» рассказывала не один раз. Во время торжественного собрания было зачитано и поздравление коллектива Музея волынской иконы от главного редактора газеты «День» Ларисы Ившиной, которую здесь считают своим большим другом и человеком, с чьим мнением особенно считаются.
ХОЛМСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ. ХІ ВЕК / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ ИЗ КНИГИ ЕЛИСЕЕВА Т., ВЫГОДНИК А. «МУЗЕЙ ВОЛЫНСКОЙ ИКОНЫ». — К.: «МАЙСТЕР-ПРИНТ», 2010
Татьяна Елисеева, нынешняя заведующая Музеем волынской иконы, была участницей тех первых научных экспедиций под руководством Павла Жолтовского, которые во времена богоборчества в закрытых волынских церквях инвентаризировали и спасали, забирая в краеведческий музей, не просто тысячи святых образов, а часто и памятники искусства. И именно эти находки в будущем стали основой богатейшей экспозиции нынешнего Музея волынской иконы. Иконы из Рудки-Козынской в Львовском филиале Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины реставрировали почти год и специалисты датируют их концом XVIII века.
А уникальное собрание музея, который единственный в Украине представляет самобытную региональную школу иконописи, насчитывает более двух тысяч памятников сакрального искусства XVI—XIX веков. Среди шедевров — иконы «Спас в славе» XVI века, «Юрий Змееборец с житием» 1630 года, «Спас Вседержитель» первой половины XVIІ века, работы Йова Кондзелевича «Спас Вседержитель» XVIІ века, «Пророки», «Святой Георгий» начала XVІІІ века, а также оригинальные образцы декоративной резьбы и скульптуры Волыни XVIІ—XVIІІ веков. Авторитет Музея волынской иконы, как признанного в Украине центра коллекционирования, исследования и сохранения памятников сакрального искусства, побуждал членов общества «Холмщина» передать музею в сентябре 2000 года Холмскую Чудотворную икону Божьей Матери — уникальный памятник византийского искусства ХI—ХII веков. И ныне это единственный, по-видимому, и в мире музей, в который идут многолюдные крестные ходы.
И свой юбилей музей отметил традиционной ежегодной международной научной конференцией «Волынская икона: исследование и реставрация». Были коллеги из России, Польши, Беларуси. Представители власти отметили коллектив и его специалистов грамотами и премиями. А самой главной наградой стала передача еще одного помещения в центре города, потому что музейные фонды хранят еще немало уникальных икон, которые невозможно поместить в нынешней экспозиции.
КОММЕНТАРИИ
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА, генеральный директор Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины:
— Музей волынской иконы — это действительно уникальное учреждение культуры, которое хранит удивительные вещи сакрального искусства. И то, что именно здесь находится Холмская икона Богоматери, которая является национальной и мировой святыней, свидетельствует о том, как значима коллекция этого музея. Мы сотрудничаем с музеем также 20 лет, и очень много произведений сакрального искусства прошло именно через наши лаборатории, наши мастерские, через наши руки. Так же сотрудничают и художники-реставраторы нашего филиала в Львове.
Мы очень любим и уважаем этот музей, очень ценим коллекцию, которую хорошо сохраняют специалисты Музея волынской иконы. Мы благодарны за это сотрудничество. Если говорить о значении этого музея, то его экспозиция просто бесценна! И я считаю, что здесь есть памятники мирового значения. Здесь много интересных произведений искусства, связанных с иконописью Богоматери, с разными праздниками церковными, которые восхищяют и поражают. Многие ценители такого искусства находят музей по каталогам, и, кстати, Музей волынской иконы много издает, показывает свою экспозицию в альбомах и книгах. Это одно из ведущих музейных заведений Украины, потому что работает не в одном каком-то направлении, например, выставочном. Ежегодно проводятся научные конференции, выставки, музей предоставляет свои произведения для выставок в других городах Украины, проводится очень серьезная методическая работа. Это очень похвально. Те издания, которые подготовили к своему юбилею, свидетельствуют о действительно научном подходе к изучению, обработке коллекции, к фондовой работе.
Владимир АЛЕКСАНДРОВИЧ, доктор исторических наук, заведующий отделом истории средних веков Института украиноведения имени Крипьякевича (Львов):
— Когда летом в 1976 году я начинал работать в Олеском замке, в филиале Львовской галереи искусств увидел икону Богородицы из церкви Апостола Луки села Доросыни на Волыни. Это была первая уникальная волынская икона, которую я имел счастье видеть потом ежедневно. Покойный уже директор галереи Борис Возницкий тогда говорил, как, мол, жаль, что на Волыни сохранилось мало памятников сакрального искусства. За 20 лет работы Музея волынской иконы было открыто много просто уникальных памятников волынской школы иконописи. У нас 33 иконы, написанных до конца XVI века. Волынь перестала быть неизвестным регионом для историков, искусствоведов, исследователей сакрального искусства. Она оказалась очень важным регионом развития украинской художественной традиции. Благодаря историческим связям Волыни с Киевом здесь есть и много киевских икон, думаю, что даже больше, чем собственно в Киеве.
Большое счастье в том, что эти памятники не погибли, а сохранились, дошли до наших времен и доступны людям. Такой музей, его коллекция выгодно представляют не только Волынь, но и Украину. Такой иконы, как Холмская Богородица, нет ни на Синае, ни на Афоне. А в Луцке, на Волыни, в Украине — есть. Юбилей для меня не только итог того, что сделано, а в первую очередь, определение того, что не сделано. Не так давно мы ездили с представителями Церкви по храмам под Луцком, знаете, есть еще невероятные памятники, которые нужно просто спасать. А они станут украшением многих музейных экспозиций. Люди иногда не всегда понимают, каким богатством они владеют, какими свидетелями истории являются эти старые иконы. Одна из самых ценных волынских икон — Спас из церкви в селе Пилганов, что под Луцком, была изъята в виде... доски, потому что на ее обратной стороне мастера, которые ремонтировали храм, замешивали цемент... Создание музея иконы спасло сотни святых образов, так как часто изымались те из них, которые уже давно не были в церковном потреблении.
Когда прошлой весной в Софии Киевской представили альбом «Музей волынской иконы» и сейчас он, кстати, претендует на звание лучшей книги года, многие специалисты говорили, что в Луцке есть сокровища мирового значения и их стоит показать ценителям в Европе...
Об этом говорится уже очень давно. Когда Кучма был президентом, речь шла о выставке украинских икон в Ватикане, потом в Бельгии и так далее. К сожалению, годами это все на уровне разговоров. Вот в Беларуси более скромные, так сказать, запасы сакрального искусства, но как их ценят! Коллеги из Беларуси рассказывали, как повезли скромные иконы, провинциальную живопись, которая ближе к народной живописи, в Испанию. И произошло то, чего в этой стране давно не было: на выставку белорусских икон стояли такие очереди!.. Волынь может представить более ценные иконы. Но кому-то это нужно сделать. Каждая икона — это маленький фрагмент нашей истории. Появляется один такой памятник — и мы открываем целое направление в истории, до того неизвестное. У нас есть, что показывать, и беда, что этого мы не показываем.
Кстати, виртуально посетить Музей волынской иконы можно на сайте «Україна Incognita» — incognita. day.kiev.ua