Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Такого еще не было!

В Восточной «Опере» начались репетиции спектакля «Вишиваний. Король України»
13 марта, 2020 - 11:27

Без воссоздания памяти о нашей элите у Украины нет будущего. Поэтому «День» был первопроходцем по делу открытия для во многом «дремучего» общества удивительной судьбы Вильгельма фон Габсбурга (Василия Вышиваного) — человека из Венской императорской семьи, который сознательно посвятил себя борьбе за Украинское государство и пожертвовал ради этого карьерой, комфортом, благополучием, самой жизнью.

Книги Библиотеки газеты «День» «Корона» и «День вдячності» содержат замечательные статьи о жизненном пути Василия Вышиваного (желающие могут прочитать их). Во львовской 5-звездочной гостинице BANKHOTEL  открылся месяц тому назад именной номер Василия Вышиваного (см. «День» №22-23). А теперь об образе Василия Вышиваного в оперном искусстве.

В конце мая на сцене Харьковского национального академического театра оперы и балета состоится премьера современной оперы Аллы Загайкевич «Вишиваний. Король України» на оригинальное либретто Сергея Жадана. «День» продолжает знакомить читателей с процессом подготовки этого неординарного спектакля, главным героем которого станет легендарная личность:  Вильгельм фон Габсбург, Красный Принц, Василий Вышиваный, Король Украины — этот человек вошел в историю под разными именами. Племянник императора, который, согласно планам Франца Иосифа, должен был после Первой мировой войны возглавить «Княжество Украина». Он с молодых лет увлекся украинцами — народом без государства, народом без рабов и хозяев. Воин, который бок о бок с рядовыми Сечевыми стрелками воевал за Украину. Мученик, который закончил свою жизнь в безымянной могиле то ли в Лукьяновской, то ли в Новоград-Волынской тюрьме НКВД— как «английский шпион».

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ: ЗЕМЛЯ, АД И НЕБЕСА

По замыслу режиссера Ростислава Держипильского, сценография спектакля будет похожей на модель трехэтажного варианта украинского вертепа. Только вместо  шкатулки — конструкция, которую,  по эскизам художницы Олеси Головач уже изготовили специалисты столичной фирмы «Алвисс», которая специализируется на сборном  сценическом оборудовании. Участие в оформлении телепроектов, в том числе «Танцуют все», показах мод, музыкальных шоу-программ, изготовление театральной модели Эйфелевой башни сделало «Алвисс» очень популярным среди художников, которые ищут новых выразительных возможностей в сценическом пространстве.

О масштабах и объеме конструкции для «Вышиваного», сделанной из алюминия и стальных опор, можно судить хотя бы по тому, что каждый   квадратный метр сооружения на  каком-либо уровне выдерживает нагрузку 300 килограммов! Для безопасности на всех этажах по периметру и вокруг лестницы устанавливаются перила. Конструкция выдерживает нагрузку на 2-й ярус: 5500 кг (60 человек), нагрузка на 1 сегмент   2-го яруса: 1000 кг (около 10 человек),    нагрузка на 3-й ярус: 300 кг (3 человека), нагрузка на 1 сегмент   3-го яруса 300 кг (3 человека), нагрузка на пандус 5500 кг (60 человек). Следовательно, несложно подсчитать, что на конструкции одновременно могут находиться около 130 лиц  общим весом свыше 12 тонн. А всего   на сцене будет работать около 200 артистов! Конечно, дело не только в количестве,  ведь сценическое оборудование дает возможность для поражающих образных преобразований места действия. В ближайшее время конструкция в разобранном виде будет отгружена в  театр, где каждая деталь получит технологический номер и соответствующее место на огромной плоскости харьковской сцены.

ЧТО ТАКОЕ «ШПРЕХШТИММЕ»?

На немецком этот термин означает особенную технику распева текста, которую использовали в ХХ в. такие выдающиеся композиторы как Альбан Берг  («Воццек») и Арнольд Шенберг («Лунный Пьеро»). Вокальная лента, как и партитура в целом, в их операх, далека от «сладких» звуков Гаэтано Доницетти или Жоржа Бизе. Однако в большей степени отвечает жестокой реальности прошлого века. И современной эпохи также. С помощью такого экспрессивного (иногда дразнящего уха) стиля можно поразить аудиторию (если она к этому подготовлена и положительно настроена). А как это сделать, если украинские певцы в учебных заведениях практически не знают других средств пения, кроме академического? Именно поэтому диапазон их возможностей менее  гибкий, чем на Западе. А о наших рядовых слушателях нечего и говорить.

Композитор Алла Загайкевич шла на определенный риск, когда предлагала свою партитуру «Василия Вышиваного» для публичного исполнения. Но сделать традиционную оперу по такому сюжету, конечно, не хотела. К тому же давно избрала в творчестве электроакустическую музыку, которая, по ее мнению, со временем может составить конкуренцию академическим жанрам. Среди творческих сподвижников Аллы Загайкевич, которые хотят настоящего возрождения украинского художественного авангарда, одно из главных мест сегодня занимает певица и дирижер Виктория Витренко. Получив музыкальное образование в Украине, Витренко нашла поддержку своим художественным вкусам в Штутгарте (Германия). И недавно вместе с коллегами осуществила турне по таким   музыкально развитым  украинским городам как Киев, Харьков и  Львов. Кроме музыкально— визуального перформанса «Новое Возрождение»,  В. Витренко  и А. Загайкевич были приглашены принять участие в мастер-классе для певцов — участников проекта «Василий Вышиваний».

«КОРОЛЬ», ПАЛАЧ И ДЕВУШКА

Как заметил один из исполнителей «Вышиваного» Сергей Крижненко, мастер-класс оказался полезным, но сразу не мог бы устранить все вопросы и решить проблемы певцов, воспитанных в академическом стиле.  На первом этапе освоения вокальных партий певец работает с концертмейстером, то есть пианистом, осведомленным в технике и художественных особенностях пения. За этим процессом следит сегодня дирижер Юрий Яковенко, который согласно разработанному графику передаст общее музыкальное руководство Оксане Лынив. На первых этапах (до выхода на сцену и репетиций с оркестром) образы героев только формируются, но уже обретают у солистов определенную и логическую форму.

Олицетворением зловещей эпохи, сборным образом палача в либретто является Человек в черном. «Никто не любит тайные службы, все любят открытую политику. Не понимая того, что политика первой работает на тайные службы. Мы правим хребет политики, мы исправляем ее осанку, делаем ее немножко более привлекательной. Мы подчищаем за монархами и адмиралами пропущенные запятые и вопросительные знаки...» (отрывок из либретто С. Жадана). Будет воплощать образ Человека в черном баритон Александр Лапин, ведущий солист Восточной «Оперы». Человек в черном становится продолжением других знаковых ролей этого артиста — Яго в «Отелло» Дж. Верди, начальника тайной полиции Скарпиа в опере Дж. Пуччини «Флория Тоска» и  многих других  ролей, блестяще воплощенных на харьковской сцене.

Единственной лирической фигурой в опере остается Девушка, любовь Вышиваного, однако такая же загадочная, как и его тяготение к Украине. Сегодня эту роль готовит Юлия Пискун, находя в своей вокальной партии те распевные интонации, которые помогают  увидеть партитуру более мелодичной и возвышенной.

Наконец, к исполнению роли Василия Вышиваного готовится ведущий солист Восточной «Оперы» Владимир Козлов, который имеет собственную мотивацию образа и склоняется до того, что в опере А. Загайкевич традиционное распределение исполнителей по вокальным партиям должно измениться  подобно драматическому  спектаклю — то есть по ролям. В литературном тексте он ищет то эмоциональное состояние, которое поможет передать эмоциональную окраску  героя через тембр, динамику, дыхание, взаимодействие с партнерами. Этот внутренний голос героя, считает артист, очевидно должен быть похожим на мелодекламацию, что никоим образом не связано с желанием покрасоваться высокой нотой, выхватить из музыкальной партитуры какой-то эффектный фрагмент и выставить его заранее. Планируется, главную роль в опере также исполнит известный актер из киевского Театра на Подоле Вячеслав Довженко. Хочет ли Вышиваный в действительности стать королем Украины? Скорее, нет, потому что его попытка выше личностных амбиций. Народ должен научиться борьбе за свободу, противостоять притеснению. Тогда будет расцветать нация, потому что иметь своего короля — это большая честь.

Александр ЧЕПАЛОВ, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины. Фото предоставлены театром
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ