В оскароносном фильме «Два папы» кардинал, рассказывая Папе Римскому, как у него возникло желание осуществить постриг, вспоминает танго с любимой девушкой в ресторане Буэнос-Айреса.
О том, что танго возникло, как танцевальный диалог мужчины с женщиной легкого поведения по сравнению с отождествлением мужчины с тореадором, женщины с мулаткой не кажется убедительным. В действительности танго-женщина должна быть легкой, невесомой, полетной, такой, что не по земле ходит и даже не отталкивается от нее, а оберегает ее.
Этот танец о пламени страсти мощнейшего экзестенциала-послания — цель антропологической эстетики. Безудержное стремление экстаза, убегание от будничного, понятного, нормированного. Разрушительная убийственная сила страсти желается каждым человеком. Кто-то имеет силы не решится на испытание ею, кому-то это просто не дано, кто-то с нанесенной ею раной доживает век, кто-то считает лучшим его укоротить. В реальной жизни по большей части температура страсти со временем спадает. В «аргентинском танго» она сплавляет ее и его в финальное мгновение-проникновение в неземное, бесконечное и сверхсознательное, большее, совершеннее мизерности времени и пространства.
Как у Олеся Бердника:
В грудях заграв ,
заспівав урочисто орган
Клавіші — в серці. Клади на них
руки страждань
Ти вже не тіла шматок,
а думок океан
Море надій таємничих,
вітрило бажання.
В Аргентине говорят: «Хороший ресторан тот, в котором простая мебель и пожилые официанты». Во всех танго-шоу гастрономическое предисловие такое мощное, что без молодежи в обслуге не обойтись. Если закуски холодные и горячие радуют, то уже десерты раздражают. Что же касается основного блюда — стейка, то он порождает подозрение: не мясо ли это слона. Толщиной с 500-страничный роман он занимает всю тарелку! Те редкие герои, которым удалось преодолеть его целиком, имели выражение лица людей, которые совершили подвиг, спасли человечество, пожертвовали собой, но не сдались.
В итоге, все зрители с разной готовностью вместе с танго размышляли о корне бытия — а таким в этом танце провозглашается страсть.
В шоу ElQuerandi («Желанный») нефы зала соединяются под прямым углом, и сцена читается носом корабля. Это замечательно обыгрывают певцы. Без страха к шторму оваций врезаются в сытое зрительское море и таки пробуждают, и стимулируют волнение.
В этом шоу 4 пары в возрастных категориях от юности до зрелости, демонстрируют соответствующие оттенки страсти.
В «аргентинском танго» техника танца сконцентрирована на ловкости движений ног. Повороты головы резки, редко умеренные, будто сбрасывают груз мыслей. Почему-то в такие моменты возникала ассоциация с китайской техникой возбуждения вдохновения — художник стучит себя по темечку бамбуковой палкой.
Шоу «Танго Пьяццоллы» происходит в основанном гениальным композитором театре. Его произведения Rapsodiaportnena, SinforniaBuenosAires, Sinfonietta,Tango: ZeroHour, Porunacabeza и Volver стали новой эпохой в музыке танго, а мастерство игры на бандонеоне до сих пор считается непревзойденным. Недаром в репертуаре Национальной филармонии Украины две программы на музыку А. Пьяццоллы «Астор «Убийца» танго» и «Танго влюбленных», на которую приглашают меломанов на День влюбленных (14 февраля). Особенностью демонстративной профессиональности актеров в этом шоу была рискованная и азартная импровизация. На это очень точно и подбадривающе реагировал оркестр. И певцы, музыканты в своих соло на скрипке, фортепиано заводили зал какой-то уникальностью мгновенного состояния, будто выплескивая свои таинственные ходы души.
«Мистер танго» — самое мощное по технической оснастке и бродвейским претензиям шоу. В когда-то фабричном помещении далековато от центра города создан трехъярусный концертный зал.
Посредине партера большая сцена с поворотными кругом и кольцом. Подиум под стенкой, которая служит огромным экраном. Во втором ярусе ложи, представьте, с занавесями, которыми можно закрыться от действа, вдруг оно что-то навеет такое, что не до него будет.
Особенностью «аргентинского танго» в этом шоу было сочетание парных танцев с танцами, в которых все актеры создавали яркие композиции. Чрезвычайно цельную танцевальную программу, которая начала напоминать марафон на выживание, в интерактив перевел основатель шоу (поговаривают и хозяин) Фернандо Солера — известный в Аргентине певец.
После вступительной песни он достаточно долго шутил с публикой, потом начал легкий разговор о семье, детях, родине. Еще попев, пригласил на сцену три поколения музыкантов, которые играли в этом шоу. Дирижера под руки вывели к пульту, он взмахнул своей палочкой, и ветераны врезали сюиту из танго-хитов.
После этого акта уважения к старшим, самая молодая пара проплясала танго-оду молодости. Девушка летала над сценой на лонже, ее принимал в объятия мистер-танго.
На экране ожили документальные кадры из уличных волнений под время свержения военной хунты, пламенное выступление жены президента Аргентины Эвы Перон, о которой снят известный фильм «Эвита» с Мадонной в главной роли. Со сцены до потолка выросла клумба из бело-голубых тканей цвета национального флага Аргентины, все собравшиеся встали, а кто смог пел гимн страны вместе со всеми творцами шоу.
Такой пафосный финал абсолютно органично вырос из высоты чувств, которые жили и расцветали в танце, музыке, песнях, в душах актеров и зрителей.
В Аргентине танго танцуют все. Мне посчастливилось побывать как-то вечером в парке, где под открытым небом танцевали и старые, и молодые. Наибольшее наслаждение даровали старшие люди, которые, честно говоря, уже не столько танцевали, скорее, просто двигались крепко держась друг за друга, вдохновенные универсумом танго.